Ядовитую свалку Полевского криолитового завода проверит прокуратура (ДОКУМЕНТЫ)
После публикаций NDNews.ru о плачевном техническом состоянии шламохранилищ завода, на котором складировано 10 миллионов тонн ядовитых фтористых солей, и последовавших за этим обращений в надзорные органы, факты, изложенные в публикации, проверит прокуратура. Возможно, инспекция надзорного органа установит не только реальное состояние шламохранилищ, но и прояснит подробности истории с продажей предприятия – сделку в городе называют странной.
Как удалось выяснить нашему агентству, грядущая проверка будет первой с момента остановки предприятия в 2012 году.
Тогда, в ходе плановой инспекции было выявлено 9 нарушений, в том числе в области обращения с отходами производства.
Напомним, сегодня отвалы ПКЗ представляют собой два затопленных карьера площадью в 90 и 100 га. Отходы производства – это мелкодисперсная смесь сульфата и фторида кальция. От реки Железянка и Северского пруда, с которыми связано немало громких экологических скандалов последних лет, шламохранилища отделены насыпной дамбой.
«Когда ПКЗ работал нормально и велся строгий контроль, кислотность отходов гасили известью, и на выходе получали обычный гипс. При закрытии завода позволяли себе качать на шламовые поля и кислые шламы, хотя это было строго запрещено. Самое страшное, что фтористоводородная кислота с отвалов советского периода, которую не «гасили», и серная с нового хранилища, построенного в девяностые, попадают в грунтовые воды. Раньше эти стоки перехватывали специальные подземные колодцы, велась откачка вод с последующим повторным их использованием на производстве. С момента заморозки предприятия всю дренажную систему бросили. Когда колодцы окончательно заилятся, ядовитые вещества пойдут в Северский пруд», – рассказала NDNews.ru Валентина Бородина, до 2005 года трудившаяся на Полевском криолитовом заводе в должности заместителя генерального директора по вопросам экологии.
Департамент по надзору в сфере природользования запланировал следующую проверку на июль 2016 года, однако предприятие ее избежало. Коммерсанты воспользовались новой статьей 26 ФЗ №209, так называемой поправкой «о надзорных каникулах для малого бизнеса». До 31 января 2018 года криолитовый завод исключен из плана проверок.
По данным нашего агентства, до этого срока корпорация «Русал», владеющая убыточным активом, намерена избавиться от предприятия. Уже несколько месяцев идут переговоры с покупателем – местной группой компаний «Эверест». В Полевском коммерсанты владеют мраморным карьером и занимаются производством строительных материалов.
Местные чиновники, хоть и не могут влиять на решения «Русала», пристально следят за историей с продажей завода. И в администрации, и у экологических организаций есть опасение, что нынешние хозяева ПКЗ через сомнительную сделку выведут отвалы из собственности, а покупатель запустит процедуру банкротства и сделает отходы криолитового производства проблемой городского и областного бюджетов.
Кислота под землей и 10 млн тонн вредных отходов
Несмотря на то, что кандидатуру коммерсантов из «Эвереста» чиновники «одобрили», экологи, знакомые со спецификой ПКЗ, называют сделку странной. Сыпучие отвалы завода невозможно использовать в строительстве, а значит причины, по которым успешная строительная фирма покупает такой «балласт», неясна. Отвалы уже сегодня требуют крупных сумм на ремонт гидротехнических сооружений.
В конце октября группа ученых из ФГУП «Институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» сделала предварительный доклад об итогах исследования Северского пруда в Полевском. Конечная цель работы – выявить, какие предприятия города отравляют водоем и почву. Итоги будут оглашены в декабре, но уже сейчас можно точно говорить: в водоем через старую дамбу шламохранилища попадают кислоты с криолитовых отвалов, рассказали NDNews.ru эксперты из ОНФ, присутствовавшие на докладе.
Представители криолитового завода и «Эвереста» заявили NDNews.ru, что комментировать сам факт сделки и даже переговоров не могут. Собственные источники агентства утверждают, что договор о продаже стороны должны были подписать до конца ноября, но сейчас возникла некая заминка. Возможно, покупатель решил снова оценить преимущества сделки в свете новых обстоятельств.
Полевской, Антон Гуськов
© 2016, РИА «Новый День»