«Двусмысленность делает их жуткими»: накануне премьеры «Оно» психологи объяснили происхождение боязни клоунов
Через два дня в российский прокат выходит фильм по культовому роману Стивена Кинга «Оно». Это уже не первая экранизация книги о демоне в обличье клоуна, который убивает детей, однако почему-то именно она вызвала негодование в профессиональном сообществе, а те клоуны, что обладают еще и полномочиями законодательной власти и представляют правящую партию России, требовали запретить показ фильма в кинотеатрах на территории РФ. По их мнению, фильм дискредитирует образ клоуна, а также вредит психике детей, вызывая у них страхи.
Между тем, врачам, специализирующимся на психических расстройствах, и без Стивена Кинга давно известна коулрофобия, то есть боязнь клоунов. Этого заболевания нет в Международном классификаторе болезней ВОЗ, но его все же рассматривают как одну из часто встречающихся фобий.
Людей в париках, гриме, с огромными носами и в нелепой одежде, конечно, боятся далеко не все. Но практически на любом цирковом выступлении можно заметить детей, которые не смеются, а наоборот, плачут от страха или закрывают лица ладошками. Даже в клоунской Екатеринбургского цирка висят снимки с шоу, где часть детей реагирует на клоунов без восторга, со страхом.
Боязнь клоунов, как и всякий подобного рода страх, вообще-то иррациональна. Однако есть в ней и логическое зерно. Об этом говорят психологи. Как рассказала «Новому Дню» директор центра психологической помощи «Форпост» Юлия Дерягина, боязнь клоунов проявляется чаще у маленьких детей. «Во-первых, у клоуна большое количество грима на лице. Это может пугать, так как дети в течение жизни учатся понимать взрослые лица и эмоции взрослых. А грим затрудняет это понимание. И, например, у многих народов белые лица связаны с представлением о демонах. Во-вторых, клоуны много и резко двигаются, размахивают руками, громко кричат и смеются – эта непредсказуемость в действиях может тоже быть пугающей. В-третьих, порой за улыбкой и смехом клоуна могут стоять совсем другие эмоции, которые испытывает реальный актер. Дети чувствуют неискренний настрой и могут на это реагировать страхом, – предполагает психолог. – В-четвертых, клоун, как правило, в бесформенной одежде и в гриме, а это затрудняет для ребенка определение пола, к мужским и женским фигурам ребенок уже привык, а к фигуре неопределенного пола, в яркой одежде и со странными действиями неясно, как относиться. Поэтому лучше на всякий случай начать пугаться. Наконец, страх может идти из генетической памяти, которая заложила в сохранении человечества страх всего яркого и привлекательного. Яркие цветы, яркие ядовитые грибы и т.д. Яркое – значит, возможно, опасное».
Кстати, в прошлом году профессор психологии колледжа Нокса в Иллинойсе Фрэнк МакАндрю опубликовал в журнале The Conversation результаты своего исследования коулрофобии. Он опросил 1341 человека в возрасте от 18 до 77 лет. Говоря о самых жутких профессиях, респонденты называли сначала клоунов, затем – таксидермистов, после – владельцев секс-шопов, а далее – владельцев похоронных бюро и таксистов. Среди причин, по которым люди боятся клоунов или считают их пугающими, на первом месте оказалась непредсказуемость поведения, на втором – странная внешность (глаза навыкате, необычная улыбка или чрезмерно длинные пальцы). «Рами Надер – канадский психолог, который изучает коулрофобию. Он полагает, что боязнь клоунов подпитывается тем, что они носят грим, который скрывает их истинные чувства. Это совершенно согласуется с моей гипотезой о том, что присущая клоунам двусмысленность делает их жуткими для окружающих. Кроме того, люди, которые становятся частью выступления клоуна, никогда не знают, получат ли они пирог в лицо или станут жертвой какой-то другой унизительной шутки», – пишет исследователь.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2017, РИА «Новый День»