Из Екатеринбурга сделают альтернативу Казани с турами выходного дня (ФОТО, ВИДЕО) Завлекать будут бандитами, Тагилом и Ельциным для иностранцев
В этом году в Екатеринбурге летом – небывалое количество туристов. Одна из причин – из города решили сделать альтернативу Казани, предложив пакетные туры с перелетом, проживанием и экскурсиями по небольшой стоимости. Российских туристов заманивают экскурсиями про бандитов и ТВ-фишками, иностранцам показывают «Коляда-театр» и Ельцин-центр и говорят про демократию. Как можно сделать Екатеринбург привлекательным для туристов и отхватить часть потока у Казани – в интервью NDNews.ru с коммерческим директором международного оператора «Европорт» Антоном Потаповым.
NDNews.ru: Антон, «Европорт» – международный оператор, который много лет составляет и продает разные туры в другие страны. Как вообще у вас возникла идея продавать туры в Екатеринбург?
Антон Потапов: В феврале к нам обратилось министерство инвестиций с просьбой создать полный турпакет выходного дня – преимущественно для жителей Москвы и Центрального федерального округа. Чтобы была некая альтернатива Казани. Мы посчитали это хорошей амбициозной задачей, хотя и было понятно, что таких потоков туристов в Екатеринбурге не будет. И уже в начале марта мы выдали на рынок полный пакет: перелет из Москвы, отель, экскурсионная программа. Задачей было сделать это доступным продуктом, и цена за весь тур составила 17 тысяч рублей с перелетом на человека при двухместном размещении. Такое всех устроило, и заказы пошли. Сразу оговорюсь, что мы не стали устраивать передел рынка и не пошли в сторону делового и MICE-сегмента, мы работаем только с туристами, которые едут в Екатеринбурге именно отдыхать на выходные. Поэтому стали искать разные варианты: сделали дополнительные тематические «Бандитский Екатеринбург», «Конструктивизм» и так далее.
Иллюзий никаких не было. Мы сразу понимали, что больших денег не заработаем. При всей моей любви к Екатеринбургу мы – не туристическая Мекка, и нескоро ей станем. Поэтому и на следующее лето нашей задачей остается просто пробовать что-то новое, выдавать какие-то продукты, интересные людям, а не зарабатывать. Но я уверен, что через несколько лет Екатеринбург хоть и не догонит Казань по туристическому потоку, но оторвет у нее увесистый кусок.
Утро в Екатеринбурге
Чем еще кроме традиционных царской семьи, Европы-Азии можно привлечь в Екатеринбург туристов? Кому-то интересен бандитизм, конструктивизм?
А.П.: На самом деле конструктивизм, бандитизм – это тоже старые темы. Такие же старые, как царская семья и Европа-Азия. Екатеринбург в этом плане очень сложно продвигать и рекламировать. Потому что даже сами жители не знают, чем заняться в городе, не знают зачем к нам приезжать. Мы, когда только занялись Екатеринбургом, на стратегических совещаниях начинали с 10 ассоциаций с Екатеринбургом – и не могли насобирать 10. Сейчас уже можем и 30 вещей назвать, и это не только конструктивизм и Храм-на-Крови.
На самом деле надо отталкиваться от тех вещей, с которыми Урал ассоциируется в массовом сознании. А это свердловский рок-клуб, «Уральские пельмени», челябинский метеорит, «Реальные пацаны», «Тагииииил!» из «Нашей Раши». Большинство россиян знают Урал таким, каким видят его по телевизору. Каждый раз у меня с коллегами возникает спор на эту тему. Лично я считаю, что не надо ломать то, что есть в сознании людей. Не надо всех убеждать, что Екатеринбург – культурная столица, куда ежегодно приезжают филармонические оркестры со всего мира. Да, это так, но это скучно – это неинтересно большинству. Заманить туриста можно только на таких приманках, которые у всех на слуху. А когда уже приедет – тогда и показывать, что мы можем не только «Тагиииил!» кричать, но вообще-то мы в Тагиле танки делаем. И вообще там много интересного.
И то же самое с Екатеринбургом. Только царской семьей сюда не заманить людей. Поэтому мы сейчас думаем разные варианты экскурсий и программ уже на следующее лето.
Например, хотим сделать условную экскурсию «Екатеринбург музыкальный». Говорили с Евгением Горенбургом и столкнулись опять с тем, о чем я говорил: он не знает что показать. Мол, «да откуда у нас в Екатеринбурге музыка?». А когда начали общаться, оказалось, что показать много что можно, просто сам Горенбург видит такие вещи каждый день, и они приелись. Но турист-то этого не видел. Элементарно во время пешей экскурсии можно показать – вот тут «Агата Кристи» репетировала, тут рождался рок-клуб, тут можно Бегунова с Шахриным встретить за чашечкой кофе, а тут они ночами за диджейским пультом стоят. Здесь «Наутилус» учился, там «Урфин Джюс» репетировал, а в конце планируем показывать еще одно интересное место, но пока не буду говорить, что это.
И это всего лишь один пример. Вот у вас с чем Екатеринбург ассоциируется?
Сложно что-то выбрать, да. Пусть будет «Исеть» и конструктивизм, недостроенная телебашня, «Коляда-театр».
А.П.: Ну вот опять же. То, что вы говорите, – «Коляда-театр». Он вызывает потрясающий интерес, особенно у туристов из Западной Европы. Мы сделали экскурсию на английском языке под условным названием «Демократия. Свобода. Толерантность». Она показывает Екатеринбург не как какой-то закрытый город, а как город открытый, город свобод. И «Коляда-театр» является как раз таким местом, куда мы водим иностранцев, чтоб показать свободу. Особенно тот особнячок на Тургенева, который уже как музей. Или галерея «Свитер» – совершенно потрясающая атмосфера свободы там была, потрясающие художники. Надеюсь, она откроется в новом месте. Или музей Решетникова – оказывается, Решетников был первым писателем-демократом, а кто об этом знает? Ну и, конечно, Ельцин-центр. Все иностранцы – и не только – хотят сфотографироваться на фоне уже легендарной голубой стены с надписью «Свобода».
