AMP18+

Екатеринбург

/

Бюджетный комитет заксо проснулся: «Кто вообще внес это закон?» От министра Орлова потребовали обосновать налоговые льготы, пролоббированные им три года назад

Сегодняшнее заседание бюджетного комитета заксо внезапно выявило недовольство депутатов членами областного правительства. Выслушав доклад представительницы министерства инвестиций и развития Елены Хлыбовой о результатах деятельности организаций, с 2014 года имеющих налоговые льготы в качестве реализаторов приоритетных инвестиционных проектов, депутаты нашли, что льготы были предоставлены совершенно зря, а бюджет потерял десятки миллионов рублей. Кроме того, они назвали докладчицу «некомпетентной» и потребовали призвать к ответу самого министра – Алексея Орлова.

Как сообщила в докладе Елена Хлыбова, статус льготников в 2014 году был предоставлен шести компаниям: КУМЗ, СУБР, ООО «Про-Лайн», «Уральские авиалинии», «Свеза – Верхняя Синячиха» и «Национальная сурьмяная компания». С начала реализации инвестпроектов в общей сложности в них было инвестировано 31,7 млрд рублей, по состоянию на январь 2016 года они в совокупности создали 320 новых рабочих мест. В 2014 году за предоставлением льгот не обратилась ни одна из них. В 2015 за льготой по налогу на прибыль обратились только «Уральские авиалинии», в результате объем предоставленной им льготы составил 4,5 млн рублей. За льготой по налогу на имущество организаций обратились уже трое: те же УА, КУМЗ и СУБР. Размер льготы (на троих) составил 85,9 млн рублей, или 8,8 % от объема всех уплаченных ими налогов (972,7 млн рублей, в том числе НДФЛ – 704,6 млн рублей). Три оставшихся предприятия за льготой по налогу на имущество не обращались, так как, пояснила докладчица, «основные средства, подлежащие постановке на баланс, организациями не созданы».

И члены комитета, и председатель Счетной палаты области Андрей Ефимов в своей реакции были единодушны: доклад совершенно не дает представления о том, каким образом наличие льготы способствовало росту инвестпотенциала области. Попытки Елены Хлыбовой спасти ситуацию успехом не увенчались: один из депутатов, Армен Карапетян, даже назвал ее «некомпетентной». Депутат Валерий Савельев предложил вовсе приостановить реализацию закона о льготах: «Уральские авиалинии» как собирались строить свой новый терминал с 2001 года, так они его и построили. Закон совершенно не имеет к этому отношения. Мы просто потеряли бюджетные деньги», – заявил он. Председатель комитета Владимир Терешков возразил, что отменять закон не стоит, но потребовал от министерства в срок до 10 мая предоставить в комитет подробную справку за личной подписью Алексея Орлова. «Обозначьте критерии, по которым вы отбирали этих получателей, как они этим критериям соответствуют, укажите причины, почему что-то произошло или не произошло. Они там вообще шевелятся или не шевелятся? «Про-Лайн» собирался строить завод в Михайловске, но он его не строит, потому что они не смогли подтянуть инвесторов. Так за что мы им льготы-то даем? Это не выдерживает никакой критики», – подчеркнул Терешков. «Кроме недополученной прибыли мы от этого закона ничего не получили», – поддержала Елена Чечунова, после чего депутаты задались вопросом, кто вообще внес этот законопроект в 2013 году, и совместными усилиями вспомнили, что это было областное правительство.

В итоге принять правительственную информацию к сведению в представленном виде комитет отказался и единогласно (кроме отсутствующего Льва Ковпака) проголосовал за то, чтобы вернуться к этому вопросу на следующем заседании 23 мая, после получения дополнительных материалов от Орлова.

Примечательно, что следующим вопросом комитет рассмотрел и одобрил законопроект о новых налоговых льготах – на этот раз для предприятий-резидентов ТОРов и ЗАТО. Законопроект представил министр экономики Дмитрий Ноженко. По его словам, правительство предлагает понизить упомянутым категориям в четыре раза взносы в ФСС и ТФОМС, установить ставку налога на добычу полезных ископаемых в размере 0%, а налог на прибыль утвердить в размере не выше 5% в первые пять лет и не более 10% в следующие пять лет. Ирония заключается в том, что ни одной ТОР в Свердловской области еще не создано. На этот статус претендует Краснотурьинск, но, напомним, его единственный резидент недавно был признан банкротом. Тем не менее замминистра инвестиций Дмитрий Нисковских заверил депутатов, что экономический эффект от принятия закона все равно будет выше потенциально недополученных доходов. Он аргументировал это тем, что сейчас существует очень высокая конкуренция между регионами, и Свердловская область должна предложить потенциальным инвесторам более выгодные условия, чем ее главные конкуренты – Челябинская и Кемеровская области, примерно равные Среднему Уралу по числу моногородов. Хотя ряд депутатов выразили сомнения, что закон принесет пользу, Владимир Терешков предложение правительства поддержал. «Не будет преференций – не будет инвесторов», – резюмировал он.

Екатеринбург, Евгения Вирачева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Экономика,