AMP18+

Екатеринбург

/

Бандитская дисциплина, именная водка и умерший Путин: как выбирали в 90-х

Приметой нашего времени стало то, что и политологи, и журналисты, и просто «офисный планктон» в один голос сетуют на то, что предвыборная кампания в этом году на редкость скучная. Специально для тех, кто заскучал, редакция NDNews.ru опросила экспертов, которые помнят выборы 1990-х годов. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее интересными примерами и подумать – со всеми ли из них вы хотели бы столкнуться в сегодняшней жизни.

О пользе знания местного менталитета

Поучительную историю о том, как важно политтехнологу понимать электорат той территории, в которой он работает, рассказал NDNews.ru политолог Олег Матвейчев. По его словам, случилось это в 1999 году в Комсомольске-на-Амуре, во время очередных выборов в Госдуму. Один из кандидатов нанял себе московских политтехнологов. И они придумали, как им казалось, страшно «черную» технологию: в ночь на воскресенье, день выборов, отправили в город несколько машин с громкоговорителями, которые всю ночь ездили по улицам и громко призывали голосовать за Шпорта – кандидата соперников. Расчет был на то, что люди, которым помешали спать, ужасно разозлятся и ни за что за него не проголосуют.

В штабе Шпорта было созвано экстренное совещание. Долго думали, что делать: жаловаться в милицию? Идти в избирком, пытаться снять кандидата соперников? Выслать следом другие машины, которые будут ездить и объяснять, что «это не мы?» Но нашелся в штабе один местный аксакал, еще из комсомольских работников, который сказал: «Не надо ничего делать. Народ у нас дисциплинированный. Как им сказали, так они и проголосуют». Надо учитывать менталитет хабаровчан: многие из них либо бывшие комсомольские активисты, либо, наоборот, люди, связанные с криминалом. То есть те, кто склонен действовать по указанию авторитетов. И на следующий день все они прошли на избирательные участки, и Шпорт стал депутатом. А с 2009 года он – губернатор Хабаровского края.

Другой Путин

Технология использования на выборах двойников не нова и вовсю применяется и в наше время. Но один из легендарных подобных случаев произошел в 1999 году в Свердловской области. Как рассказал NDNews.ru политолог Евгений Минченко, в Госдуму был выдвинут кандидат по фамилии Путин. «Главная задача его штаба заключалась в том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах его никому не показывать, даже отправили его отдыхать куда-то на юга», – рассказал эксперт. Уличная агитация выходила в виде слоганов без указания инициалов, вроде «Поддержим Путина», «Голосуем за Путина». И опросы показывали, что у кандидата высокий рейтинг. Конкуренты подняли волну «чернухи»: начали выпускать от его имени листовки, где он якобы разъяснял, что он не только «не тот» Путин, но еще и не поддерживает первого. Ближе к выборам конкуренты пошли еще дальше – заявили о том, что Путин умер, и даже выпустили листовку с его якобы могилой. Однако при всем при этом по итогам голосования двойник Путина все равно набрал более 4% голосов.

Запугивание избирателей

Одной из самых зловещих «технологий» 1990-х любил пользоваться печально известный уральский рейдер Павел Федулев, в настоящее время отбывающий длительный тюремный срок. Как вспоминает Олег Матвейчев, Федулев действовал следующим образом: когда ему надо было продвинуть своего кандидата в думу какого-нибудь муниципалитета, он посылал своих «бойцов» хулиганить и громить магазины на этой территории, заявляя при этом, что они – люди кандидата-соперника Федулева. До смерти перепуганные избиратели от страха голосовали за ставленника Федулева в надежде, что он их защитит. К счастью, подобные «методы» ушли в прошлое.

Именная продукция

Довольно распространенным явлением в 90-е был выпуск кандидатами «именных» продуктов – спиртных напитков, сигарет, других товаров. Доходило до анедоктичных ситуаций. Как вспоминает политолог Анатолий Гагарин, в одном из уральских муниципалитетов один кандидат выпустил водку со своим именем, а другой – – полиэтиленовые пакеты, также со своим именем. И получилось так, что в магазинах водку одного кандидата заворачивали в пакет с именем другого. «Сейчас такое невозможно представить, потому что кандидатам запрещено выпускать «именную» продукцию», – отметил эксперт.

С Анатолием Гагариным не согласен его коллега Константин Киселев: «Все это продолжается по сей день! Недавно у меня на одной конференции украли пачку сигарет «Жириновский». Организаторы стали думать, как компенсировать потерю, и выяснили, что ЛДПР по-прежнему их выпускает – и сигареты, и одеколон. Дело в том, что кандидатами члены партии являются всего пару месяцев, а во все остальное время они вольны выпускать любую продукцию».

Лицо авторитетного товарища

С последними изменениями в избирательное законодательство, запрещающими использовать на агитках изображения людей, не являющихся кандидатами, ушел в прошлое еще один популярный прежде прием, о котором также рассказал Евгений Минченко: «В прошлом нередко бывали случаи использования чужих образов на агитках – тогда это еще было не запрещено. Например, один кандидат в депутаты из Екатеринбурга как-то разместил на своих листовках фотографию мэра Аркадия Чернецкого, в то время имевшего высокий рейтинг. Ему говорили: «Но ведь Чернецкий тебя не поддерживает!», а он отвечал: «Ну и что! Зато я его поддерживаю!»

Слоганы

Рассказ о популярных агитационных приемах был бы неполным без упоминания о слоганах. Приводим несколько характерных примеров.

Анатолий Гагарин: «Кампания Евгения Ройзмана в Госдуму прошла под слоганом «Сила в правде», навеянным фильмом «Брат-2». Сначала все ругали этот слоган, но оказался очень удачным».

Константин Киселев: «На Урале был слоган, который однозначно достоин включения в учебники. Когда в губернаторских выборах в начале 1990-х участвовали Алексей Страхов и Эдуард Россель, команда Росселя запустила слоган «Голосуй не за страх, а за совесть!». Выборы Россель выиграл. Еще один удачный пример был однажды на выборах мэра Среднеуральска – там выдвигался кандидат по фамилии Злодеев. Он выиграл выборы под лозунгом «Всех злодеев победит!». Технологи Валентины Исаевой – кандидата в мэры Нижнего Тагила на выборах 2008 года – учли менталитет местного населения. Ее штаб сделал ставку на то, что «суровые тагильские мужики», каждый десятый из которых побывал в местах не столь отдаленных, в чем-то сентиментален. Педагог по образованию Валентина Исаева пошла на выборы под лозунгом «Городу нужна мама!» – и победила.

Екатеринбург, Евгения Вирачева, Валентина Ярославцева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Выборы, Общество, Политика, Россия, Выборы - 2016,