AMP18+

Екатеринбург

/

Ни стыда, ни совести: в Ирбите жителей рухнувших домов «ставят на счетчик» и выселяют из временного жилья

Череда обрушений старинных зданий в Ирбите лишь на время привлекла внимание надзорных органов к проблеме ветхости строений в мотоциклетной столице России. С момента некоторых ЧП прошло уже больше полугода, но оставшиеся без крова граждане до сих пор ведут борьбу с чиновниками и коммунальщиками, которые в ультимативном порядке выселяют их из маневренного фонда, выставляют счета за фиктивные услуги и не торопятся признавать жилье ветхим. Наглядные истории, рассказанные жертвами обрушений, – в материале нашего агентства.

«Кирпичи падают прямо на голову»

Первое ЧП этого года в Ирбите зафиксировали в ночь на 17 января, когда на улице Революции, 25а, обрушились перекрытия и кровля двухэтажного дома 1887 года постройки, являющегося образцом жилищного строительства конца XIX века и памятником архитектуры. Под завалами оказались уникальные предметы народного быта конца XIX – начала XX веков, хранившиеся в фондах местного музея. В ходе разбирательства выяснилось, что здание кочевало долгие годы между МУГИСО и администрацией города. Муниципалитету в итоге строение передали, но местные власти не поставили его на свой баланс, поэтому за ним никто не следил. Здание стали готовить к консервации, поскольку речи о скором восстановлении и реставрации объекта не идет.

Как сообщила сегодня РИА «Новый День» директор музея народного быта Ирбита Татьяна Коновалова, вопрос дальнейшей судьбы пострадавшего дома не исчерпал своей актуальности. «По уму, власти сразу после ЧП должны были выпустить постановление, расписать всем заинтересованным сторонам – кто и что должен сделать. Такого документа выпущено не было. В результате здание продолжает рушиться. Кирпичи падают прямо нам на голову. Фронтон еле держится. В любой момент строение может рухнуть. Все, что сделано – это поставлен забор с внешней стороны. Но во двор может попасть любой желающий, и гарантировать безопасность прохожих никто не берется», – отметила собеседница агентства.

По ее словам, буквально сегодня представители музея встречались с сотрудниками управления культуры и в очередной раз обсуждали проблему. Однако никаких конкретных мер выработано не было. «Мы уже не знаем, как быть. Видимо, снова придется обращаться в прокуратуру», – сказала Коновалова. К слову, и прокуратура, и управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области ранее уже выдавали предписания властям о необходимости мероприятий по восстановлению пострадавшего здания. По всей видимости, профилактическая мера не возымела действия на чиновников.

Счета за мнимое присутствие УК

26 января список искалеченных зданий Ирбита пополнил жилой дом по улице Советской, 10, где обрушилась кровля, под тяжестью конструкций рухнул потолок в одной из квартир. Дом возвели в 1917-м и ремонтировали в 1964 году. Очередной капремонт должен был состояться в 2016 году, но этого не произошло. Сергей Гаев – один из жильцов – теперь с детьми ютится у родственников. Чтобы форсировать вопрос предоставления нового жилья, ему пришлось судиться с чиновниками.

«Что с самого начала сделали? Поставили в коридоре и квартире деревяшки под потолок. Сказали: «Собирай документы, может, признаем твой дом аварийным». Все, что нужно, я собрал. Однако администрация города отказывалась собирать межведомственную комиссию о признании нашего дома аварийным. Я обратился с иском в суд, который 22 июля его в полном объеме удовлетворил. Муниципалитет обязали создать эту комиссию, которая должна решить судьбу пострадавшего дома. Но когда ждать визита специалистов, пока не ясно», – отметил собеседник агентства.

Что еще сильней удивило Гаева – это позиция управляющей компании (за домом на ул. Советской, 10, следит ООО «УК «Северный жилищный комплекс»), которая недавно выставила ему счет на 18 тысяч рублей. «Такая огромная сумма прописана в пришедшем исполнительном листе. Сюда, как я понял, входят средства за содержание жилья, вывоз мусора и т.д. Но ничего этого управляющая компания в последние годы не делала. Если бы было иначе, наш дом не обрушился бы. Еще в 2015 году я потребовал от УК дать мне отчет о проделанной работе. Никакой информации не получил, в связи с чем официально перестал им платить, о чем написал заявление. Потому что за домом следили только жильцы. И сейчас мы не получили никакой компенсации», – пояснил Сергей Гаев.

