AMP18+

Екатеринбург

/

«Телевизоров плазменных 4, утонули» – администрации городов начали проверку заявлений пострадавших от паводка (ВИДЕО)

На Среднем Урале власти муниципальных образований начали подсчитывать ущерб, нанесенный весенним паводком. В населенных пунктах формируют списки граждан, которые пострадали от масштабного наводнения и могут претендовать на компенсации. Суммы материальных выплат выходят приличные, но на местах продолжают выяснять, кому все-таки положены деньги, – кое-где население привирает о своих потерях, а где-то в выплатах отказывают, так как не был введен режим ЧС.

Как передает корреспондент NDNews.ru, ранняя весна принесла Свердловской области в этом году один из самых мощных паводков за последнее время. Первые тревожные сводки МЧС стали приходить из западных районов – Ирбита и Каменска-Уральского. Далее география половодья расширилась – «большая вода» пришла в Красноуфимск, Староуткинск, Первоуральск, Полевской и другие города. В 20-ых числах апреля в зоне подтоплений оказались сотни населенных пунктов Верхотурского ГО, Туринского и Слободо-Туринского районов, а также поселки около Серова, Нижнего Тагила, Тавды. Местным жителям пришлось спасать домашних животных и скот – уводить их на естественные возвышенности и эвакуироваться самим на чердаки, а после – вынужденно уезжать к родственникам или отправляться в пункты временного размещения. Все это происходило на фоне введенных режимов ЧС, которые сейчас начинают отменяться. В частности, такое решение только накануне, 24 мая, было принято в Слободо-Туринске, а 20 мая – в Ирбите.

Пострадавшие от паводка жители Свердловской области теперь ждут компенсационных выплат, о которых ранее сообщали областные власти. «В каждом муниципалитете, где есть пострадавшие, должны быть созданы комиссии. Ущерб должен быть зафиксирован. Деньги на компенсации людям мы выделим», – заявлял в конце апреля председатель регионального правительства Денис Паслер. Впрочем, претендовать на денежные выплаты могут далеко не все граждане.

Как пояснила сегодня нашему агентству специалист по ГО, ЧС и мобилизационной работе мэрии Староуткинска Ирина Порошина, выплаты положены только тем уральцам, у кого пострадали предметы первой необходимости – холодильники, диваны, кресла, телевизоры и т.д., находящиеся в жилом доме. При этом в населенном пункте должен был действовать режим чрезвычайной ситуации. В противном случае в материальной помощи отказывают.

«Что касается нашего города, то в этом году мы не сильно пострадали от паводка. Уровень воды в реке Чусовая достиг отметки в 504 сантиметра при критических 550 см. Поэтому режим ЧС у нас введен не был. Кроме того, у граждан пострадали только придомовые участки. В этом случае компенсации не положены», – отметила собеседница агентства.

По ее словам, граждане в основном обращаются в администрацию за справками о том, что весной их придомовые территории оказались под водой. С ними они далее идут в страховые компании для возмещения ущерба. «Таких обращений – три. Это те граждане, кто заблаговременно, по опыту прошлых лет, застраховал свое имущество. Поэтому мы можем говорить только о страховых случаях, а не о выплатах государства», – заключила Порошина.

Половодье в Староуткинске

Иная ситуация в Верхотурье, где, в отличие от Староуткинска, режим ЧС введен был. Как рассказал нашему агентству начальник местного отдела по делам ГО и ЧС Сергей Терехов, к настоящему моменту специально созданная комиссия обошла все пострадавшие дома, провела беседы с гражданами, претендующими на единовременную помощь. «Цифры получаются такие. По 10 тысяч рублей получат около 170-180 граждан, еще порядка 50 человек – по 50 тысяч рублей. Это те лица, которые потеряли предметы первой необходимости. Суммы зависят от объемов пострадавшего имущества. Так или иначе, на выплаты из областного резервного фонда только нашему городскому округу будет выделено более 4 миллионов рублей. Документы на выделение компенсаций отправим в Екатеринбург в следующий вторник», – сообщил Терехов.

Не обходится в Верхотурье без трудностей. По словам чиновника, сложности заключаются в том, что не все граждане были зарегистрированы по месту жительства. А без прописки претендовать на компенсации нельзя. «Поэтому решаем сейчас эти моменты – гражданам приходится доказывать, что они постоянно жили в доме, который подтопило. Таких случаев много», – заметил он.

Еще сложнее ситуация в Ирбите. На днях был составлен реестр подтопленных домов и подворий, но власти города продолжают выяснять, сколько же все-таки денег потребуется для компенсации. «Разовая выплата всем пострадавшим 10 тысяч, до 50 тысяч тем, у кого пострадали вещи первой необходимости. У нас в зону затопления попало всего 87 домов и 208 придомовых территорий. Но в каждом случае приходится выяснять, кому положены выплаты. Для примера, нам пишут заявление – мой дом затопило, все вещи уплыли, положена компенсация. А мы приходим на место – этот дом уже давно сгорел, его вообще нет. Другая ситуация. У нас в перестроечные времена из опасной зоны отселяли, люди получали квартиры в безопасном месте. И тогда надо было вообще запретить стройку и проживание в опасной зоне, но этого сделано не было. Потом эти дома кто-то продал, кто-то как дачные домики в собственность оформил, а кто-то других заселил и никак дом не оформил. Человек живет на горе, этот дом как дачный использует и пишет – у меня утонул плазменный телевизор за 40 тысяч. Я бы, наверное, этот телевизор при паводке убрал, если честно. А кто-то говорит: 2, 3, 4 телевизора утонули. Все эти факты надо проверять», – рассказал глава Ирбита Геннадий Агафонов. Он сообщил также, что во вторник пройдет заседание правительства, где будут рассмотрены эти вопросы. По словам Агафонова, «на местах» ждут и указаний федералов, так как паводок охватил многие муниципалитеты в нескольких регионах, и вопросы по компенсациям в таких случаях решаются не только на уровне глав городов и субъектов. Впрочем, одно ясно точно – коммерсанты останутся без компенсаций, им в любом случае помощь государства не положена. А в Ирбите паводок добрался в том числе и до страусиной фермы. Спасатели тогда экстренно эвакуировали птиц, но, как отметил сегодня мэр Ирбита, один страус все-таки утонул.

Однако в ряде территорий паводок до сих пор не завершился, поэтому можно делать лишь примерные выводы о его последствиях. Так, в Гаринском районе в воде остаются 60 подворий и 17 домов, в Туринске уровень воды хоть и снижается, но в зоне подтопления еще остались два дома и семь подворий, паводок держится и в Тавде. Отметим, здесь режим ЧС ввели 26 апреля, он действует до сих пор. Пока, по словам главы Тавдинского ГО Виктора Лачимова, компенсировать особо нечего, вода добралась до двух домов и восьми подворий, но в МЧС не исключают дальнейший рост уровня воды.

«Нас предупреждали, что уровень может подняться на 9,30 метра, пока этого нет. Но мы все равно готовимся, отсыпаем грунт и т.д. Пока невозможно сказать, когда будет работать комиссия (по определению сумм компенсации), но порядок нам известен. Соберемся, подсчитаем дома, ущерб – и по повреждениям домов, и по вещам. Деньги у нас в резервном фонде есть, система трат с областью 50 на 50. Но выплаты, конечно, получают только те, у кого оформленная собственность. В случае самозахвата, самовольной несогласованной постройки мы никак не помогаем», – прокомментировал Лачимов.

Екатеринбург, Игнат Бакин, Светлана Загороднева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Общество, Россия, Паводок - 2016,