Страховые компании саботируют онлайн-продажу полисов ОСАГО (СКРИНЫ) Оформить «автогражданку» через Интернет почти невозможно
У страховщиков осталось четыре месяца, чтобы наладить и запустить оформление электронных полисов ОСАГО – с 1 января 2017 года оформление «автогражданки» онлайн станет обязательным. На сегодняшний день 15 страховых компаний официально занимаются таким вариантом оформления полиса, но на практике заказать е-ОСАГО нереально. В арсенале у страховщиков – бесконечная проверка по базе, «вылетание» с сайта перед покупкой и прочие «технические ошибки». Водитель оставляет свои персональные данные и тратит время на заполнение бланка, не получая никакого результата. Обо всех сложностях заказа ОСАГО через Интернет – в материале нашего агентства.
Как передает корреспондент NDNews.ru, электронный полис обязательного страхования автогражданской ответственности появился в июле 2015 года. Именно тогда вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, которые предоставили право автовладельцам самим выбирать – покупать бумажный полис или электронный. Предполагалось, что сервис поможет бороться с нежеланием страховщиков честно оказывать необходимую каждому водителю услугу – при покупке по Сети водителя никто не сможет вынудить купить страховку от клеща и другие «допы», да и популярная фраза «у нас закончились бланки» станет неактуальной.
«Технические проблемы»
В течение первых трех месяцев можно было только продлить уже имеющийся полис, с октября 2015 года полисы стали доступными для всех. Но пока сама услуга для страховщиков является правом, а не обязанностью. Тем не менее, в РСА уверяют, что заказать е-ОСАГО сегодня можно в 15 компаниях – их список приведен на сайте агентства. На деле же приобрести электронный документ практически нигде нельзя.
Так, первый страховщик в списке РСА – «Альфастрахование» – до сих пор предлагает только продление ранее оформленного у них же полиса. Но, по сравнению с другими компаниями, в «Альфастраховании» хотя бы поступают честно, заранее предупреждая, что никакого нового электронного полиса водитель не получит.
В «Зетта-Страховании» автовладелец сначала обязан пройти регистрацию, после чего сайт вежливо предупреждает о возможных ошибках «в связи с техническими проблемами», в целом, предупреждение себя оправдало.
Куда более издевательски действуют в ВСК. Судя по сайту, полис купить можно. Автовладелец заполняет бланк, указывая свои контактные и паспортные данные, внимательно переписывая регистрационные данные автомобиля, включая 17-значный VIN, вводит данные с водительских прав, после чего система оповещает: «Идет проверка». Корреспондент NDNews.ru прождал более часа ее завершения, но ничего так и не изменилось.
«Невероятная» нагрузка на сайт
В «Ресо-гарантия» и «Эрго» отношение к автовладельцам аналогичное: сначала водитель тратит время на внимательное заполнение всех данных, а после получает сообщение об ошибке. В «Ресо» при этом попытались объяснить проблему. «Уважаемые клиенты! Ресо-гарантия является одним из лидеров по оформлению е-ОСАГО. Ежедневно мы оформляем до 500 полисов, что составляет в настоящее время более 60% от всего рынка е-ОСАГО. Однако программное обеспечение компании не было рассчитано на такой поток желающих приобрести полис, с которым мы столкнулись», – такое сообщение оставила компания на сайте Агентства страховых новостей. Понятно, что автовладельцы в комментариях высмеяли «невероятную» нагрузку в 500 полисов.
«Ренессанс-страхование» в принципе подменяет понятие электронного ОСАГО – после заполнения всех данных выясняется, что полис надо забирать в офисе или ждать курьера. То есть это обычная доставка традиционного полиса, а не е-ОСАГО, – соответственно, и проблема с «закончившимися бланками» не исключена.
Аналогично работает еще один фигурант списка на сайте РСА – «Тинькофф Страхование»: на сайте компании можно лишь рассчитать стоимость ОСАГО и заказать доставку по нужному адресу.
Возможность оформить е-ОСАГО практически с момента его появления предлагала и СК «Росгосстрах». Но это было, скорее, теоретическое предложение – как и во всех предыдущих случаях. РГС, комментируя обвинения в свой адрес, ссылалась на то, что серверы компании не выдерживают наплыва желающих. Наконец, в марте этого года на сайте компании появилось официальное сообщение: «Компания Росгосстрах будет готова возобновить работу сервиса по продаже электронных полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (е-ОСАГО) в течение двух недель […] Рост нагрузки привел к необходимости перестройки системы и дооснащения ее дополнительными серверами». Однако до сих пор картина не изменилась, а РГС пропал из списка страховщиков, которые работают с электронной автогражданкой на сайте РСА. Вместе с тем, Российский союз автостраховщиков включил в список компаний, оформляющих через интернет ОСАГО, «Уралсиб», но по факту данное учреждение уже не занимается «автогражданкой».
