AMP18+

Екатеринбург

/

Вещевой рынок с крупицей русского подворья – во что превратилась ярмарка с 300-летней историей (ФОТО, ВИДЕО) Репортаж из Ирбита

image

Ирбитскую ярмарку – уральское мероприятие с 300-летней историей – пытаются реанимировать в новых реалиях 21 века. Больше века назад на прилавках можно было увидеть пушнину, чай, шелка, посуду и даже ступни слона. Чем торгуют современные «купцы», что скупают обыватели, и куда предлагают спровадить продавцов ширпотреба – выясняла съемочная группа NDNews.ru.

Из истории знаменитой ярмарки

image

Во времена царской России слава о торговом мероприятии в Ирбите гремела далеко за пределами Урала – Ирбитская ярмарка была второй после Нижегородской. В том, что здесь стараются сейчас вернуть к жизни ярмарочный бренд, нет ничего удивительного. Город находится в состоянии глубокого упадка. За последние десятилетия «мотоциклетная столица» измельчала львиная доля зданий – в запустении, новых производств нет и, кроме ярмарки, других предложений по спасению Ирбита, в советские годы считавшегося крепким райцентром, нет.

image

А все начиналось с Ирбеевской слободы, которая удачно обосновалась на реке Нице как важный перевалочный пункт между Уралом, Сибирью, Европой и Азией. Активно торговать здесь начали в 30-40-х годах XVII века, причем исключительно в зимний период – для упрощения доставки товаров.

image

Поначалу продавали и покупали зерно и сибирскую пушнину («мягкое золото»). Потом из Китая повезли чай, шелк, ткани, из Средней Азии – мерлушку, из Москвы – мануфактурные, серебряные и золотые изделия. Из Европы шло вино, украшения, сам Урал поставлял металл и изделия из него. Были и очень диковинные товары, к примеру, ступни слона.

image

Основной ассортимент продукции сложился к 1760-70-м годам. Сложно представить, но в 1834-ом году в Ирбит было привезено товаров на 18 миллионов 866 тыс. рублей. «Быстрый рост ярмарки обеспечивал ее престиж не только в России, но и за рубежом. За местными ценами внимательно следили в Лондоне, Париже, Берлине», – говорят в Ирбитском историко-этнографическом музее.

image

Расцвет ярмарки отразился в интенсивном строительстве города. По словам историков, Ирбит буквально жил коммерцией и гостиничным делом. «Построенный каменный дом окупался через две-три ярмарки. Первый этаж сдавали под лавки, второй – под офисы либо жилье. Цокольный оставался для собственного проживания при очень неплохих условиях. На сдаче жилья внаем обогащались и купцы, и простые крестьяне», – отмечают музейщики.

image

Наряду с этим, в городе открывались трактиры, многочисленные лавки.

image

Тут же построили театр, ипподром, появилась товарная биржа. С 1821 года Ирбит начал в принципе застраиваться по генеральному плану как город-ярмарка с созданием единого архитектурного ансамбля. Не обошлось и без публичных домов. «Была целая «веселая улица», как ее называли в народе. Купцы и местное население старались заработать на всем. Некоторые, как, например, семья Агафуровых, торговали в Ирбите на протяжении 40 лет, – сообщают в музее. – Стоит отметить, что в период торговли ежедневно выпускался ярмарочный листок, в котором были представлены все нужные сведения – кто, откуда приехал, что покупает и что продает. Тут же были различные новости – политические, местные, губернские. Печатались объявления, вплоть до того, что молодой купец хочет жениться».

image

В конце XIX века при населении Ирбита в 5-9 тысяч человек на ярмарке присутствовало до 100 тысяч гостей в течение месяца.

image

Но после строительства Сибирской железной дороги (конец XIX – начало XX вв.) ярмарка стала увядать. При советской власти Ирбитская ярмарка открывалась лишь 8 раз, последний раз состоявшись в 1929 году – 279-я по счету. После этого Ирбит стали превращать в город индустриальный. Возродилась ярмарка лишь в 2003-м, и в этом году была приурочена к 385-летию Ирбита.

Высокие цены и китайские товары

Нынешняя ярмарка проработала с 11 по 14 августа. Торговля велась в историческом центре города – на площади имени Ленина и прилегающих улицах, закрытых для движения транспорта. Внешне она кардинально отличалась от тех торговых мероприятий, что были здесь 200- 300 лет назад. В Ирбите больше нет гостиного двора, стационарных торговых рядов – некогда отличительной черты ярмарочного города. На их месте давно расположились производственные площади (в том числе – пустующие), отчасти – жилые дома и скверы. Коммерсанты теперь ютятся в палатках, привезенных с собой (в которых, к слову, и живут).

image

Наша съемочная группа начала изучение ярмарки с торговцев, расположившихся на улице Кирова, и была неприятно удивлена. По большей части здесь, как и в предыдущие годы, на реализацию был выставлен ширпотреб, товары китайского производства: кухонная утварь, женские сумки, кроссовки, одежда и так далее. С виду – «Таганский ряд». Были и российские изделия, но куда в меньшем объеме. Даже саженцы, бойко рекламируемые садоводам, оказались родом из Польши.

«И что самое неприятное – вся эта продукция просто перекочевала из магазинов на улицу. И цены торговцы взвинтили. Вот, лежит овощечистка. 70 рублей стоит! А мы видели в торговом центре по 30 рублей. Все стараются накрутить и получить как можно больше денег», – посетовала одна из пенсионерок на улице, отметив, что подобная картина – на многих ярмарочных улицах.

– Рыба, рыба, свежая рыба с Камчатки! – рядом раздается приглашение взглянуть на прилавок.

– Прямо с Дальнего Востока к нам приехали? – интересуемся мы.

– Да нееет... Рыба камчатская, сами мы из Челябинска, где находится завод по переработке. Рыбу нам привозят замороженную… – признаются в ходе разговора продавцы.

image

Дальше – больше. Калачи и пряники, заявленные как тульские, оказываются при тщательном изучении этикеток из Нижнего Тагила. «Главное – по одному рецепту сделаны, информацию запрашивали у производителей», – пытаются как-то реанимироваться предприниматели.

Зато точно не поддельный – мед. «За один день продали половину жидкого меда. Не по первому бачку уже стоит. С 15 августа медовый спас начинается, поэтому народ запасается трехлитровыми банками, – подметил в разговоре с корреспондентом NDNews.ru девушка – продавец из поселка Павда. – Сейчас все продадим, сентябрь поработаем, и зиму будем сидеть дома, есть барашка».

За качество своей продукции она отвечает. По ее словам, в Павде долги годы не было связи, но недавно поставили сотовую вышку и пчелы начали умирать. Поэтому, чтобы сохранить и объемы, и свойства павдинского меда, ульи увезли за 100 километров на Николо-Павловскую гору. Теперь нектар собирают там – уникальный для Урала, говорят продавцы.

Российский промысловый крафт

Впрочем, продвигаясь дальше через десятки лавок, павильонов, мангалов с шашлыками и другой едой, к главной сцене ярмарки, на прилавках обнаруживаем товар, больше подходящий для образцово-показательного мероприятия, запланированного властями. Появляется мед с Алтая, валенки из Тюмени, ковры из Иваново, платки из Павлодара, орехи из Коми, садовый инвентарь из Москвы и так далее. Есть, на что потратить деньги с умом.

image

Но больше всего приезжих интересует русское подворье – выставка традиционных ремесел под названием «Город мастеров». По масштабам подворье, конечно, меньше всей остальной торговли и точек общепита. Здесь свою продукцию, как заявляли организаторы, выставили ремесленники со всей России, мастера по металлу и дереву, глиняной посуде, художники. Собрали в одном месте огромное число вариаций хэнд-мэйда, товаров кустарного производства. Именно сюда, в обход китайских рядов, повели на экскурсию прибывшего в субботу губернатора Евгения Куйвашева. Глава региона осмотрел торговые ряды, особенно заинтересовавшись ножами и поделками из дерева, и заявил, что рад сохранению «традиций, заложенных несколько веков назад, влияющих на развитие территории».

image

Наша съемочная группа тоже прошлась по «Городу мастеров» и выяснила, что далеко не весь заявленный крафт можно назвать российским. Один мальчуган, например, выдал маму, которая торговала свистульками. «Они китаааайские», – протяжно подметил он, когда мы спросили, откуда товар, который для своей категории оказался недешев – 250-300 рублей за штучку.

При всем обилии кустарных предметов, их стоимость действительно могла отпугнуть некоторых (особенно местных) покупателей.

– Я сама из Омска, продаю мягкую игрушку – коллекционную, игровую и для интерьера. У меня в основном это животные – волки, медведи, зайцы… Средняя стоимость – 1 тысяча рублей, – начала свой рассказ очередная продавщица.

– Немалые деньги для кукол… – несколько удивляемся мы.

– Ну, это же ручная работа, что вы хотели. Но я могу сказать, что и за эти деньги люди активно покупают. У уральцев вообще есть способность приобретать хорошие вещи. У вас есть вкус. Вот, в прошлый раз приезжала, десять медведей за ярмарку продала. А в этот раз за один день они все ушли (смеется). В следующий раз надо расширить ассортимент, видимо.

image

Продолжаем осматривать прилавки ремесленников и сувенирную продукцию. Изучаем головные уборы и платки, где толпятся старушки. Одна прикупила себе шляпу, готовится уходить и указывает на бирку. «Вы, сударыня, не убирайте ее. Пусть все видят, что у вас новая шляпа, бережными руками сделана», – со смехом отвечает ей продавщица.

Тут же молодой человек выбирает платок для своей девушки. Платки тоже не из дешевых – 1,5-2 тысячи рублей. Сзади юношу поучают все те же пенсионерки. «Ты дорогой-то не бери. Кому покупаешь? Девушке! Точно дорогой не бери. Сбежит от тебя с платком и все. Вот была бы жена – другое дело, особенно если провинился», – советуют зеваки.

Торговля – не торговля

Ближе к обеду на ярмарке началась разнообразная развлекательная программа и мастер-классы. Несмотря введенный в центре Ирбита сухой закон, много гостей к полудню уже во хмелю – пританцовывают, поют песни. «Вы где успели?», – спрашиваем ради интереса. «Вон, молдаване вино и коньяк из-под полы продают. Вам к ним или в магазин за три квартала», – пояснил один из знающих мужчин. Действительно, молдавские коммерсанты в отсутствие полицейских продавали винные напитки. Впрочем, стражи правопорядка не особо и обращали внимание на иностранцев, в основном занимаясь регулировкой движения.

Рядом народ потянулся к большой палатке с пряностями, куда доставили новые мешки с чаем и приправами. За прилавком оказался выходец из СНГ, приехавший из Нижнего Новгорода с продукцией из Азербайджана. Решили с ним поторговаться. Все-таки, как говорят на Востоке – «Если не торгуешься, значит, ты – плохой покупатель».

– Почем наборы для плова? 100 рублей стакан? Давайте два возьму за 100 рублей? – смело начинаем торг.

– За 100? Да вы что, нет. За 150 отдам…

– Может, тогда два стакана за 130?

– Да, хорошо…

Попытка сторговаться увенчалась достаточно быстрым успехом, но было видно, что продавец не особо привык к подобным случаям. Вообще на ярмарке, оказалось, торговаться не принято. Об этом даже не ведется разговоров. На это указывают многие покупатели, отмечая, что ярмарка без торговли – не ярмарка. «А между тем, это же целый процесс, для кого-то – просто увлекательный, для кого-то вынужденный ввиду ограниченности денежных средств», – сказали нашему агентству в местном краеведческом музее, сравнивая нынешнюю ярмарку с торговлей 200-летней давности.

Сухой остаток: цифры, даты, формат

Согласно официальным данным, в этом году набралось 352 участника ярмарки (организации, ИП и частные лица) – на 23 больше, чем в 2015-ом. Приехали они из 65 регионов России и ближнего зарубежья. «Учтенных посетителей в этом году – 31 тысяча человек против 25 тысяч в прошлом году. Гостями ярмарки были туристы из Санкт-Петербурга, Казани, Кургана, Азова, Тюменской области, Екатеринбурга и других городов. Почти 900 человек воспользовались услугами центра, где предоставлялась информация о туристических объектах территории», – сообщили нашему агентству в МАУК МО город Ирбит «Центр мотокультуры», являющемся оператором ярмарки.

image

В целом же, проведенный нашей съемочной группой опрос населения, показал, что большинство довольны ярмаркой. Распространенный ответ: хоть какое-то большое событие в городе. Да, обилие товаров из Китая и продукции непонятного происхождения напрягает. Но тут есть выход – 200 лет назад на окраине ярмарки существовал так называемый «черный рынок», где вели торговлю крестьяне и купцы, не купившие лицензию и не оформившиеся таможенный сбор. Здесь были самые простые товары – рыба, дрова, сено. Собственно, также можно в будущем поступить и с торговцами ширпотреба.

image

Второе – приличное число гостей и участников мероприятия в Ирбите жаловалось на даты его проведения. Еще в преддверии приезда губернатора замминистра инвестиций и развития области Елена Новоторженцева и директор ирбитского музея Татьяна Коновалова спорили на этот счет. Было отмечено, что в прошлом году ярмарка проходила в конце августа, и не совпала с другими похожими событиям в соседних регионах и городах. Опять же, жара сгубила много привезенных нынче в Ирбит продуктов. Хорошее предложение – проводить ее осенью.

За перенос ярмарки ратуют и местные пенсионеры. «У меня вот пенсия 15-го. Рано в этом году ярмарку проводят. Не на что покупать. Придется пойти свои гробовые достать да прикупить чего-нибудь», – отметил один из пожилых мужчин, общаясь с корреспондентами NDNews.ru среди торговых рядов.

Обоснованную критику мы услышали и от приехавших в Ирбит из поселка Павда продавцов меда.

«Это бардак. Организаторам надо вспомнить, какая тут была ярмарка в 2014 году, придерживаться тех правил. Потому что когда в шесть утра все участники ломятся в один подъезд к организаторам – это ненормально. И когда ты стоишь как гастарбайтер, как будто умоляешь пустить тебя в страну, то есть встать на какое-то место ярмарки, – это тоже ненормально. Мы приезжаем. Платим немалую аренду и хотим, чтобы к нам относились нормально. А тут еще появился «Город мастеров» и оказалось, что здесь нельзя торговать, там нельзя торговать медом», – подметила одна из продавщиц.

Наконец, историки и краеведы констатируют, что пока у властей нет понимания того, какой должна быть ярмарка. Да, развлекательная программа в этом году была более чем насыщенной – это и концерты Свердловского академического театра музыкальной комедии, и выступление симфонического хора Свердловской государственной академической филармонии. И авто-мото-шоу, и чемпионат по конному спорту, ряд фестивалей. «Но, опять же, в нынешних условиях это не ярмарка, а больше рынок. Почти везде – фиксированные цены. Торговцы выставляют цены в разы больше на свой товар, чем обычно. Зато в последний день ярмарки стоимость продукции серьезно падает – надо же ее как-то продать», – говорят в местных музеях.

Кроме того, организаторам необходимо задуматься над тем, как заманить к себе молодое поколение. Конечно, был бы Ирбит километров на 150-200 поближе к Екатеринбургу, посетителей было бы в разы больше. И продукция для молодежи опять же здесь есть. Однако культурная программа по большей части рассчитана на взрослое население. С другой стороны, в Ирбите сегодня – всего три гостиницы. Одну из них не рекомендуют из-за ужасного обслуживания и грязных номеров. Две оставшиеся слишком дороги – от 3,5 до 5 тысяч за ночь.

«В конце – концов, необходимо, чтобы ярмарка перестала быть местечковым мероприятием, на которое она сейчас похода. Нужен взвешенный, трудоемкий анализ уже прошедших ярмарок, план по привлечению крупных предпринимателей, чтобы торговали не только медом и семечками, но и техникой, домами. Только так ярмарка вернет былую славу», – заключают краеведы.

image

Ирбит, Игнат Бакин, Александр Саливанчук, Антон Отман

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Культура, Общество, Россия, Туризм, Фоторепортаж,