AMP18+

Екатеринбург

/

Шпионаж, государственная измена или ошибка. КРСУ под надзором ФСБ

Корпорация Развития Среднего Урала может стать следующей на очереди, куда наведаются оперативники ФСБ при силовой поддержке бойцов «Альфы» из РОСН (регионального отряда специального назначения). При том, что дело касается не банального «распила» бюджетных средств, а возможного сотрудничества с американскими спецслужбами. Речь идет о поддержке американо-германского электрокара Vectura на «Иннопроме», который был выставлен на выставке «Иннопром» на стенде Свердловской области – владельцам технологии требовались инвестиции в размере 80 миллионов евро для строительства завода по производству электрокаров, который специалисты по автомобилестроению сравнили с кустарно произведенным автомобилем «где-нибудь на Химмаше в гараже». Это могло бы остаться курьезом, если бы после нашего материала проектом не заинтересовались представители контрразведки – внешняя афера могла быть лишь прикрытием операции иностранных спецслужб для точечного удара по экономике. Так вышло, что одним из главных лоббистов проекта (в Титановой долине уже подготовили площадку для будущего завода) стала Корпорация развития среднего Урала. Подробности в материале РИА «Новый день».

Еще на выставке «Иннопром» внимание журналистов привлек весьма странный проект: на стенде Свердловской области был представлен образец электрокара Vectura, разработанного в Мюнхене. Его, как заявляли официальные представители проекта, в перспективе будут производить в «Титановой долине». Обещалось масштабное производство, предназначенное как для внутреннего, так и для внешнего рынков. Едва ли не первое российское производство автомобилей нового поколения. По словам представителя Actio Consulting (компании – партнера германских автопромышленников) Максима Логинова, производство на 80 процентов будет локализовано в России и продукт станет, по сути, отечественным. Автомобиль стоял на самом видном месте – его буквально облепили наклейками – самыми заметными стали буквы КРСУ – корпорация гордо позиционировала себя как одного из главных лоббистов инновационного проекта.

Германские изобретатели готовы были продать технологию производства, и необходим был инвестор для строительства предприятия. Сумма инвестиций оценивалась в 80 миллионов евро. В качестве главного союзника Логинов назвал министра инвестиций и развития Дмитрия Нисковских, который, по его словам, проект одобрил, и сейчас вопрос в инвесторе. Ведутся переговоры с рядом госкорпораций, включая Росатом и Ростех. Кроме того, помогать будущему производству готовы и в КРСУ – там нам официально заявили, что «инвестору проекта готовы будут предложить меры поддержки и регионального и федерального уровня».

После чего начали вскрываться любопытные факты. В качестве представителей германской стороны указывается немецкая компания Cardo Holding AG. Название почти слово в слово совпадает с крупным американским производителем мототехники Cardo Systems из Питссбурга, заставляя даже иностранные поисковики в интернете путать названия компаний. Это напоминает бренд Abibas из девяностых. В России германских производителей электрокара Vectura представлял член правления компании Михаэль Кохс (Michael Kochs).

Если заглянуть в германский реестр компаний земли Бавария (в ФРГ, как и в России – ЕГРЮЛ находится в открытом доступе), начинают выясняться примечательные детали. Во-первых, компания, которую российские партнеры называют производителем и правообладателем инновационной технологии, была создана в декабре 2016-го года. Чуть больше полугода назад. Она располагается в Мюнхене на Конрад-Зюзе-Платц и никогда не специализировалась на производстве автомобилей.

Господин Кохс и вовсе имеет биотехнологическое образование, не связанное с автомобилестроением. Хотя в ходе своей карьеры, по данным соцсети Linkedin, он много лет занимался консалтингом в этой сфере. И свежеиспеченная компания Cardo Holding AG тоже специализируется исключительно на консалтинге. Примечательно, что на ее официальном сайте не указан ни один клиент. Кроме того, в германских СМИ нет ни одного упоминания о структуре.