Избирательность
Впрочем, у части автомобилистов получить е-ОСАГО все-таки получается. В профильных сообществах интернет-пользователи сделали предположение, что страховые позволяют оформить электронный полис некой категории «удобных» автовладельцев. Чаще всего «счастливчики», заказавшие полис, – мужчины ближе к 40 годам с большим (если не огромным) опытом вождения без аварий и с довольно новой иномаркой среднего ценового сегмента. Самые большие проблемы ожидают владельцев подержанных отечественных легковушек, пару лет назад получивших права и отметивших совершеннолетие. Так, один из автовладельцев подметил, что его родственник оформить полис не смог, а у него это вышло. «БМ у нас одинаковый – 50 %, разница только в стаже: 9 лет и 34 года соответственно. То есть сайт не пропускает водителей с определенным стажем или возрастом. Так что совет всем оформляющим: ищите родственника или знакомого с большим стажем и КБМ, и указывайте его в полисе как водителя, а потом идем в офис компании вписывать себя – у меня эта процедура заняла 10 минут», – посоветовал автовладелец.
В целом, говорит другой пользователь одной из социальных сетей под ником «Pincky623», картина удручающая. «Проще на метро ездить короче», – вторит ему другой участник обсуждения покупки полисов ОСАГО через Интернет «Tolik55». При этом некоторые водители утверждают, что глюки на сайтах страховщиков могут быть вызваны некорректностью данных, введенных в форму, и несовпадением их с данными РСА. «Внимательно изучив старый полис, нашел, что мне накосячили при его заполнении и неправильно вбили VIN номер в базу», – говорит один. «Так или иначе, с нового года все страховщики будут обязаны страховать в интернетах всех желающих, из всех регионов. С обязательной бесперебойностью работы. Интересно как эти пи***ы выкручиваться будут»? – задался вопросом еще один пользователь Ramzaj.
В ожидании новых ухищрений
Стоит отметить, что 1 августа 2016 года Банк России даже опубликовал проект документа, который должен обеспечить бесперебойность и непрерывность функционирования сайтов страховщиков в части заключения договоров ОСАГО с 1 января 2017 года. Однако эксперты прогнозируют, что впереди автовладельцев ждет еще больше фокусов компаний, саботирующих применение е-ОСАГО. Так, они могут отказать в предоставлении заслуженных скидок на ОСАГО, требовать посетить офис с целью дооформить полис, навязать дополнительные услуги, как бы уже включенные в цену полиса (т.н. negative option, когда услуга автоматически включается в стоимость и для отказа от нее нужно где-то в глубоко скрытом месте сделать отмену – снять галочку).
Что касается проверок бесперебойности и непрерывности работы сайтов страховщиков Банком России, то компании придумают сотни способов, как это обойти, говорится в недавнем материале журнала Forbes. Самое незамысловатое – это фиксация IP-адресов, с которых будут вестись проверки Банком России. То есть для этих IP-адресов все будет работать как часы, а для остальных будет стоять заглушка: «К сожалению, в настоящее время мы не можем оформить электронный полис ОСАГО. Рекомендуем обратиться в офис страховой компании». А если все работает, но страница у пользователя открывается пару минут – назвать работоспособным такой сайт нельзя. Или пользователю предложат перед оформлением полиса ОСАГО посмотреть пятиминутный ролик. Скорее всего, 99% пользователей закроют такой сайт.
«А ведь решение есть, только Банк России продолжает упорно клеить заплатки на из рук вон плохо работающую и фактически вышедшую из-под государственного контроля систему ОСАГО. Нужно предоставить право продажи электронных полисов ОСАГО агентам, – отмечает издание. – Сейчас, благодаря усилиям страхового лобби, закон это запрещает. Выгодный страховым компаниям абсурд. Разные набирающие популярность онлайн-агрегаторы и маркетплейсы умеют и бесперебойность обеспечить работы своих сайтов, и экономическую заинтересованность имеют продавать полисы. Чем больше продуктов на своих площадках они продадут, тем больше будет их вознаграждение. А для того, чтобы страховщики не смогли повлиять на работу и этих агентов, Банк России может подумать о создании своего онлайн-агента ОСАГО, где клиент может выбрать абсолютно любую страховую компанию – обладателя лицензии на ОСАГО и купить у нее полис».
Екатеринбург, Светлана Загороднева, Игнат Бакин
© 2016, РИА «Новый День»