AMP18+

Екатеринбург

/

«Ввести режим ЧС? Не проблема», – уральские мэры о доступе к резервному фонду

Уже несколько недель общественники и депутаты пытаются выяснить, насколько законными были траты из резервного фонда Свердловской области на устранение режима ЧС по теплу в 2014 году в ряде муниципалитетов – тогда сети и котельные обновляли за бюджетные средства без проведения конкурсов. Прокуратура продолжает наказывать мэров, незаконно вводивших режим ЧС, а NDNews.ru узнал, насколько сложно объявить в территории чрезвычайную ситуацию.

Согласно действующему законодательству, чрезвычайная ситуация на территории муниципалитета, если число пострадавших не превышает 50 человек, вводится силами местной власти. По областному закону, в каждом муниципальном образовании есть комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В нее входят не только сотрудники чрезвычайных ведомств. Как пояснили в пресс-службе областного управления МЧС России корреспонденту NDNews.ru, по большому счету, слово за властями территории, на которой вводится режим ЧС или повышенной готовности к ЧС. Решение о введении режима не согласовываются с представителями чрезвычайного ведомства, скорее, в МЧС предоставляют информацию об уже принятом решении.

Тем не менее, представители и МЧС, и полиции, и прокуратуры, и, конечно, муниципальных властей входят в комиссию. Как пояснил корреспонденту агентства глава Тавдинского городского округа Виктор Лачимов, решение о введении ЧС или повышенной готовности к ЧС принимается коллегиально. «Это не чья-то хотелка, в этом процессе участвует большое количество людей», – отметил собеседник NDNews.ru.

Тем не менее, по словам главы округа, проблемы в том, чтобы ввести режим ЧС, если есть реальная угроза жителям населенного пункта, нет. «В Ирбите отрезана дорога – там ввели режим ЧС. У нас еще лед стоит, таять будет позже, но мы тоже, скорее всего, будем вводить режим. Он вводится не всегда, когда уже что-то плохое случилось, а когда есть возможность предотвратить чрезвычайную ситуацию», – пояснил Виктор Лачимов.

Напомним, введение режима ЧС открывает перед местными бюджетами доступ к резервному фонду Свердловской области. И если одни муниципалитеты пользуются этим, чтобы решить текущие проблемы, то, как считают общественники, другие могут использовать это в целях «вывода» бюджетных средств. «Например, надо нам дамбу подсыпать, чтобы не размыло, – если мы начнем проводить торги, объявлять котировки, уйдет время», – сказал Виктор Лачимов.

Действительно, когда речь идет о лесных пожарах, паводке, который сейчас охватывает все новые территории в регионе, неожиданных снегопадах, как в Серове в октябре 2014 года, когда за сутки выпало 500 мм осадков, возможность сэкономить время – бесценна. И совсем другая ситуация, когда местные власти срывают программу модернизации систем отопления в летний период, а к зиме выясняется, что подать тепло в дома нельзя, и потому вводится режим ЧС – по сути, чиновники прикрывают свою нерасторопность деньгами резервного фонда. Так было в Белоярском городском округе, где муниципалитету выделили деньги на модернизацию теплосетей, однако проведена она не была, в итоге власти объявили режим ЧС, что позволило выбрать подрядчика без конкурсов, а в итоге работы были сделаны некачественно (был выбран неверный диаметр труб), так что отопительный сезон в Белоярке начался очень поздно. В настоящее время представители муниципальных властей находятся под следствием по делам о взяточничестве и мошенничестве.

О похожей ситуации в Верхотурье писали общественники – там, по их мнению, во время введенного режима ЧС по теплу без конкурса был отдан подрядчикам контракт на 111 млн рублей.

Вообще, как показывает практика, мэры легко идут на введение режимов ЧС по теплу, чтобы не проводить конкурсы на модернизацию теплосетей. Как сообщили NDNews.ru в пресс-службе прокуратуры Свердловской области, в сентябре 2015 года в Дегтярске местный глава Игорь Бусахин незаконно ввел режим ЧС, чтобы заключить муниципальный контракт на строительство котельной. В отношении чиновника было возбуждено дело – правда, только административное, по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ «Несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок…». Кстати, на модернизацию системы теплоснабжения Дегтярска облбюджет в 2014-м выделил 41 млн рублей и еще 57 млн рублей – в 2015-м. При этом Бусахин, чьи действия признали незаконными, заплатит мизерный штраф – 25 тысяч рублей.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Экономика,