К слову, опять же – жители Екатеринбурга не любили Ельцин-центр, когда его только строили, и сейчас многие негативно отзываются, мол, сколько денег вбухали. Но – в других регионах Екатеринбург знают во многом благодаря Ельцин-центру. И все, когда приезжают, хотят туда попасть.
А кто вообще приезжает в Екатеринбург? Что это за туристы и откуда они узнают о городе?
А.П.: Оговорюсь еще раз, что мы не работаем с секторами делового и MICE-туризма. А если говорить об обычных туристах, то у нас этим летом среднестатистический портрет – молодежь 25-35 лет, едут парами или компаниями. Приезжают в пятницу, в воскресенье уезжают. Надо понимать, что у нас бизнес-город, на неделе здесь нечего делать, зато в выходные много событий. Туристы приезжают, вечером в пятницу экскурсия, в субботу, как правило, они идут на какие-то местные фестивали, в воскресенье едут на Европу-Азию, «Ганину яму» и вечером улетают. Пока больше всего едут из Москвы и Центрального округа.
Мне казалось, что туристам из России проще прилететь в Екатеринбург самостоятельно, чем заказывать путевку у оператора?
А.П.: Все зависит от времени года и целей. Этим летом со времен «Иннопрома» авиаперевозка из той же Москвы очень подорожала. Мало кто захочет лететь в Екатеринбург на выходные, отдавая 20-25 тысяч только за авиабилет на человека. Зимой да, перелет дешевле, но зима на Урале – это отдельная история. На нее мы не делаем ставок.
Поэтому свой сегмент пакетного туриста летом у Екатеринбурга будет. Особенно актуально это в связи с тем, что в Европу сейчас лететь дорого. Элементарно кофе стоит 3 евро – а это уже 240 рублей. У молодежи столько денег нет. А тот же Питер в этом году почти недоступен – отели выкуплены еще зимой, перелет дорогой. А именно молодой турист активнее всего, он предпочитает экскурсионные программы. И в интересах Екатеринбурга ему такие программы предоставить. Тем более в 2018 году будет Чемпионат мира по футболу. И у городов, где будут проходить игры, есть хороший шанс обратить на себя внимание. Уже со следующего года особо отъявленные фанаты поедут посмотреть города, где будут проходить игры. Да, это не массовый туризм, но тоже небольшая капля в море.
То есть до ЧМ не стоит ждать массовых туристов в городе?
А.П.: Да и после ЧМ мы не догоним ту же Казань по турпотоку. Но вспомните, чем была Казань еще 15 лет назад? Екатеринбург обгонял ее по всем показателям – в развитии, во всем. Однако в Казани стали проходить крупные события, власть заинтересовалась развитием туризма – и мы видим результат. Сейчас власть у нас заинтересовалась туризмом. И есть первые подвижки.
К 2018 году в Екатеринбурге доделают всю инфраструктуру. И у нас на самом деле больше шансов, чем у тех же Ростова или Самары (тоже города для туров выходного дня) привлечь туристов – нам не надо строить с нуля, нам надо только довести до ума. И когда туристы поедут на Чемпионат по футболу, начнется большой поток информации – туристы будут делиться через соцсети как в Екатеринбурге круто, какая тут красивая набережная ночью, какой тут Сити и так далее. И тогда народ поедет. Как поехали в Сочи после Олимпиады. Теперь ведь Сочи не только морской курорт.
И, конечно, нужно продолжать продвижение – чем ближе к ЧМ, тем активней. Например, мы с каналом «Пятница» сделаем фильм про Екатеринбург. Шоу выйдет весной, как раз накануне летнего сезона – а это хорошая информация для молодежи.
Вы говорили, что есть отдельные программы для иностранцев. Кому из иностранцев интересен Екатеринбург?
А.П.: Екатеринбург интересен туристам из Восточной Европы, чехам. Чехи уже приезжали этим летом, когда мы запустили свои программы. Первыми приехали чешские байкеры, которым нужно было попасть в Ирбит на мотозвод, посмотреть, где делают «Уралы». Потом приехала группа, которая хотела попасть на UralMusicNight. Но все-таки для нас пока приоритет – сделать Екатеринбург привлекательным для россиян, хотя бы для жителей ЦФО.
Какие-то отзывы туристы оставляют? Что говорят о Екатеринбурге?
А.П.: Если говорить об иностранцах, то большинство говорят: «Вы нас приятно удивили, мы не ожидали такого». А в целом – туризм такая отрасль, не очень благодарная. Когда все прошло гладко – никто не скажет, как было хорошо, но если только что-то идет не так – поднимается шум до небес. Поэтому в нашу пользу говорит уже то, что не было никаких недовольств Екатеринбургом. На сайте же туристы пишут, что им в городе все понравилось, много историй, тайн.
На что в дальнейшем, на ваш взгляд, стоит делать ставку в продвижении Екатеринбурга?
А.П.: Надо перестать соревноваться с другими городами. У нас нет тысячелетней истории, как у Казани, у нас не жил и не творил Петр Первый, как в Петербурге, мы не столица, как Москва, мы даже не Золотое Кольцо. Надо смотреть в будущее и делать ставку на него – продвигать Екатеринбург как город будущего. И при этом в первое время не ждать чуда в виде большой отдачи, работая больше на имидж.
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2016, РИА «Новый День»