AMP18+

Екатеринбург

/

В Екатеринбурге стартует судебный процесс по делу о пытках в полиции Заречного На скамье подсудимых – пять силовиков

В Верх-Исетском райсуде Екатеринбурга сегодня стартуют слушания по нашумевшему уголовному делу о пытках в полиции Заречного.

Как передает корреспондент NDNews.ru, вести процесс доверено судье Владимиру Порозову, который, минуя стадию предварительных слушаний, решил начать судебное разбирательство сразу со стадии рассмотрения материалов по существу. Порозов известен своими приговорами силовикам. Так, он отправил на 7 лет в колонию Александра Зубовича. Силовик обвинялся в превышении должностных полномочий с использованием насилия во время антинаркотического рейда в клубе «Пушкин». На счету судьи и другие резонансные процессы, в частности, он вел дело бывшего вице-президента фонда «Город без наркотиков» Евгения Маленкина. Соратник мэра Екатеринбурга в 2015-ом получил 4,5 года колонии, но летом этого года вышел по УДО.

Обвиняемыми по нынешнему громкому уголовному делу проходят сразу пять бывших или пока еще действующих полицейских. Среди них – бывший руководитель полиции Заречного Александр Дубровин, два его подчиненных – Эдуард Ударцев, Абай Маманов, а также начальник угрозыска ОМВД Заречного Андрей Махаев и оперуполномоченный отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений УУР ГУ МВД РФ по Свердловской области Анатолий Куриленко.

В окончательной редакции обвинение им предъявлено по статьям 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и специальных средств»), 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и 303 УК РФ («Пособничество в фальсификации доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении»).

По версии следствия, силовики применяли насилие в отношении ряда граждан, доставленных в отдел полиции «Заречный» по подозрению в совершении убийства. Каждый раз, меняясь в составе, сообщники пытали и избивали людей. В результате один из доставленных, ранее судимый Александр Сухоруков, был вынужден оговорить себя, признавшись в совершении убийства. Он взял на себя удушение ремнем весной 2014 года Исрафила Давлетшина, сотрудника банного комплекса в поселке Режик, где отдыхала компания Сухорукова.

Еще одного жителя Заречного полицейские избили до разрыва селезенки. Его тоже проверяли на причастность к убийству. Получив признательные показания, полицейские передали материалы в Следственный комитет и далее – в Белоярский районный суд. В ходе судебного разбирательства установить, что именно Сухоруков совершил убийство, не удалось. Материалы вернули в прокуратуру. При этом вскрылись факты выбивания у задержанных нужных показаний.

При содействии сотрудницы СО по Заречному СУ СК РФ по Свердловской области Екатерины Литвиненко (после этой истории ее перевели в Екатеринбург) было установлено, что улики против мужчины были собраны с нарушениями. Более того, повторная экспертиза тела погибшего показала, что скончался он вовсе не от удушения, а от отравления алкоголем. В результате обвинение по делу об убийстве Давлетшина сначала переквалифицировали на статью 116 УК РФ («Побои»), а потом вовсе прекратили.

В уголовном деле зареченских силовиков сыграл свою роль теперь уже бывший руководитель Следственного отдела по городу Заречный СУ СКР по Свердловской области Алексей Колясников, который сфальсифицировал доказательства по делу об убийстве, по которому проходил гражданин Сухоруков. Оказалось, что следователь в печи банного комплекса обжег пряжку от брючного ремня и выдал ее за ту, которой задушили Давлетшина, подделав протокол изъятия вещественного доказательства. В дальнейшем эта «липа» и поспособствовала всей истории с обвинением в убийстве невиновного. В начале февраля этого года Колясникову был вынесен приговор: он получил 3 года условно с испытательным сроком на два года. Однако тут же бывший следователь был освобожден от наказания по амнистии.

Сначала материалы дела против силовиков направили в Верх-Исетский суд, оттуда его передали по месту совершения преступления – в Белоярский суд. Но все местные судьи взяли самоотвод. «Случилось так, что один судья работал раньше вместе с обвиняемым, у других судей были иные обстоятельства, которые препятствовали рассмотрению дела. Вот они и взяли, совершенно обоснованно, самоотвод», – ранее пояснял председатель областного суда Александр Дементьев.

В апреле этого года Свердловский областной суд передал дело обратно в Верх-Исетский райсуд. Но защита обвиняемых это решение обжаловала, и в июле материалы отправили в Асбестовский суд – третий в чехарде пересылок. Это решение, в свою очередь, оспорила прокуратура региона. В итоге эпопея с назначением дела в итоге растянулась на несколько месяцев и закончилась тем, что материалы вновь вернули в Верх-Исетский райсуд.

Добавим, Куриленко – единственный, кто находится под арестом, остальные обвиняемые выпущены под залог в 500 тысяч рублей. Ни один из полицейских, находящихся под следствием, не признал вину.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,