AMP18+

Екатеринбург

/

Банкротом стал, а долги не списались – арбитражный суд назвал подводные камни личного банкротства

Закредитованные уральцы стали чаще прибегать к процедуре личного банкротства. С начала 2016 года в свердловский Арбитраж поступило свыше тысячи заявлений от граждан о признании себя неплатежеспособными, и, по прогнозам специалистов, количество таких исков будет только увеличиваться. Но на практике выясняется, что люди не всегда осознают последствия банкротства и пытаются уйти от требований кредиторов обманным путем.

Как передает корреспондент NDNews.ru, за первое полугодие текущего года количество исков о финансовой несостоятельности граждан в Свердловской области выросло на 80%, по сравнению с 2015 годом, когда был принят соответствующий федеральный закон. При этом чаще всего в канцелярию арбитража стали поступать иски о самобанкротстве. Как рассказал на пресс-конференции зампредседателя арбитражного суда Александр Крюков, среди должников, пожелавших стать банкротами, превалируют обычные граждане, взявшие на себя непосильные кредиты. Бизнесмены составляют только 30% от общего количества таких исков. Несмотря на возросшую популярность механизма личного банкротства, в арбитражном суде не ожидают появления большого количества банкротов в ближайшее время. Отчасти это связано с тем, что люди неграмотно пользуются законом.

«Граждане часто не понимают последствий банкротства. У должников может сложиться впечатление, будто процедура полностью освободит его от долгов. Но они забывают, что закон не снимает с них требований о взыскании алиментов или компенсации за причиненный вред здоровью, например. Кроме того, если должник пытается скрыть свое имущество, предоставляет суду неверные сведения и не идет на сотрудничество с финансовым управляющим, то в таком случае банкротом человек становится, но долги не списываются», – отметил Александр Крюков.

К подобным ухищрениям чаще прибегают должники-предприниматели, поэтому при рассмотрении дел о банкротстве бизнесменов суд назначает экспертизу для выявления скрытых сделок. Если факт сокрытия имущества подтверждается, то суд обязывает должника выполнить требования кредитора.

Кроме того, люди не всегда осознают, какие ограничения накладывает на них статус банкрота. В течение пяти лет такому гражданину будет затруднительно получить кредит в банке, кроме того, он не сможет повторно подать заявление о банкротстве. Если в этот период поступит иск от кредитора, то даже в статусе банкрота должник не будет освобожден от обязательств, добавил Александр Крюков.

Впрочем, иногда и сами должники попадаются на удочку мошенников. С момента вступления в силу закона о персональном банкротстве количество частных юридических фирм, которые предлагают помощь закредитованным гражданам, выросло в разы. И не всегда эта помощь оказывается действенной. Председатель арбитражного суда Светлана Цветкова привела пример: недавно в канцелярию обратились две жительницы Екатеринбурга, которые хотели узнать, на каком этапе рассмотрения находятся их иски о банкротстве. Оказалось, что женщины обратились к некоему юристу, обещавшему взять на себя все хлопоты по оформлению исковых заявлений. «Специалист» взял деньги с клиенток, но никаких документов в суд не представил.

Чтобы избегать подобных случаев, в арбитражном суде недавно бы открыт консультационный центр, где гражданам помогают студенты-практиканты Уральского юридического университета. Также в ближайшее время коллегия судей проанализирует самые частые ошибки при оформлении искового заявления о банкротстве, после чего на сайте арбитража будет опубликована специальная памятка для населения.

Отметим, что на сегодняшний день в Свердловской области есть только одно завершенное дело о персональном банкротстве. Должник прошел процедуру реализации имущества и в результате освободился от долгового обязательства в размере 1,5 миллиона рублей.

Екатеринбург, Валентина Ярославцева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия,