Что думают старообрядцы о покемонах, татуировках и бездуховности – репортаж NDNews.ru из деревни Кенчурка (ВИДЕО)
Старообрядческая деревня в 150 километрах от Екатеринбурга по-своему уживается с 21 веком – ее жители несколько лет назад обзавелись электричеством, но отказались проводить интернет, они смотрят телевизор, но женят детей по старым правилам. Съемочная группа NDNews побывала в деревне Кенчурка, обитатели которой рассказали о местном укладе.
К поселившимся здесь много лет назад старообрядцам теперь добавляются и дачники, бывшие жители городов, хотя поселение и находится вдалеке от основных дорог, Кенчурка – от слова Кенчур, что в переводе с мордовского означает «проходная шишка». Деревня располагается на возвышенности и, видимо, здесь раньше проходила тропа промысловиков, отсюда и название речки и поселения. Кенчурские старообрядцы относятся к так называемым «беспоповским» – ни церкви, ни попов. Недалеко от деревни стоял скит, к живущему в нем старцу Израилю, по рассказам местных, ходили и за советами, и поговорить, и вылечиться. А заводское начальство в Полевском посылало к старцам работников лечиться от алкоголизма. Сохранять «правильный» уклад жизни – пожалуй, главная заповедь для старообрядцев. Особое, очень уважительное отношение к труду и к семье – большая редкость сегодня в городах и селах, но не здесь. «Не пьют, не курят, держат себя в строгости и все время работают» – так характеризуют самих старообрядцев соседи. Дома старообрядцев можно отличить с первого взгляда – какие постройки больше, а хозяйство крепче – те и их. Женщины всегда носят платки на голове, а мужчины – все с бородами. Заиметь бороду может только мужчина, готовый нести ответственность за семью, подчеркивают кенчурцы.
Как рассказывают в деревне, электричество у них появилось в 2007 году, мобильная связь отсутствует, а на собрании по поводу проведения интернета из 50 пришедших согласие дали только 7 человек. Конечно, в деревне появились дома и новых селян, но для старообрядцев они остаются чужаками, даже после более чем 10-летнего соседства. «Я вот 12 лет тут живу, дружок у меня Гриша из них, дак я у него дома ни разу не был, – рассказазал житель села Милий Юрганов. Тем более настороженно они относятся к журналистам и редко соглашаются с ними побеседовать.
Съемочной группе NDNews.ru повезло – самая старшая из жительниц-старообрядческой общины – ей около 90 лет – Мария Коминова согласилась поговорить и рассказала о своей жизни, отношении к Богу и к семье. «Мы уже не старообрядцы. Вот муж у меня был настоящий, верующий. А я-то только замуж вышла», – подчеркивает Мария. Впрочем, так говорят практически все дети и внуки старообрядцев. Увидев у видеооператора татуировки, с огорчением спросила: их ведь даже не свести?!». И объяснила: «Чистое тело и чистая душа должна быть, рядом с бесом ходишь, как же потом перед богом предстанешь?!» Собеседница агентства признается: «Муж как часть меня был. Умер – и стало мне скучно жить, ничего не хочу. Только пчелы наши остались…».
Жители Кенчурки рассказывают, что старообрядцы, несмотря на современные нравы, женят своих детей по старым правилам – ищут пару среди своих, хоть даже и с другого края страны. Сетуют на современную молодежь, что совсем отвыкают от труда: «Даже лопату не умеют держать, зато покемонов ловят».
Видеорепортаж из Кенчурки смотрите на канале NDNews.ru.
Кенчурка, Полевской район, Свердловская область, Таисья Юсупова, Семен Саливанчук, Антон Гуськов
© 2016, РИА «Новый День»