Только смерть ребенка заставила сбежать из ИГИЛ* – история уральской семьи, уехавшей к террористам
Недавно детский омбудсмен Анна Кузнецова рассказала, что увеличилось число обращений в аппарат уполномоченного по правам ребенка по поводу детей, вывезенных на территорию Сирии и Ирака. «После озвучивания информации о детях, вывезенных в ИГИЛ (запрещена в РФ, – прим. ред.) их родителями с территории РФ, увеличилось число обращений в наш адрес о конкретных историях, семьях, – написала она. – Очень важно, что многие прикладывают фото. Это очень тяжелые истории».
Главными героями таких историй становятся и жители Урала. Террористы вербуют жителей Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, уговаривая людей целыми семьями уезжать в районы боевых действий на Ближнем Востоке. РИА «Новый День» рассказывает историю одной из таких семей**, которой после страшных испытаний все же захотелось и удалось вернуться домой.
Анне и Ивану чуть за 20, они живут в одной из областных столиц Большого Урала. История их знакомства ничем не примечательна – влюбились, стали жить вместе, женились. В отличие от многих молодых семей, финансовых трудностей они не испытывали. Поэтому Ивана и его жену вербовщики ловили на другой крючок. Молодые, без высшего образования, склонные к романтике и приключениям, еще не определившиеся с планами на жизнь – на таких людей особенно часто падает выбор вербовщиков, которые работают через социальные сети. В данном случае работа велась во «ВКонтакте». Сначала террористы втерлись в доверие к Ивану, после – уже при его поддержке – склонили к своим «ценностям» его жену. Вместе они совершали намазы, читали книги, которые им советовали кураторы, Анна, как водится в таких случаях, стала носить хиджаб (широкий платок, который скрывает волосы, но оставляет открытым лицо). Когда в городе собралась целая группа таких «обработанных», молодые супруги купили путевки в Турцию – и уехали. Конечно, не чтобы отдыхать, а чтобы переправиться дальше в Сирию и Ирак, на территорию, где расположены подготовительные и тренировочные лагеря радикальных исламистов.
В момент отъезда с Урала Анна и Иван готовились стать родителями – молодая женщина была на большом сроке беременности. В итоге рожать Анне пришлось уже в спартанских условиях на территории, где нет ни врачей, ни больниц, ни современных лекарств, ни соблюдения элементарных правил санитарии. Ребенок родился болезненным и слабым. Но в тот момент супруги, обработанные вербовщиками, мало обращали внимания на это. В лагере Иван был занят на хозяйственных работах – до собственно боевой подготовки дело не дошло. Анна фактически не занималась ничем, в том числе собственным малышом, который постоянно плакал, требовал внимания и, по всей видимости, медицинской помощи.
Важный момент – в лагере, куда привезли Анну и Ивана, были запрещены средства контрацепции, а секс – нет. И вскоре женщина забеременела вновь. Возможно, второго малыша она родила бы тоже на Ближнем Востоке, если бы не трагедия, после которой у родителей открылись глаза.
Их первенец спустя пару месяцев после рождения умер. Перевернули все похороны малыша – не было ни гроба, ни савана, ни даже какой-нибудь тряпки, которая бы послужила домовиной. На глазах у отца и матери мертвого ребенка просто закопали в землю. После этого Ивана сняли с хозработ из-за того, что проку от него было мало. Возможно, это сыграло роль, и супруги, объединенные смертью ребенка, спланировали план побега и смогли вернуться в Турцию. Правда, там им пришлось задержаться – загранпаспорта оказались уже просроченными, а срок, определенный для безвизового нахождения россиян в Турции, истек. Выбраться из страны помогли родители, с которыми связались опомнившиеся молодые, и российские дипломаты. Второго ребенка Анна родила уже дома. Конечно, возвращение на Урал не было равно возвращению к нормальной жизни: в отношении Ивана и Анны было возбуждено уголовное дело, которое расследовали почти два года. Но в конечном итоге оно было прекращено – молодые люди, к счастью, не успели продвинуться по «карьерной лестнице».
*ИГИЛ – террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ
**История рассказана сотрудниками центра, занимавшегося реабилитацией семьи после возвращения в Россию
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2017, РИА «Новый День»