Как губернатор Куйвашев Алтушкину Медведева «продает» (ФОТО) История про деньги, лоббизм и несуществующий ГОК
Активное участие РМК в жизни Свердловской области удивляет многих – основные активы компании сосредоточены в соседнем регионе, Челябинской области. В 2008 году компания Игоря Алтушкина продала УГМК Ревдинский завод по обработке цветных металлов, поставив точку в истории конкуренции с Андреем Козицыным. За РМК осталось только одно производство на Среднем Урале – «Уралгидромедь» в Полевском. Плюс административный офис РМК находится в Екатеринбурге. Так что же держит Алтушкина здесь и зачем он тратит свои деньги на регион, в котором у него нет промышленных интересов?
Один из ключевых проектов, который уже три года пытается реализовать РМК, это Томинский ГОК. В 15 километрах от Челябинска группа компаний хочет построить горно-обогатительный комбинат. И все три года челябинцы проявляют невиданную сплоченность в деле противостояния строительству ГОКа. Причина упорства южноуральцев вполне понятна – получить «грязное» производство под боком не хочется никому из жителей Челябинска – и без того не самого благополучного с точки зрения экологии региона. Активисты из движения «Стоп-ГОК», созданного еще в 2013-м, настаивают на том, что РМК грубо нарушает требования стратегии национальной безопасности России, подписанной в декабре 2015 года президентом Путиным, проводят митинги и требуют – для начала – отдать документы по созданию Томинского ГОКа на независимую экологическую экспертизу.
Для острастки исследование было проведено по заказу РМК в Уральском государственном горном университете. Тогда эксперты выяснили, что строить ГОК можно, но только если кардинально менять принципы производства. «Строительство и деятельность комбината возможны с учетом рекомендаций по охране окружающей среды и снижению рисков. В результате аудита рекомендовано отказаться от технологии гидрометаллургического производства и предложено складировать пески от хвостов обогащения Томинского ГОКа в Коркинском разрезе», – говорилось в заключении УГГУ, представленном на совещании у челябинского губернатора Бориса Дубровского. Последний, кстати, пытался посодействовать РМК в продвижении проекта Томинского ГОКа – еще в 2014 году, до выборов, но из-за них же отказался от лоббирования проекта. В противном случае он бы не получил одобрения как кандидат на губернаторство.
Но и после заключения экологов, по всей видимости, в РМК не готовы отказаться от первоначального проекта и рекультивировать Коркинский разрез за свой счет – это слишком дорого. Общие затраты только на решение проблем в Коркино доходят до 40 млрд рублей. Такую сумму на одной из пресс-конференций озвучивал вице-президент РМК Юрий Король. Тогда же он заявил, что компания не готова брать на себя ответственность за разрез, у которого есть законный владелец (Челябинская угольная компания, – прим. NDNews.ru). Поэтому челябинцы продолжают протестовать, и проблема с места не двигается.
При всем этом остаются без ответа вопросы – если рекультивируют разрез, куда подадутся шахтеры из Коркино? Кто расселит поселок, который уже четыре года сползает в самый большой карьер в Евразии? Наконец, если построят Томинский ГОК (а строить его хотят в довольно густонаселенном районе, где есть и дачные, и круглогодичные поселки и деревни), где гарантия экологической безопасности местных жителей? И где взять на все это деньги? Решение сформировалось довольно простое, пожалуй, единственное в такой ситуации – под проект необходима госпрограмма для частного инвестора. Но у Игоря Алтушкина после самоотвода Дубровского выходов на правительство России не осталось. И тогда медники начали искать нового парламентера.
И нашли. В лице свердловского губернатора Евгения Куйвашева, последнего из назначенных глав регионов, да к тому же еще позиционируемого как «человека Медведева».
До перестановок в свердловском руководстве, случившихся в мае этого года, Куйвашев едва ли рискнул бы предложить себя в качестве лоббиста – губернаторство ему не светило, пока с переходом екатеринбургского вице-мэра Владимира Тунгусова в администрацию главы региона не был погашен конфликт «город-область». Но перед Куйвашевым возникла финансовая проблема после расторжения отношений с энергетиками Бобровым и Биковым – во-первых, не на что было проводить очередной «Иннопром», во-вторых, не на что было вести выборную кампанию. И тут удачно подвернулся Алтушкин, которому нужно было продвинуть свой проект.
В первые дни «Иннопрома-2016» СМИ написали о том, что глава РМК официально обратился к Евгению Куйвашеву с просьбой ходатайствовать за Томинский ГОК перед Дмитрием Медведевым, который должен был приехать в Екатеринбург на «Иннопром». И Куйвашев свою часть договора выполнил – неожиданно для службы протокола российского премьера Медведева при обходе стендов привели на площадку РМК. Где у Игоря Алтушкина наконец-то появилась возможность рассказать самому главе кабмина РФ о Томинском ГОКе. Вежливый человек Дмитрий Медведев, конечно, покивал головой, сказав, что даст распоряжение своим заместителям проработать вопрос. Даже расписался на ходатайстве Куйвашева – собственноручно написал: «Проработать идею реализации проекта». Правда, с оговоркой – и других подобных. Но дальше дело не пошло. Более того, за закрытыми дверями губернатор за такую самодеятельность получил нагоняй от Медведева, который, разумеется, становиться продвиженцем проекта РМК вовсе не собирался. Вообще надо сказать, что премьер, который обычно с «Иннопрома» уезжает в благодушии, на этот раз сел за руль «Мерседеса» (каждый год глава правительства сам ведет машину до аэропорта) с мрачным лицом, что не укрылось от фотографов.
Так или иначе, но на всех последних заседаниях Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при президенте РФ (а именно про него речь шла в бумажке, подписанной Медведевым) никакой речи про Томинский ГОК не шло. Например, в сентябре этого года обсуждали поддержку малого и среднего предпринимательства, а в конце ноября – развитие несырьевого экспорта и мероприятия, направленные на поддержку экологии в регионах России. Темы, к ГОКу не относящиеся никак – воз и ныне там.
При всем этом медлить Алтушкину нельзя. Дело в том, что еще в 2013 году Сбербанк России одобрил заявку РМК на кредитование проекта по строительству и запуску Томинского горно-обогатительного комбината. По официальным данным, которые озвучивались на «Иннопроме-2013», когда подписывались соглашения между банком и компанией, кредитное учреждение предоставило заем в размере 30,2 млрд рублей сроком на 10 лет. Но тогда еще никто не знал, что строительство будет откладываться – планировалось, что первая линия ГОКа заработает в сентябре 2015 года, а вторая – в сентябре 2017-го. Поэтому сейчас компания Игоря Алтушкина гасит кредит за то, что еще даже не построено. Если грубо – ситуация напоминает ту, в какой оказываются обманутые дольщики.
Возможно, в РМК начали понимать, что с губернатором Куйвашевым, который на деле оказался не таким уж хорошим лоббистом, каким он себя представлял, им не по пути. Об этом говорит тот факт, что компания Игоря Алтушкина периодически пытается выйти со своим проектом через других продвиженцев – например, члена Совфеда Ирину Гехт, которую называют одной из претенденток на губернаторское кресло и которая, в целом, доброжелательно относится к проекту ГОКа. Или даже через Анатолия Чубайса – тот недавно был в Челябинске и, по слухам, встречался с Алтушкиным, который рассказывал ему про ГОК.
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2016, РИА «Новый День»