«Попрошу без перекосов!» – Роскомнадзор и избирком обсудили с журналистами агиткампанию-2016 (ФОТО)
Завершается предвыборная кампания 2016 года: до дня голосования осталось чуть больше недели. За время агитационного периода Уральское управление Роскомнадзора, пристально наблюдавшее за средствами массовой информации, обнаружило в их материалах существенное количество нарушений. Не осталась без нареканий со стороны надзорного органа даже газета областного избиркома «Уральский выбор». Сегодня на площадке ИКСО прошла встреча представителя Роскомнадзора Алены Шевченко со специалистами избиркома и журналистами свердловских СМИ, на которой обсуждались наиболее типичные ошибки и были даны рекомендации на будущее.
Как сообщила Алена Шевченко, чаще всего в период агитации СМИ привлекаются к ответственности по статье 5.5 КоАП РФ «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов». Первая ее часть касается порядка опубликования результатов соцопросов и исследований общественного мнения. Заведующий правовым отделом ИКСО Игорь Буртов добавил, что в п.2 ст.46 главы VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержится перечень информации, которую СМИ обязано указывать вместе с результатами соцопроса. Это: организация, проводившая опрос, время его проведения, число опрошенных (выборка), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точная формулировка вопроса, статистическая оценка возможной погрешности, лицо (лица), заказавшее (заказавшие) проведение опроса и оплатившее (оплатившие) указанную публикацию (обнародование). Как показала практика, данная юридическая норма была известна не всем – по данным NDNews.ru, в последнее время в области по этой причине пострадало сразу несколько СМИ. Один из журналистов, участвовавших в сегодняшней встрече, даже предположил, что такая строгая норма направлена на то, чтобы вовсе отбить у журналистов охоту публиковать результаты соцопросов и исследований. Представители и Роскомандзора, и избиркома на это ответили, что закон есть закон, а формальное нарушение выявить всегда легче, чем определенное по оценочным признакам – например, по вопросу, относится ли СМИ к тому или иному кандидату предвзято. Если вам не нравится законодательная норма, посоветовали журналистам, дайте кандидатам в депутаты поручение ее изменить. Впрочем, со вторника, 13 сентября, вступает в силу полный запрет на публикацию любых результатов предвыборных соцопросов.
Часть 2 статьи 5.5 КоАП РФ также фигурирует в протоколах Роскомнадзора довольно часто и появляется тогда, когда кандидат или партия находят, что то или иное СМИ уделяет им меньше внимания, чем конкурентам. Здесь заместитель председателя избиркома Сергей Красноперов сообщил, что избирком в таких случаях часто встает на сторону журналистов, и привел пример. По его словам, к ним обратился один из зарегистрированных кандидатов в депутаты и пожаловался на предвзятость со стороны одного из информагентств. «Мы ознакомились с другими материалами этого агентства и доказали, что крена нет – и до, и после в материалах упоминались все кандидаты и партии, конечно, в разном объеме», – рассказал он. Если же кандидат или партия не генерирует информповодов, Красноперов посоветовал все равно упоминать о них, хотя бы вкратце.
Коснулись на круглом столе и материалов аналитического, обзорного характера. Игорь Буртов пояснил, что публиковать их можно, но не должно прослеживаться явного перекоса: «Когда кого-то все время хвалят, а кого-то – наоборот».
Прозвучал также вопрос об освещении деятельности кандидата, являющегося должностным лицом и находящимся в предвыборном отпуске. Как пояснил Буртов, в данном случае важно понимать, в каком качестве данное лицо присутствует на мероприятии, и действовать в соответствии с этим.
В том, что касается информирования аудитории о событиях в «день тишины» и день выборов, журналистам посоветовали быть осторожными. Как пояснил Буртов, если кандидат нарушает запрет на агитацию в день тишины, СМИ имеет право проинформировать читателей о факте этого нарушения, требующем реакции избиркома и правоохранительных органов. Но информация должна быть подана в нейтральном тоне и быть достоверной, поскольку случаи подобных «вбросов» тоже нередки.
В целом участники встречи пришли к выводу, что взаимодействие между избиркомом, надзорным органом и редакциями СМИ должно быть более тесным и осуществляться на регулярной основе.
Екатеринбург, Евгения Вирачева
© 2016, РИА «Новый День»