«Живем на птичьих правах»

Еще одно ЧП в Ирбите случилось 6 февраля этого года, когда на улице Орджоникидзе, 47, в одноэтажном кирпичном доме на пять квартир, построенном в конце XIX века, частично рухнули потолочное перекрытие и часть наружной стены. По информации прокурора города Станислава Саноцкого, здесь были зарегистрированы 11 человек, в том числе семья из 7 человек. Всем им выделили временное жилье в маневренном фонде, из которого сейчас выселяют.

«Комиссия признала наш дом аварийным, который подлежит сносу. Мы подали документы на предоставление нового жилья. В этом нам пока что устно отказали, потому что у моей тетки есть прописка по другому адресу. Но там всей семьей жить невозможно. Тем не менее, нас просят покинуть помещения маневренного фонда и отдать ключи. В противном случае будут обращаться в суд. Фактически сейчас мы живем на птичьих правах. Но продолжаем собирать документы, как нуждающиеся в новом жилье», – рассказал РИА «Новый День» один из бывших жильцов дома на Орджоникидзе, 47, Роман Колотыгин. На решение проблемы в ближайшей перспективе он не рассчитывает, вспоминая историю другой семьи, которая уже четыре года не может дождаться нового жилья после обрушения их дома.

Программы сохранения культурного наследия

Пугающая серия обрушений зданий сделала Ирбит символом упадка Свердловской области. За 15 месяцев в городе, получившем известность в царской России благодаря масштабной ярмарке, развалились 5 исторических особняков. К списку уже упомянутых объектов стоит добавить ЧП на улице Орджоникидзе, 18. Бывшее здание гостиницы «Ница» первый раз обрушилось летом 2016 года, в июле этого года от него отвалилась еще одна стена. До этого рухнула часть двухэтажного здания 1918 года постройки по улице Кирова, 60.

Жители дома на Орджоникидзе, 18, до сих пор не переехали в новое жилье. Предположительно, 11 сентября администрация города будет их выселять через суд, так как горожане не хотят уезжать в предоставленные квартиры, которые им не понравились.

Хроники гибели Ирбита на этом не заканчиваются. В 2013 году на улице Первомайской целую семью накрыло лавиной из балок, штукатурки и пыли. Два года назад обрушилось здание на улице Ленина, 16, в котором в 1918 году находился Ирбитский уездный комитет РКП (б). Причем ЧП случилось в разгар ежегодной ярмарки. Чудом никто не пострадал. В каждом из перечисленных случаев здания разваливались, не выдерживая собственного возраста и по причине внешних факторов – сырости, обилия снега и так далее.

В 2031 году Ирбиту исполнится 400 лет и местное население требует от чиновников разработать комплексную программу по его сохранению как исторического центра – подобную той, что была принята к 400-летию Верхотурья (о вариантах такой программы РИА «Новый День» рассказывал в одной из своих публикаций). «В противном случае потомкам останутся руины, – отмечает депутат Ирбитской городской думы и меценат Михаил Смердов. – У нас в городе 80 объектов культурного наследия, 40 из них находятся в хороших руках. Еще 10 зданий за последние годы обрушились. Остается 30, насчет них есть серьезные опасения. Фактически мы теряем каждый год три-четыре здания. Это катастрофическая тенденция и нужна воля руководства области, страны, чтобы спасти наш город».

Как уточнил Смердов, часть исторических зданий находится на балансе города, часть – в ведении МУГИСО, остальные отданы под административные здания различных департаментов, ведомств или находятся в пользовании частных лиц. «Лучше всего, если объект вовремя продали. В нем устраивается какой-то предприниматель, делает ремонт и начинает за домом следить. Это самый благоприятный вариант, как показывает практика. Потому что муниципалитет и МУГИСО ничего не делают для сохранения старинных домов. Доходит до абсурда – бизнесмен просит МУГИСО передать ему интересующее здание, а министерство отказывает по причине того, что, видите ли, цена показалась заниженной. Я считаю, что МУГИСО даже права не имеет требовать деньги. Они что, строили это здание? Нет. Просто получили. Но если это ваше здание, вы следите за ним, сохраняйте, а не пытайтесь нажиться. Мое мнение – МУГИСО должно бесплатно отдавать такие объекты и помогать ремонтировать. А все происходит наоборот», – заключил депутат.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2017, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Культура, Недвижимость, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,