«Случайные варяги» и «близкие друзья» – кого двигают на выборы малые партии
В Свердловской области завершилась регистрация партийных списков для участия в выборах депутатов заксобрания, подходит к концу регистрация кандидатов по одномандатным и многомандатным округам в 36 муниципалитетах, где 18 сентября наряду с федеральными и региональными пройдут местные выборы.
Как известно, наряду с парламентскими партиями в выборах участвуют и так называемые малые. Анализ их списков, проведенный редакцией NDNews.ru, показал две противоположные тенденции: региональные отделения одних малых партий концентрируют силы на «малой родине» своих лидеров, а других – записывают в списки граждан, не имеющих в принципе никакого отношения к региону, по которому они избираются, и «размазываются» тонким слоем по всей территории области.
К первым можно отнести, в частности, партию «Родина». Как уже сообщал NDNews.ru, этой партии не удалось зарегистрировать свои списки на региональном уровне – не успели собрать подписи. Зато в городе Рефтинском, где в сентябре выбирают местную думу, «Родина» выдвинула сразу 13 кандидатов, все они зарегистрированы. Ни в одном другом муниципалитете такого количества «родинцев» нет. Странность объяснилась очень просто: председатель регионального совета партии Владимир Фомин сам отсюда. «Я тут проживаю, работаю, у меня здесь дом, семья, дети в школу ходят, вот и единомышленников больше, местное отделение здесь сильное», – пояснил он.
Довольно странным оказалось наполнение списка кандидатов партией «За женщин России». Почти во всех тергруппах первым номером идет жительница или житель (мужчин в списке примерно столько же, сколько и женщин) Каменска-Уральского, а вот вторыми и третьими числятся жители Московской, Мурманской, Астраханской, Тамбовской, Тверской, Саратовской областей. Первое объясняется просто: руководитель областного отделения Галина Еремина проживает именно в Каменске. А вот почему список заполнен «варягами» – непонятно.
Можно вспомнить похожий прецедент и со списком партии «Коммунисты России», которые, как и «родинцы», не смогли в срок собрать подписи избирателей для регистрации. Тем не менее, в архиве избиркома сохранился представленный ими вариант списка, где большинство членов территориальных групп – жители республики Татарстан и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Еще интереснее история с Объединенной партией людей с ограниченной работоспособностью («ОПЛОТ России»). На выборы областного уровня они не заявлялись, но неожиданно появились в Белоярском округе, где в этом году также выбирают местную думу. Ни в одном другом муниципалитете их кандидатов нет. Не удалось найти и руководителя регионального отделения. По единственному указанному на федеральном сайте партии телефону корреспонденту NDNews.ru давать какие-либо координаты местных функционеров отказались наотрез, предложив взамен оставить свой телефон. На момент сдачи материала никто из представителей ОПЛОТа на связь не вышел.
По мнению директора Уральского филиала ФоРГО, политолога Анатолия Гагарина, такая ситуация характерна для большинства малых партий. «Еще в прошлый выборный цикл малые партии боролись за места в муниципальных думах, чтобы оттуда выйти на региональный уровень, а потом – на федеральный. Но, как выяснилось, процесс очень и очень небыстрый, и с такими скоростями у них очень небольшие шансы выйти когда-нибудь на федеральный уровень, – считает эксперт. – За последние несколько лет появились более 70 новых партий, но большинство из них организационные процессы представляют себе плохо и остаются в состоянии романтического воодушевления. На местах большинством из них сделано очень мало. Включение в списки «варягов» – не от хорошей жизни, это значит, что партия берет всех подряд, кто согласился».
Екатеринбург, Евгения Вирачева
© 2016, РИА «Новый День»