«Проект #ЗаЖивое перевернул что-то внутри», – в ТЮЗе подростков с аутизмом обучают театральному мастерству (ФОТО)
В Екатеринбургском театре юного зрителя уже месяц проходят регулярные занятия с подростками с расстройством аутического спектра. В рамках проекта #ЗаЖивое особых ребят здесь обучают контактной импровизации, речи, вокалу, танцу, театральному мастерству. Но наставники признаются: еще не ясно – кто больше учится, их подопечные или сами тьютеры. «Этот проект перевернул что-то внутри. У нас с этими особыми ребятами происходит какой-то взаимообмен, мы нужны друг другу», – говорят наставники. Результатом работы длиной почти в год должен будет стать спектакль с участниками проекта, который покажут в ТЮЗе под занавес сезона.
Вечером по понедельникам на служебном входе ТЮЗа все улыбаются. Работники театра за месяц привыкли, что несколько раз в неделю по вечерам сюда приходят необычные артисты – 10 подростков и молодых людей с расстройством аутического спектра, участники инклюзивного проекта #ЗаЖивое.
«Нелли, все будет хорошо!», – первое, что говорит Слава своему наставнику, едва переступая порог ТЮЗа. Пока мы коротко разговариваем с Нелли Котловой, ее подопечный Слава еще несколько раз будет звать свою Нелли, потому что за месяц она стала для него настоящей опорой на занятиях по театральному мастерству и, конечно, другом. Такие отношения – в каждой паре: у 10 участников проекта есть 10 наставников-тьютеров, которые помогают им освоить непривычные навыки.
Проект #ЗаЖивое – инклюзивный театральный проект ТЮЗа. Его отличие от большинства театральных инициатив – постоянство, – рассказала куратор проекта Елена Возмищева. Это не разовая акция с выездом в интернаты для особенных детей. Занятия с десятью участниками стартовали в начале октября и будут идти, как минимум, весь сезон. Под контролем специалистов инклюзивного театра профессиональные актеры, хореографы, вокалисты учат особенных подростков по-новому раскрываться миру. Конечно, не всё участникам проекта #ЗаЖивое дается просто, но игровая форма занятий и поддержка наставников помогает преодолевать барьеры.
«Сегодня мы будем лепить из друзей как из пластилина. Берем руку, ноги, пальцы – и лепим фигуру, которая вам нравится», – говорит преподаватель по контактной импровизации Александр Петражицкий. И подростки создают из своих тьютеров балерин и античные скульптуры.
«А теперь ложимся на пол, загораем и слушаем тишину», – предлагает педагог. И потом дети рассказывают, что слышали дыхание, мычание или звуки шелестящих листьев.
Как говорят тьютеры проекта #ЗаЖивое, их подопечные – непосредственные как дети. И вовсе не надо к ним относиться по-особенному. Просто нужно быть любопытным и внимательным.
«До начала занятий мы месяц проходили обучение. Нам рассказывали много про ребят, про их характеры, про каждого в отдельности. И перед первой встречей нам всем было дико интересно – кто же нам достанется в пару. А после первого занятия мы многие делились впечатлениями – у нас было столько эмоций, что многие не смогли уснуть, – рассказала одна из волонтеров проекта, тьютер подростка Никиты Аня Завьялова. – Ребята все разные, индивидуальные. У нас есть Егор, он знает все о каждом доме в Екатеринбурге – стоит сказать номер дома и улицу, он расскажет, как тот выглядит и куда у вас выходят окна. У других ребят – другие особенности. Они все обаятельные, очаровательные. Влюбляешься во всех, но в своего, конечно, больше. И, кстати, тьютеры со своими подопечными чем-то похожи, не знаю, как так получилось, но на занятиях это заметно».
Тьютер Нелли признается, что на проекте кураторы не только помогают подросткам учиться, но и сами учатся, внутренне меняются.
«Здесь становишься более открытой, более терпимой, замечаешь какие-то более простые вещи вокруг. Ребята видят необычные вещи в обычных вещах, видят красивое в простом. И еще учишься различать эмоции людей», – говорят кураторы.
Результатом занятий на протяжении всего театрального сезона должен стать спектакль с участием особенных подростков, тьютеров и профессиональных артистов. Но каким он будет – пока не знает никто. Как говорит режиссер Дмитрий Зимин, который работает с детьми, на каждом занятии происходит что-то новое – и все это может стать материалом.
«У нас основная цель – не спектакль, а общение. Я что-то даю ребятам, они что-то дают мне – происходит взаимообмен. И что ляжет в основу спектакля, не знаю. Например, у нас есть куратор Сабрина, она написала сказку про одного из участников, и мы, может, ее задействуем. Или я сегодня принес гитару, потому что Илья давно хотел научиться играть, может в итоге он сыграет в спектакле. Даже если в итоге у нас получится такой спектакль work-in-progress – это хорошо. Потому что главное тут не конечный результат, – говорит Дмитрий Зимин. – Кроме театра, у нас много идей. Мы хотим сделать мультипликацию. Расстелить холст на полу, пусть ребята рисуют что хотят, а мы потом анимацией приведем это в движение. Или хотим сделать игровую фотосессию. Пригласили друга-иллюзиониста, который научит некоторым фокусам. В общем, идей у нас много».
Добавим, что проект #ЗАживое будет обучать и общество – а точнее доносить до людей информацию о людях с особенностями, об их проблемах. В рамках этого «внешнего» направления проекта пройдут встречи с творческими людьми, которые уже имеют опыт организации инклюзии в театральной сфере, мастер-классы и тренинги для желающих. Так, уже 7 ноября в Екатеринбург приедет Борис Павлович – ведущий специалист по социальному театру в России, режиссер спектакля «Язык птиц» (совместный проект БДТ им. Товстоногова и центра «Антон тут рядом»). Эксперты дадут мастер-классы для участников проекта #ЗАживое, встретятся с труппой ТЮЗа, а также 8 ноября проведут публичную встречу, на которой расскажут о своем опыте инклюзии в театре.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук
© 2016, РИА «Новый День»