AMP18+

Екатеринбург

/

WhatsApp, прослушка и дружба с помощником На чем «погорел» уральский судья, сбежавший из России после скандала со взяткой

В беспрецедентной истории уральского судьи, оказавшегося в опале и сбежавшего из России из-за обвинений во взяточничестве, появились новые небезынтересные подробности. В распоряжении редакции NDNews.ru оказалась мотивировочная часть решения квалификационной коллегии судей Свердловской области, лишившей досрочно своего коллегу полномочий и давшей согласие СКР на возбуждение против него уголовное дела. О том, на чем «погорел» служитель Фемиды, сам еще недавно вершивший правосудие, – в материале нашего агентства.

Фабула дела и чистки судейских рядов

24 июня этого года ФСБ провела спецоперацию по задержанию судьи Асбестовского городского суда Максима Виноградова. В его Audi A6 нашли 6 млн рублей, которые, как считает следствие, были переданы ему в качестве взятки. Вскоре появилась версия, что Виноградова подставили – перед операцией на его автомобиле ездил помощник Константин Захаров. Якобы именно он получил деньги от «черных риелторов», дело которых вел Виноградов, пообещав им оправдательный приговор. После грянувшего скандала судья взял самоотвод, хотя был готов огласить обвинительный вердикт, о чем он сообщил NDNews.ru в интервью. В итоге подсудимые, нотариус Гульнара Богданова, риелторы Наталья Федотова и Татьяна Коровина (обвиняются в оформлении сделок с недвижимостью, после которых владельцы квартир умирали), сейчас ждут нового судебного процесса, сроки давности по многим эпизодам этого дела истекли.

В октябре квалификационная коллегия судей Свердловской области (ККС) уволила и.о. председателя Асбестовского горсуда Александра Медведева, досрочно лишила полномочий Виноградова и дала разрешение главе СКР Александру Бастрыкину возбудить против него уголовное дело по ч.6 статьи 290 УК РФ («Получение должностным лицом взятки за незаконные действия»). Незадолго до этого Виноградов спешно покинул территорию РФ и в настоящее время, по некоторым данным, находится в США. В самом же асбестовском суде почти не осталось служителей Фемиды, население выказывает опасения, что при дефиците кадров подсудимые вовсе начнут избегать наказания.

WhatsАрр, прослушка и показания посредников

NDNews.ru, между тем, удалось изучить решение ККС по Виноградову. Особого внимания тут заслуживает перечень доказательств, которыми оперирует следствие. Среди них – показания нотариуса Богдановой, которую связывают с бандой «черных риелторов», а также ее знакомого Зубова и уже упомянутого выше Захарова. Они как под копирку изложили свою версию событий: Виноградов обратился к Захарову с просьбой передать через Зубова предложение подсудимой Богдановой о варианте дачи взятки. Взамен он якобы обещал оправдательный приговор. Все дальнейшие переговоры велись исключительно внутри треугольника Захаров – Зубов – Богданова. Женщина открыла счет в Уральском банке реконструкции и развития, на который перечислила 6 миллионов рублей, там же открыли ячейку совместно с Зубовым, в которую поместили деньги. Эти средства позже были переданы Захарову (официально теперь он в деле носит статус посредника), а тот, в свою очередь, положил их на заднее сиденье машины Виноградова, взятой во временное пользование, и передал транспортное средство потом судье.

Уточняется, что силовики зафиксировали факт передачи Зубовым пакета с деньгами Захарову, после чего последний был задержан сотрудниками ФСБ. С того момента помощник судьи стал участвовать в оперативных мероприятиях. «Добровольно», – говорится в материалах дела. То есть когда он передавал автомобиль Виноградову, за машиной уже велось негласное наблюдение, и через некоторое время состоялось задержание.

«При вскрытии пакета в нем обнаружены 10 купюр номиналом 5 тысяч рублей и муляжи купюр номиналом 5000 рублей на сумму 5 950 000 рублей. Номера купюр подлинных денег и муляжей соответствуют акту осмотра в рамках ОРМ «Оперативный эксперимент», – уточняется в деле.

В то же время, в материалах следствия указывается, что тщательному изучению был подвергнут телефон Nokia, принадлежащий Захарову. В нем обнаружена переписка в мессенджере WhatsАрр с абонентом по имени «Виноградов 2». «Из нее следует, что в период с 17 июня по 21 июня 2016 года Виноградов и Захаров обсуждали получение денежных средств от Богдановой», – говорится в решении ККС СО. Если в сообщениях действительно обговариваются нюансы получения взятки, это является едва ли не главным доказательством вины судьи.