Согласно данным реестра, акционерный капитал «производителя электрокара» составляет пятьдесят тысяч евро. При амбициях продать технологию за восемьдесят миллионов. Члены правительства Свердловской области сочли, что модное, благодаря Илону Маску направление, уже внушает доверие и контрагент не нуждается в проверке. Еще интереснее партнеры немецких комбинаторов. В данном случае в качестве таковой выступает Actio Consulting. Ее сайт состоит всего лишь из одной страницы, но заполненной на английском языке, из чего как бы следует, что партнерство с иностранным бизнесом в приоритете.

Примечательно, что указанный городской телефонный номер всего полгода назад принадлежал клининговой компании Cube Clean – предыдущий проект уже упомянутого Максима Логинова, который быстро переквалифицировался на высокие технологии. Он рассказал нам, что это коммерческий автомобиль и при серийном производстве Vectura будет стоить начиная от 800 тысяч рублей. Машина способна пробежать без подзарядки около 250 километров. По словам Логинова, автомобиль демонстрировался в Германии, но не слишком широко. Настолько не широко, что ни в одном германском СМИ не упоминается ни сам проект, ни компания, которая его произвела.

«Это могут быть и энтузиасты, и Остапы Бендеры. Такие проекты есть и в Астрахани, и в Екатеринбурге. Это могут быть и шарлатаны и умельцы. В единичном экземпляре можно произвести все что угодно у себя в гараже, можно взять старое авто и поставить на него электродвигатель. Так что вполне нормально, что пацаны ищут себе инвесторов. Для этого выставки и существуют», – прокомментировал проект, поддерживаемый правительством Свердловской области, автоэксперт Кирилл Зайцев.

Когда журналисты «Нового дня» проводили расследование, первый вывод, к которому мы пришли, что КРСУ и другие интересанты размещения сомнительной технологии были просто обмануты – как туземцы европейцами во времена колонизации, когда в обмен на золотые слитки предлагались бусы. Однако, как нам стало известно, соответствующее подразделение ФСБ начало проверку данного проекта с других позиций – особенный интерес вызвало происхождение компаний, пытавшихся продавить локализацию производства Vectura на территории ОЭЗ «Титановая долина». Отдельной проверке должна подвергнуться и КРСУ, на тот случай, если средства иностранным махинаторам все таки ушли, но это не оглашалось публично.

Как выяснилось, германская компания Cardo Holding AG имеет американские корни и впервые была зарегистрирована действительно в декабре 2016-го, но на территории США. Притом, что среди автомобилестроителей двух крупных автомобильных держав таких как США и Германия замечена она не была. Большие сомнения вызывают и представители самой корпорации – такие как Михаэль Кохс, который, как было упомянуто выше, занимается консалтингом. Теоретически это может быть неплохим прикрытием для сотрудника оперативного директората ЦРУ или агента германской BND. И в данном случае, это не звучит как пропагандистский тезис об агентах Госдепа. Попытка внедрить явно сомнительную технологию еще и за счет российских инвесторов очень напоминает действия ЦРУ на пике Холодной войны – когда во время строительства газопроводов в СССР разведывательные службы США провели масштабную операцию по поставкам оборудования, способного нанести вред самой инфраструктуре– это, например, привело к взрыву в 1982-м году на газопроводе Уренгой-Сургут-Челябинск. В ЦРУ официально признают, что «модифицированные специалистами ЦРУ программы и чипы нарушали планы производства на химических предприятиях и тракторном заводе в СССР, использовались в советской военной технике, а на газопроводе были установлены дефектные турбины».

Действия КРСУ по лоббированию непонятной технологии электрокара очень напоминают попытку потратить деньги российских, явно связанных с государством, инвесторов на заведомо фэйковую технологию, что вполне соотносится с логикой экономической войны между Россией и Западом.

Таким образом на данный момент КРСУ, пообещавшая поддержку инвестору на региональном и федеральном уровне подлежит проверке ФСБ, которая уже ведется. А в случае выявления фактов сотрудничества с агентами иностранных спецслужб, действующих под оперативным прикрытием «автомобильных магнатов» неизбежна оперативная разработка.

И речь здесь пойдет не о банальных распилах, а о возможных действиях в интересах иностранных государств, что в наше время квалифицируется как государственная измена или шпионаж.

Екатеринбург, служба новостей РИА «Новый День»

© 2017, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,