AMP18+

Екатеринбург

/

Сломанные жизни через ломаные ритмы – крематорий Освенцима на сцене Оперного расплавит даже камень (ФОТО)

image

Завтра в Екатеринбургском театре оперы и балета состоится премьера оперы «Пассажирка» Моисея Вайнберга – первое в России сценическое прочтение произведения. Ломаный ритм музыки, в которой слышится лязг замков камер Освенцима, и дымящие трубы крематория на сцене не оставят равнодушными даже самых крепких зрителей. История одной заключенной и одной надзирательницы даже в музыкально-сценическом воплощении поднимет перед глазами все ужасы Холокоста.

image

Опера Моисея Вайнберга была написана по повести «Пассажирка из каюты 45» одной из бывших узниц Аушвица Зофьи Посмыш. Посмыш задумалась: что бы она почувствовала на месте надзирательницы, которая следила за ней в Освенциме, встреться они спустя много лет после войны? По сюжету «Пассажирки» бывшая эсэсовка Анна Лиза Франц плывет со своим мужем, успешным дипломатом, в Бразилию. Внезапно на палубе она встречает женщину, похожую на узницу Освенцима Марту, которую когда-то выбрала в свои помощницы из числа заключенных, но которая должна была умереть в страшных муках. Вся жизнь Лизхен в момент начинает рушиться: перед глазами мелькают воспоминания из концлагеря. И не понятно – перед кем она пытается оправдаться за свое эсэсовское прошлое: перед Мартой, мужем или собой.

image

Прошлое в Освенциме не забудет никто: ни тот, кто там работал, ни тот, кто рисковал быть расстрелянным в любой миг. Освенцим на сцене Оперного театра забыть тоже нелегко. Еще до начала спектакля вы будто попадаете в газовую камеру – занавес сделан по настоящей фотографии стены такой камеры из Аушвица, а клубы дыма дадут вам увидеть то, что видел каждый погибший в концлагере в последний миг своей жизни. Декорации и костюмы вообще созданы почти с документальной точностью – для этого создатели спектакля ездили в Освенцим и изучали каждый камушек. Трубы крематория, в котором сжигали 20 тысяч человек ежедневно, на сцене натурально дымятся, эсэсовец за столом сетует: «Жаль, трупы горят хуже дров». Нары стоят длинными рядами, перед ними в несколько рядов – обезличенные муками узники, многие из которых уже умерли где-то внутри. Смотреть на это тяжело. Но именно это видит Лиза Франц, столкнувшись спустя много лет после войны с незнакомкой, разительно похожей на Марту. Ту самую Марту, которую она сначала выбрала в помощницы, с которой у нее завязалась внутренняя борьба: кто кого?

image

Ответ на этот вопрос не дает до конца не Посмыш в своей повести, ни Вайнберг в опере, ни режиссер «Пассажирки» в Оперном Тадэуш Штрасбергер. Кто из них пассажирка – та, что появилась на глазах у Лизхен? Или сама Лизхен?

«Вся история – это не только путешествие двух героинь на пароходе из Германии в Бразилию, это путешествие Лизы по своему внутреннему миру – что же она за человек такой, как она стала надзирательницей и отвечала за смерти тысяч человек? Да, после войны мы можем говорить, что все эти люди в лагерях – монстры, чудовища, занимались ужасными вещами. Но главный вопрос – как они стали такими чудовищами, ведь никто монстрами не рождается? И сегодня, на фоне всяких военных действий и беспокойств в мире, эти вопросы тоже актуальны: как обычные люди – дети, родители, студенты, профессора – как они становятся вовлеченными в страшные игры?», – говорит режиссер спектакля Тадэуш Штрасбергер.

image

Об этих внутренних метаниях Лизы, о страшных годах Холокоста не дает ни на секунду забыть музыка Моисея Вайнберга – резкая, непривычная для слуха, полная диссонансов. Даже в «мирном» джазе на палубе корабля слышится лязг защелок крематориев, выстрелы и резкая речь эсэсэвцев, которые выкрикивали не имена – номера тех, кто приговорен к смерти.

Опера «Пассажирка» – не из тех, на которые стоит пойти, чтобы отвлечься и приятно провести время. Этот спектакль заставляет в очередной раз задуматься: почему и как произошло то, что произошло в концлагерях?

image

«Мы не должны забывать о том, что случилось», – говорит с мониторов Зофья Посмыш перед спектаклем.

Премьерные показы «Пассажирки» в Екатеринбургском театре оперы и балета состоятся 15 -18 сентября. В следующий раз оперу можно будет увидеть только 22 октября.

image

Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Культура, Общество, Россия, Фоторепортаж,