«Косноязычные дебилы»: показ спектаклей об авангарде 80-х в Ельцин Центре вызвал жаркие споры ФОТО
В Ельцин Центре состоялся показ трех эскизов спектаклей о свердловском авангарде 80-х годов прошлого века. Молодые режиссеры, некоторые из которых еще не родились во времена уральского рока и андеграундного кино, представили свое видение творческих процессов Бутусова, Балабанова и других. У старшего поколения спектакли вызвали целую волну возмущения. По мнению «тех, кому за 40», современная молодежь зачастую косноязычна и не способна понять творчество прошлого поколения.
Театральная лаборатория «Уральский подпол» под руководством Олега Лоевского была посвящена авангардной культуре Свердловска 1980-х – художникам, музыкантам и режиссерам, которые не были признаны официальной культурой. Вячеслав Бутусов, Егор Белкин, Александр Пантыкин, Настя Полева, Алексей Балабанов, Виктор Махотин – имена можно перечислять долго. Именно они сделали из уральского промышленного города третью столицу андеграунда.
Создать спектакли про андеграунд 80-х предложили драматургам и режиссерам, которым сегодня 20-30 лет, то есть во времена зарождения уральского рока и кино их еще не было на свете. Эскизы не должны были стать историческими. Они должны были отразить взгляд на прошлое глазами нынешнего поколения.
В течение недели драматурги изучали документы и проводили опросы нынешних 20-летних – что они знают о рок-идолах 80-х, кто сегодня может стать таким же кумиром, как в то время были Настя и Бутусов, что такое андеграунд и так далее. По итогам этих исследований молодые режиссеры поставили три документальных спектакля.
Меньше всего вопросов вызвал эскиз драматурга Ирины Васьковской и режиссера Дмитрия Зимина «1987», который рассказывал о екатеринбургских авангардных художниках 80-х годов, о первых художественных выставках авангардного искусства. Самая яркая из них состоялась в 1987 году на Сурикова, 31. Как признались многие зрители, они не были участниками тех событий, мало что о них знают, а потому особого эмоционального отклика не получилось.
Восторги среди старшего поколения вызвала работа о Свердловском рок-клубе, которую представила московский режиссер Женя Беркович, ученица именитого Кирилла Серебренникова. Эскиз «Тот же ветер» рассказал о рок-клубе устами современных школьников, 20-летних уличных музыкантов и чиновников. Нынешние музыканты, выходя на улицы лишь «ради бабла и славы», считают, что в 80-х записываться было проще некуда – достаточно прийти к продюсеру. Молодежь не понимает ни строчки из песни «Ален Делон не пьет одеколон», зато восхваляет Джастина Бибера. Современный чиновник рассуждает, что поколению next не нужен протест, ведь мы живем в прекрасной стране, где все за саморазвитие и ЗОЖ. На фоне всего этого проходят неутешительные современные новости, где что-то запретили, кого-то арестовали, кого-то убили. Под «Маленькую страну» в исполнении «Агаты Кристи» и страшный видеоряд спектакль превращается из фарса-комедии в настоящую драму, в которой молодежь если и хочет протестовать, то не находит в себе внутреннего стержня.
Так уж вышло, что постановка в какой-то мере высмеяла современную молодежь. По крайней мере, в дискуссии представители старшего поколения называли 20-летних косноязычными, неспособными выразить мысли, понять творчество прошлых лет. Хотя сама режиссер 31-лентняя Женя Беркович признается – «у нее не было такой цели».
«Я даже немного расстроилась, что старшее поколение восприняло спектакль так, будто раньше были прекрасные люди, а стали косноязычные дебилы. Я сама много работаю с 20-летними, и они просто другие. И нельзя говорить – вот было прекрасное время, были могучие дубы, а сейчас только пни. Мне хотелось показать, что какие-то вещи уходят, но есть то, что не меняется. Например, потребность в кумире есть всегда, потребность в протесте есть всегда, потребность быть не в официозе есть всегда. И это не плохо, что современный подросток от всего, что происходит вокруг, уходит в любовь к Джастину Биберу или Диме Билану, уходит на форумы и в интернет. Они не хуже тех, кто уходил в любовь к Нау или Насте Полевой. Просто сегодня у них нет рок-кумиров, никто из опрошенных нами не назвал ни одного. Есть либо попса, либо вообще неизвестные группы. Но это не значит, что у молодежи нет внутренней силы на протест», – говорит Беркович.
Но больше всего дискуссий и откровенной критики вызвал последний эскиз лаборатории – «Вот ключи от моей квартиры». Спектакль про авангард на Свердловской киностудии ставили драматург Светлана Баженова и режиссер Семен Серзин, оба хорошо известные в Екатеринбурге. В спектакле почти не было ни Балабанова, ни Белкина, ни других икон авангардного уральского кино – только отголоски из прошлого. Зато Серзин показал современную творческую молодежь Екатеринбурга, которая, как и 30 лет назад, «идейно» пьет по ночам, придумывает что бы такого сделать покруче и пожестче, чтобы их заметили – «главное херачить!», но по большей части все остается на уровне болтовни.
Старшее поколение возмутили такие аналогии, потому что «если у Балабанова и был фарш в голове, то у Белкина точно не было», и потому что «мы такими не были». Последней точкой стала современная андеграундная музыка про облаву в клубе PV, с матом и клубными танцами. Многие спешно покидали зал, громко возмущаясь. Самые стойкие остались до конца и высказали претензии автору лично. Серзина упрекали в незнании материала, исковерканную идею андеграундного уральского кино и прочем. Молодежь парировала. Дискуссия затянулась почти на час, но так и не удалось понять – кто прав, кто виноват, и примирить два поколения, которые, как оказалось, за 30 лет ушли друг от друга очень далеко.
Несмотря на споры и настоящую битву поколений, лаборатория «Уральский подпол», возможно, будет продолжена. В Ельцин Центре не исключают, что все три эскиза будут доработаны и впоследствии станут единым спектаклем, который войдет в репертуар театра при музее.
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2016, РИА «Новый День»