AMP18+

Екатеринбург

/

Все рядятся в одежды защитников народа. Но получается скучно – эксперты оценивают агиткампанию-2016

Парламентские выборы-2016 вошли в самую активную стадию. Агитация заполонила улицы, дома, газеты и экраны телевизоров – кандидаты изо всех сил стараются понравиться избирателям. Насколько хорошо у них это получается, выяснил NDNews.ru, поговорив с экспертами и политологами.

Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что текущая избирательная кампания проходит вяло и скучно. За исключением мелких скандалов, партии до сих пор не выдали хоть сколько-нибудь оригинальной идеи в агитации, и даже слоганы кандидатов похожи слово в слово. По мнению президента «Минченко консалтинг» Евгения Минченко, у «унылости» нынешней кампании есть три основных причины. Первая состоит в том, что слишком многое на этих выборах было решено задолго до начала агитации – сыграли свою роль праймериз «Единой России» и кулуарные договоренности элит. Вторая – в том, что очень многие кандидаты сэкономили на политтехнологах и работают по принципу «сам себе консультант». И, наконец, третья – в том, что общий уровень политконсалтинга сильно упал за те годы, когда губернаторы в России не избирались, а назначались из Москвы: многие технологи попросту «переквалифицировались в управдомы». Главный научный сотрудник института философии и права УрО РАН Сергей Мошкин добавляет, что возможная причина кроется в том, что основная часть агиткампании пришлась на жаркое лето, когда людям было не до выборов.

Ожидания избирателей и толпа «защитников»

Однообразность кампании можно объяснить не только отсутствием идей и денег на креатив. Результаты электоральных исследований показывают, что в 2016 году усилился социальный пессимизм, и у людей преобладают негативные настроения – всё это связано, естественно, с экономическим кризисом. «Ожидания и запросы населения меняются, людей больше интересуют локальные вопросы: цены, безработица, капремонт. То есть происходит так называемое погружение в повседневность. При этом к региональной и муниципальной власти доверие невысокое. Избиратель хочет уважения к себе», – отмечает гендиректор Центра социальных и политических проектов «Основа», старший преподаватель кафедры управления общественными отношениями УрФУ Сергей Фатихов.

Многие оппозиционные партии подхватили этот запрос на перемены и используют его в агитации – особенно стараются КПРФ и «Справедливая Россия». Другие тоже не отстают. Так, например, очень многие кандидаты стали использовать в своих лозунгах слова «забота» и «защита». Как считает Сергей Фатихов, это можно объяснить усилением социально-экономических страхов населения.

Социальная тематика традиционна для выборов, но нынешняя кампания не способна разбередить души избирателей, отмечает в свою очередь Сергей Мошкин. «Чтобы понравиться избирателям, кандидат должен вызывать эмоции, но эта кампания ровная, неэмоциональная и, я бы сказал, безвкусная. Все кандидаты рядятся в одежды защитников народа, стремятся помочь ветеранам, пенсионерам, детям, защитить всех сирых и убогих. У кого-то звучат патриотические нотки, но всё это укладывается в современные тренды. Особых технологических приемов, интересных решений я не вижу», – рассказал собеседник агентства.

Социологи в своих исследованиях сделали еще один интересный вывод: избиратели стали больше обращать внимание на чистоту и моральность образа кандидата, особенно в контексте борьбы с коррупцией. Также людям важно слышать реакцию будущих депутатов на кризис, какие перспективы развития, особенно в социальной сфере, они готовы предложить. «И в этом вопросе им нужен кандидат-эксперт. Люди устали от дилетантов в политике и управлении», – резюмирует Сергей Фатихов.

Что обещают партии

Опираясь на данные соцопросов, кандидаты, тем не менее, изобретательно уходят от неудобных тем. К примеру, в предвыборной повестке почти не звучит вопрос высоких цен на продукты, потому что ни одна партия не может предложить решение данной проблемы. Вместо этого участники выдвигают на обсуждение второстепенные темы, которые преподносятся избирателям как важные. И чаще всего это темы из прошлого, отмечает директор Уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин.

«Справедливая Россия» – это тема ЖКХ, и ничего нового в повестке партия так и не предложила. У КПРФ – традиционные обвинения правительства России во всех смертных грехах и тема помощи всем нуждающимся. К слову, сейчас обострилась конкуренция между КПРФ и «Коммунистами России», идет спор о «чистых» и «нечистых» коммунистах. У ЛДПР особых прорывов нет, по всей видимости, кандидаты полагаются на бренд партии. Кандидаты «Единой России» позиционируют себя как успешных и энергичных профессионалов. Остальные участники выборов ведут себя скромно и пытаются привлечь внимание тем, что обвиняют других. «Яблоко» критикуют правительство, но его выдвиженцы скромно умалчивают свою позицию по Крыму. Молодые партии пытаются собрать электорат исходя из своих названий: «Патриоты России» взывают к патриотам, «Пенсионеры России» – к пенсионерам, и так далее. «Родина» выставила на выборы силовиков и пытается показать их брутальную сущность. Принесет ли пользу этот прием – посмотрим», – перечислил эксперт.

По мнению Анатолия Гагарина, характерная черта нынешней кампании заключается в том, что почти все кандидаты пытаются «прислониться» к политике президента России. Исключением стали разве что «Яблоко» и Парнас. «Повестка выборов не будет такой противоречивой, как была в 2011 году, но будет более разнообразной за счет обилия партий. И это приводит избирателей в смятение, потому что из-за отсутствия внятной позиции большинства партий люди не знают за кого голосовать», – отмечает эксперт.

Сергей Фатихов, напротив, уверен, что кампания-2016 стала более содержательной: «Прежние кампании были, если можно так выразиться, «пустыми». В политической рекламе мы видели изображение партийной символики и, в лучшем случае, какой-нибудь общий, ничего не выражающий лозунг из разряда «за все хорошее и против всего плохого». Это касалось и партии власти, и оппозиционных партий. Кстати, текущая избирательная кампания «Единой России» так и осталась бессодержательной, конкретных обещаний избирателю мы пока так и не видим. А вот другие партии сделали большой качественный рывок в этом направлении. Другой вопрос, насколько их обещания сбалансированы и реализуемы».

Кто на самом деле выигрывает выборы

Серость выборов-2016 эксперты объясняют также отсутствием настоящей конкуренции между партиями. Сейчас большую роль в победе кандидата играет не столько хитрые предвыборные приемы, сколько хорошие юристы, отмечает Сергей Мошкин.

«Если смотреть на выборы в России в ретроспективе, можно проследить «моду» на избирательные технологии. В начале 90-х, многие, вероятно, начитавшись зарубежных книжек, полагали, что самое главное – имидж кандидата, его внешний вид. Затем пришла очередь дизайнеров-рекламистов, и тогда же многие считали, что выборы можно выиграть за счет красивой подачи кандидата. К концу 90-х наступила эпоха «полевых менеджеров». Стало понятно, что кандидат может быть идеальным и с красивой рекламой, но без хорошей организационной работы штаба выборы легко продуть. Этот аспект важен и сегодня. Но в последние годы чрезвычайную важность приобрели юристы, потому что избирательное законодательство меняется каждый раз под выборы. Неслучайно ведь и появился термин «юрист-киллер» – специалист, который снимает соперников с выборов, используя закон. Если партия или кандидат идет на выборы без юридической поддержки, они проиграют», – рассказал эксперт.

К слову, самыми яркими событиями текущей избирательной кампании стали как раз судебные процессы. Достаточно вспомнить скандал с Партией пенсионеров, которой на законных основаниях было отказано в регистрации списка одномандатников на выборах в Госдуму. Сейчас в рамках кампании в Свердловской области разворачивается интрига в Белоярском избирательном округе, где кандидаты предпочитаются бороться друг против друга с помощью административных исков.

Скучная кампания – хорошо или плохо?

Завершить анализ текущей кампании хотелось бы цитатой известного политтехнолога, бывшего сотрудника администрации президента Олега Матвейчева, участника десятков избирательных кампаний. Эксперт убежден, что скучные выборы в текущей ситуации – это скорее благо, чем наоборот. «Если кому-то стало скучно, пусть купят билет на Петросяна или «Камеди клаб», и веселятся там сколько угодно. Пусть политика будет скучной, да пусть ее вообще не будет – но будет государство», – подчеркивает Матвейчев, напоминая о событиях последних лет в сопредельных России государствах, прежде всего – на Украине.

Екатеринбург, Валентина Ярославцева, Евгения Вирачева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Выборы, Общество, Политика, Россия, Выборы - 2016,