AMP18+

Екатеринбург

/

Власти отодвинут управляющие компании от кормушки в ЖКХ

Российские власти готовят проект поправок в жилищное законодательство – изменения касаются схемы оплаты населением потребленных ресурсов. Большая часть жителей страны направляет деньги посредникам, как правило, это управляющие компании, и законодатели хотят изменить эту ситуацию, чтобы платежи поступали непосредственно ресурсникам.

В последний месяц представители федеральных властей активно «прокачивают» тему перехода населения на прямые расчеты с поставщиками ресурсов – горячей и холодной воды, отопления, газа и электроэнергии. Жилищным кодексом РФ и сейчас не запрещено оплачивать деньги напрямую ресурсникам. Часть россиян действительно рассчитываются непосредственно с теми, кто поставляет услугу. Но, как отмечает корреспондент NDNews.ru, в основном, это владельцы домов, от которых управляющие компании отказались, например, по причине сильной ветхости зданий. Самым же популярным остается оплата ресурсов через посредника – в основном, через УК. Почему же способ, который практикуют большинство россиян с 2005 года, власти посчитали теперь неэффективным?

В начале марта на межрегиональном совещании по ЦФО директор департамента ЖКХ Министерства строительства и ЖКХ РФ Оксана Демченко пояснила, что это поможет убрать с рынка недобросовестные управляющие компании – те, что существуют за счет денег, которые жители вносят за ресурсы и которые не всегда доходят до поставщика услуг. Например, в ЯНАО задолженность УК перед ресурсниками на текущий момент составляет порядка трех миллиардов рублей.

Практика свердловских компаний говорит о том, что инициатива чиновников не лишена смысла. Облкоммунэнерго перешло на прямые расчеты с потребителями в 2013 году. Выступая в роли посредников между ресурсником и потребителем, управляющие компании не справлялись со сбором средств. Долги перед компанией со стороны населения оборачивались задолженностью ресурсника перед другими поставщиками – за газ, электричество. Из-за чего, например, отопительный сезон начинался для жителей, которые стали должниками по вине УК, позже других. «Так, «Уралсевергаз» всегда подключал должников в последнюю очередь, – привел пример зам гендиректора Облкоммунэнерго Евгений Волков. – В Артемовском собираемость платежей населения была очень низкая, составляла всего 60-70%. А после перехода на прямые поставки она выросла до 90%».

Резон в том, чтобы жители рассчитывались напрямую с поставщиками, видят и в екатеринбургском Водоканале. В пресс-службе предприятия NDNews.ru рассказали, что сейчас УК задолжали им более миллиарда рублей, так что перейти на прямые расчеты с жителями многоквартирных домов там не против – к тому же заключать договоры с «физиками» не ново для предприятия, по этому же принципу построена работа с жителями частного сектора. «Это может быть удобнее и для самих жильцов. Так, на сайте предприятия работает онлайн-кабинет абонента, через который можно вводить показания приборов учета и получать квитанции на оплату», – пояснили в отделе по работе с клиентами.

В управляющих компаниях относятся к инициативе властей по-разному. Только крупные игроки могут позволить себе отказаться от посредничества при перечислении денег ресурсникам. Так, жильцы домов, которые обслуживает управляющая компания «Стандарт», перешли на прямые платежи за услуги СТК уже почти два года назад. В квитанциях прописываются отдельные строки и есть отдельный штрих-код. «Ресурсник видит реальную картину платежей от жителей, и у него уже не возникает сомнений, что все собранные деньги доходят до него. Управляющая компания собирает свои деньги – за содержание жилья, и целевым образом направляет на благоустройство, текущий ремонт и так далее», – рассказала NDNews.ru пресс-секретарь УК «Стандарт» Елена Ильина.

Кроме того, отмечает корреспондент NDNews.ru, есть и еще пара моментов, которые не озвучивают представители того же минстроя, когда декларируют правильность перехода на прямые расчеты. Первый относится к разряду мелочей. Не всегда ресурсники готовы работать напрямую с потребителями в части выставления счетов, да и для самых жителей многоквартирников едва ли будет удобным появление минимум шести разных квитанций – от УК за уборку территории, вывоз мусора и текущий ремонт, от фонда капремонта, а еще за свет, воду, газ и тепло. Расчеты через управляющую компанию упрощают этот момент, а при переходе на прямые поставки придется либо мириться с ворохом бумаг каждый месяц, либо прибегать к услугам тех же УК или расчетных центров для создания единой платежки.

Второй момент связан с незащищенностью рядовых потребителей перед гигантами-ресурсниками. Кулуарно в управляющих компаниях говорят, что ресурсоснабжающие организации нередко выставляют более высокие счета за общедомовое потребление, и если УК, имеющие в штате нужных специалистов, могут оспорить цифры, запрошенные ресурсниками, то у простых жителей таких рычагов нет.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Экономика,