Есть среди прочих доказательств и материалы оперативно-разыскной деятельности ФСБ. Чекисты поставили телефоны всех участников сговора на контроль. В ведомстве заявляют, что между аппаратами всех фигурантов истории со взяткой «есть многочисленные соединения, в том числе, по тому времени и датам, которые указаны в актах проведения оперативно-разыскных мероприятий по прослушиванию телефонных переговоров Зубова В.И. и Захарова К.Г».

В конечном счете, члены ККС под председательством Сидоркина выносят следующее решение: «В представленных материалах проверки имеется достаточно данных, подтверждающих наличие повода и оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела против Виноградова».

К настоящему моменту дело возбуждено также против Зубова и Захарова по части 4 статьи 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве»). Следствие отмечает, что после получения взятки в размере 6 миллионов деньги они намеревались поделить следующим образом: Виноградову – 4 миллиона, Захарову 1,5 миллиона, Зубову – 500 тысяч.

Говорить определенно о том, кто именно «слил» сделку чекистам, сложно. Однако отмечается, что уже Зубов получил от Богдановой муляж денег. Соответственно, скорее всего, именно нотариус обратилась к силовикам, пожаловавшись на вымогательство. В уголовном деле говорится при этом, что Виноградов сам назначил дату передачи ему денег.

Позиция судьи Виноградова

Ранее нашей редакции удалось пообщаться с опальным судьей по интернету. Виноградов озвучил свою версию событий, наотрез отказавшись признавать свою вину в вымогательстве взятки, предположив, что здесь сыграла роль жадность его помощника и близкого товарища Захарова, которому он доверял. Именно он, по мнению Виноградова, намеревался нажиться на процессе по делу «черных риелторов».

«Но это мошенничество чистой воды. Грубо говоря, помощник судьи берет деньги, обещает, что все будет нормально, однако обвиняемых все равно закрывают. И они не смогут доказать, что передавали взятку», – подметил теперь уже бывший служитель Фемиды. В материалах дела при этом оговаривается, что Захаров в мае-апреле 2016 года обращался к Виноградову с предложением получить от Богдановой 5 или 6 миллионов рублей в качестве взятки. Но судья якобы отказался.

В то же время, Виноградов не прикоснулся к сумке с деньгами, которые нашли у него в машине, и озвучил другие свои мысли в интервью NDNews.ru:

– То есть вы не брали его в руки? На деньгах нет отпечатков ваших пальцев?

– В том то и дело что нет! Я его не мог видеть, поскольку он лежал прямо за водительским сиденьем. И логично было бы задержать меня тогда, когда я доеду до места, открою заднюю дверь и целенаправленно возьму этот пакет. Но меня остановили раньше. И пальчиков моих на пакете и тем более деньгах нет. Операция была проведена бездарно. В момент изъятия пакет с муляжами денег оперативники сами облапали. Хотя по идее в таких случаях он должен отдельно изыматься и дактилоскопироваться.

– Вы готовы пройти «детектор лжи», чтобы доказать свою невиновность?

– Да, я готов пройти полиграф. Об этом я говорил следователю СК России, когда с меня брали объяснение.

– При этом вы понимаете, что когда маховик следствия заработает, ваш отъезд будет отрицательно расценен? На какой вообще эффект от публикации вы рассчитываете?

– Конечно, я понимаю последствия своего отсутствия в Екатеринбурге. Но если бы этот маховик закрутился раньше и я был бы на Урале, было бы еще все хуже для меня и моей семьи. По факту выходит, что система меня пережевала и съела. После стольких-то лет службы. И мне бы хотелось, чтобы моя история была предана огласке, что очень, видимо, не хочет руководство Свердловского областного суда. Я уже не рассчитываю на дальнейшую судейскую карьеру. Даже если бы мне полномочия оставили, не дали бы работать дальше.

P.S. В ККС Свердловской области отмечают, что не припомнят в своей новейшей истории заседаний, на которых рассматривались представления главы СКР о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении кого-либо из уральских служителей Фемиды, как это произошло во вторник с Максимом Виноградовым. Здесь говорят, что это если не исключительный, то точно очень редкий случай в практике региона.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,