На сцене Освенцим и газовая камера – актеры Оперного репетируют и плачут (ФОТО, ВИДЕО)
В Екатеринбургском театре оперы и балета начались последние приготовления к премьере «Пассажирки» – первой сценической постановке оперы Моисея Вайнберга в России. На сцене – занавес с фотографией из газовой камеры, кирпичи и решетки как в Освенциме – чтобы передать зрителям весь ужас Холокоста. Постановщики специально ездили в Аушвиц и снимали мелкие детали. Но спектакль будет не о том, что случилось во время войны. Главный вопрос, на который хочет ответить режиссер «Пассажирки» Тадэуш Штрасбергер, – как до этого дошли и почему обычные люди превратились в монстров, уничтоживших тысячи узников концлагерей. Премьера состоится 15 сентября.
История одной «Пассажирки»
Опера Моисея Вайнберга была написана по повести «Пассажирка из каюты 45» одной из бывших узниц Аушвица Зофьи Посмыш. Во времена оккупации молодая Посмыш училась на подпольных курсах и в 1942 году по доносу была арестована за распространение листовок Союза вооруженной борьбы. За время войны 20-летняя Зофья побывала в трех концлагерях, первым был Освенцим, где она несколько раз была на грани смерти. Свою историю Посмыш записала лишь в 1959 году – создав пьесу для Польского радио.
У произведения интересная история: в Париже женщина столкнулась с группой немецких туристов и голос одной из них – грубый и резкий – отчетливо напомнил писательнице голос одной из надзирателей Аушвица. И тогда Посмыш задумалась: что бы она почувствовала на месте той надзирательницы, встреть она сейчас живую экс-узницу? И она решила в повести посмотреть на концлагерь глазами не узника, как было принято до этого, а палача, что для «лагерной литературы» было абсолютной новостью. Впервые радиоповесть «Пассажирка» прозвучала в 1960 году и сразу получила очень высокие оценки, но запись этой постановки, к сожалению, не сохранилась. В 1962 году была написана одноименная повесть. А в 1968 году Моисей Вайнберг написал оперу «Пассажирка».
Несмотря на то, что со времени написания оперы прошло уже 54 года, в России она до сих пор не исполнялась в сценическом решении. Да и в концертном исполнении мировая премьера состоялась лишь в 2006 году – в Московском музыкальном театре им. Станиславского Немировича-Данченко. С тех пор оперу «Пассажирка» заметили зарубежные театры – премьера в сценической постановке состоялась в 2010 году на музыкальном фестивале в Брегенце (Австрия), затем оперу ставили в Варшаве, Бадене и Франкфурте-на Майне. В России же первым оперу Вайнберга поставит Екатеринбургский театр.
«Во время репетиций мы много плачем», – режиссер о будущей премьере «Пассажирки»
Премьера «Пассажирки» в Оперном состоится 15 сентября. Сегодня в театре прошла первая открытая репетиция, на которой встретились хор, оркестр и балет. Декорации к спектаклю еще не совсем готовы, но уже известно: встречать зрителей будет занавес, на котором изображена газовая камера изнутри – такой, какой ее видели жертвы концлагеря, прежде чем умереть. А кирпичи в декорации будут сделаны точно такими же, как в Аушвице. Специально для того, чтобы наиболее точно передать атмосферу Освенцима и весь ужас Холокоста, режиссер «Пассажирки» Тадэуш Штрасбергер (известный екатеринбургскому зрителю по «Сатьяграхе») ездил в концлагерь и провел там несколько дней.
«Я, конечно, много знал о Холокосте: изучал в школе, смотрел фильмы, читал, видел картинки. И я думал, что знаю многое. Но посещение Аушвица изменило мое представление. На фотографиях видно лишь маленькие фрагменты и невозможно составить общую картинку. В этих материалах – разрозненные истории одного маленького человека. А попадая в Аушвиц, ты попадаешь в огромные пространства. И понимаешь, что там были сотни тысяч людей. Пока не увидишь, что там в индустриальных масштабах уничтожались люди – невозможно это прочувствовать, – рассказал сегодня журналистам Тадэуш Штрасбергер. – Для меня как сценографа, также было важно побывать в Освенциме, чтобы сделать фотографии всех мелочей: кирпичей, стен, штукатурки, решеток. Все это мы задействовали в спектакле».
По признанию режиссера, работа дается очень нелегко. Часто актеры на репетициях плачут, потому что «Пассажирка» – это история тысяч смертей. И хотя напрямую в опере и нет концлагеря – только воспоминания о нем надзирательницы Лизы и узницы Марты – и в музыке, и в либретто, и в атмосфере витает дух ужаса. При этом Тадэуш Штрасбергер старается показать не то, что было во время войны – а то, что было до нее и как люди превратились из детей, родителей, студентов в монстров.
«Главный вопрос – кто же здесь пассажирка? Узница Марта, которая пережила испытания концлагерей, или надзирательница Лиза, которая сталкивается с Мартой много лет спустя. Вся история – это не только путешествие двух героинь на пароходе из Германии в Бразилию, это путешествие Лизы по своему внутреннему миру – что же она за человек такой, как она стала надзирательницей и отвечала за смерти тысяч человек? Да, после войны мы можем говорить, что все эти люди в лагерях – монстры, чудовища, занимались ужасными вещами. Но главный вопрос – как они стали такими чудовищами, ведь никто монстрами не рождается? И сегодня, на фоне всяких военных действий и беспокойств в мире, эти вопросы тоже актуальны: как обычные люди – дети, родители, студенты, профессора – как они становятся вовлеченными в страшные игры?» – рассуждает режиссер постановки.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Александр Саливанчук
© 2016, РИА «Новый День»