Психологов в школах станет больше, а требования к ним – жестче
В Свердловской области сложился дефицит школьных психологов. Во многих учебных заведениях таких специалистов не хватает, а там, где они все же есть, психологи заняты диагностикой успеваемости детей, а не душевным состоянием. Эксперты усматривают в этом одну из причин, по которой в регионе сложилась неблагоприятная обстановка с детской и подростковой преступностью, а также суицидами.
Как ранее писал NDNews.ru, в Свердловской области более-менее стабилизировалась ситуация с суицидами школьников – в прошлые годы фиксировалось по 11-13 таких случаев (2013-2015 годы, по данным аппарата уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области), в этом году – девять. Гораздо хуже ситуация с преступлениями против личности, которые совершают дети и подростки. В 2015 году одних только уголовных дел по фактам побоев (ст. 116 УК РФ) было больше двух сотен. Косвенно эксперты связывают это с кризисными явлениями в экономике и, как следствие, социальной напряженностью в семьях.
«В прошлом году мы проводили исследование среди семиклассников. Высокий уровень агрессии выявился у 15% подростков. То есть на 25 человек в классе таких трое, говорить о том, что подростки повально агрессивны – нельзя. К тому же, ведущая форма агрессии – вербальная. Оскорбить, обозвать, накричать. То есть не прямое физическое воздействие», – рассказала сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге доцент кафедры психологии образования Института психологии УрГПУ Ксения Адушкина.
По ее словам, причин такого поведения может быть несколько. «Их можно поделить на три группы. Первая – семья. По статистике, половина подростков, проявляющих жестокость, сами являются жертвами домашнего насилия, давления родителей на ребенка или попустительского отношения. Вторая группа – причины субкультурного характера. То есть когда образцы поведения закладываются в группах. Третья – символьные факторы. Это телевидение, интернет, игры. Является ли компьютерная игра причиной жестокости подростка? Скорее, она может служить провоцирующим фактором, потому что влияние символьных факторов вторично. Когда человек идёт смотреть видео про суицид, значит, что-то его туда уже привело», – считает эксперт.
По ее словам, фактором агрессии может быть и психологический микроклимат в классе. И это одна из задач, которые должны решать школьные психологи. «В последнее время на уровне Минобранауки стали плотнее заниматься школьными психологами. Был утвержден стандарт комфортности среды в образовательной организации. Насколько безопасно и комфортно ребёнку учиться. Если проводится психологическая диагностика, консультирование, коррекционные мероприятия, профилактика и просвещение – можно эти проблемы купировать на ранней стадии, чтобы потом не бороться с последствиями», – говорит Ксения Адушкина.
Важнейшую роль играет и заинтересованность родителей в том, что происходит с их детьми. Эксперты отмечают, что нередко взрослые не знают, чем увлечены их дети, какие вопросы их беспокоят, что их тревожит. «В основном, это касается родителей, которые в 90-е были подростками. Они были «сами по себе», поэтому не знают, что делать с детьми. Отношения брошены на самотек по принципу «мы же как-то выжили тогда». Здесь важен вопрос психологического образования и просвещения родителей», – подчеркивает клинический психолог отделения неврозов и кризисных состояний детского возраста филиала «Детство» Свердловской областной клинической психиатрической больницы Игорь Тимченко.
Школьные психологи в этой ситуации бессильны. «На данный момент психологи заняты диагностикой способностей детей – как они могут осваивать образовательную программу. А на остальное нет ни времени, ни сил. Плюс не хватает квалификации и опыта. Я тоже преподаватель клинической психологии, и могу сказать, что есть большая проблема с подготовкой. Люди, которые заканчивают факультет клинической психологии, изначально не настроены на работу в школах, они хотят заниматься психотерапией в частных кабинетах», – говорит психолог.
Поэтому в школах не хватает психологов. «Примерно в половине школ психологи номинально существуют, но качество их подготовки я боюсь комментировать. Когда мы занимаемся конкретным случаем, мы замечаем не всегда должную подготовку психологов и организацию их работы. Иногда мешает работать и то, что психолог – это член педагогического коллектива, у него начальник – директор. Поэтому психолог не может быть независимым лицом, а ведь задача его еще и в том, чтобы научить людей, которые с детьми работают. Но это идеальная картинка», – говорит уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков.
Он отмечает, что недавно встречался с новым детским омбудсменом Анной Кузнецовой и главой Минобранауки РФ Ольгой Васильевой. «К концу года должна созреть концепция психологических служб в образовательных организациях», – говорит уполномоченный. В школах планируется и увеличение ставок психологов, и новые требования к ним – это, скорее всего, будут магистры, а не бакалавры. Что, возможно, позволит частично решить проблему с занятостью и оказанием психологической поддержки учеников в школах.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2016, РИА «Новый День»