Путин криминализирует русский язык. За ним повторяет вся страна
В выступлениях российских политиков появилась тенденция опрощения русского языка. Вслед за президентом Путиным просторечия, а порой даже откровенно грубые выражения стали позволять себе многие видные политические и экономические деятели. Далее модную столичную тенденцию подхватили в регионах, в том числе и в Свердловской области. И, как с грустью отмечают филологи, подражания московским ораторам пополняют и без того огромный список языковых нелепостей уральских политиков.
По мнению филологов, использование просторечных выражений в выступлениях политиков есть ничто иное, как один из аспектов демократизации языка. «Демократизация началась со снятием цензуры, табу и запретов в российском обществе. Вообще-то, это положительное явление. Европейским странам оно пошло на пользу, а у нас демократизация речи превратилась в криминализацию», – отмечает профессор кафедры риторики и стилистики русского языка Ирина Вепрева. По ее словам, основоположником криминализации языка стал президент России Владимир Путин: его знаменитое выражение «мочить террористов в сортире» положило начало череде «перлов» в публичной среде. «Сначала это выражение воспринималось как нечто из ряда вон выходящее. Сейчас «мочить в сортире» многие упоминают уже как обыденную фразу, недавно что-то подобное даже у телеведущего Владимира Познера в речи проскользнуло. Конечно, понятно, что президент с помощью таких выражений хочет создать образ сильного руководителя. Но такую демократизацию можно оценивать только отрицательно», – отметила Ирина Вепрева.
Как отмечают филологи, с помощью «крепких» выражений политики хотят стать ближе к народу, и начинают употреблять просторечия и жаргонизмы даже на официальных мероприятиях. Использованием нового политического языка «грешат» многие московские политики из окружения президента, в частности заместитель главы администрации президента Владислав Сурков.
Уральские политологи отмечают, что федеральная тенденция дошла до свердловских политиков в искаженном виде и трансформировалась в довольно странный сплав военной терминологии и старых коммунистических выражений. По словам политолога Эдуарда Абелинскаса, советское прошлое мешает уральским деятелям разговаривать на современном языке. «У нас практически все действующие политики прошли школу КПСС или хотя бы комсомола, а это уже не вытравить. Чего стоит хотя бы одно распространенное обращение на «ты», но по имени-отчеству. На Урале совершенно не путинская эстетика. Путин – из силовиков, в его исполнении резкие выражения выглядят, по крайней мере, гармонично. У свердловских выходцев из парткомов такая лексика смотрится абсолютно нелепо», – отметил Эдуард Абелинскас. Известно, что на «ты» (независимо от возраста и статуса) любит обращаться депутат Госдумы Валерий Язев.
Впрочем, у уральских деятелей есть и собственная манера выражаться «по-свойски», например, в беседе с журналистами или с коллегами. Среди «отличившихся» фигурируют сенатор ППЗС и промышленник Анатолий Павлов. Этот гражданин не стесняется в матерных выражениях оценивать не понравившиеся ему представительские мероприятия даже европейского уровня. Так, присутствуя на Евро-Азиатском машиностроительном форуме Павлов охарактеризовал его журналистам емким словом «Х…ня!». Страдает любовью к грубым выражениям и бывший военный, лидер фракции «Единой России» в областной думе Анатолий Мальцев (он часто путает коллег и журналистов со строем солдат, что значительно затрудняет общение с ним) и областной депутат Геннадий Тверитинов.
«За базаром следите!», – заявил Тверитинов коллеге Терешкову в ответ на обвинения в срыве заседания комитета. «Да не хочешь, можешь вообще на фиг не работать», – крикнул в ответ Терешков и ушел.
Бывший вице-премьер по социальной политике Свердловской области Семен Спектор, по общему признанию, является мастером владения русским матом (окружение называет его виртуозом по этой части). Весьма экспрессивные личности – вице-мэры Екатеринбурга по идеологии и социальной политике Владимир Тунгусов и Владимир Крицкий. А также министр по управлению государственным имуществом Алексей Молотков и др.
Многие, правда, наоборот, предпочитают избавиться от употребления неформатных слов. Известно, что некоторые известные деятели Свердловской области начинали свою карьеру с работы на промышленных предприятиях, где получили пагубную привычку нецензурно выражаться. Некоторые политики даже специально брали уроки у филологов, чтобы говорить без запинок. Среди тех, кто пытался цивилизовать свою речь – бывший гендиректор НТМК и бывший лидер свердловского отделения «Единой России» Сергей Носов. Как он признался в одном из интервью, он брал уроки у преподавателей УрГУ. Те учили его говорить, в числе прочего, заставляя учить наизусть стихотворения. Больше всего Носов оценил лирику Владимира Маяковского.
Уральских политиков, по мнению экспертов, отличает и собственная, неповторимая логика. Тезис, который московские политики формулируют в двух-трех предложениях, в уральском варианте превращается в десяти – пятнадцатиминутный монолог. Поэтому вспомнить какие-либо яркие выражения у нынешних свердловских деятелей довольно сложно.
«В Свердловской области к авторам ярких выражений можно отнести Алексея Воробьева, но у него интересны не столько отдельные фразы, сколько сама логика построения предложений – взять хотя бы его изречения по поводу алкоголизма или о том, как, кого, кому и где рожать. Смысл трудноуловим, но речь завораживает», – признался политолог Эдуард Абелинскас. Впрочем, иногда премьер вполне четко и недвусмысленно формулирует мысль. Чаще всего это агрессивные с оттенком криминализации высказывания по поводу асоциальщины. «Для борьбы с бомжами не хватает только дубины, чтобы их колотить!», – заявил как-то Воробьев. По мнению филологов, как руководство области, так и чиновники из администрации Екатеринбурга, к счастью, не смогли полностью перенять тенденцию выражаться в «путинской» манере. С другой стороны, выступления уральских политиков по большей части лишены яркости.
По мнению политолога Константина Киселева, на уральской почве хорошо прижилась языковая тенденция использования военизированной лексики. Популярность военных терминов опасна еще больше, чем использование жаргона, считает Киселев. «На недавнем выступлении Росселя в Каннах эту «военизированность» было очень видно. Слова «госплан», «штаб» постоянно употребляются политиками в разговоре о совершенно мирных вещах. Такое ощущение, что мы живем во время военного режима. Выражение «расстрельные списки», созданное в администрации Екатеринбурга, можно считать верхом этой военщины. За последние годы уровень риторической культуры вообще снизился. Я такого убожества речи, как в последнее время, не видел уже давно», – отметил Константин Киселев.
По словам главы екатеринбургского Союза писателей Юрия Казарина, тенденции, используемые в речи политиками, могут повлиять на лексику обывателей, но на культуру в целом они воздействия не окажут: изменение языка зарождается в обыденной речи и никогда не начинается «сверху». По мнению экспертов, смена тенденций в политической лексике произойдет с приходом к власти новой команды на федеральном уровне.
Ссылка по теме:
Путин запретил жевать сопли >>>
Екатеринбург, Маргарита Казимова, Дарья Травкина
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».