AMP18+

Екатеринбург

/

Уральский антиквариат никому не интересен, кроме иностранцев, скупающих «вещи туземцев»

Екатеринбургский рынок антиквариата находится вне общероссийских тенденций. Как признают специалисты, торговлю историческими ценностями в столице Урала можно назвать самодеятельностью. Большая часть антиквариата на Урале реализуется на черном рынке. В Москве и Санкт-Петербурге рынок антиквариата переживает подъем. Цены на предметы, имеющие историческую и культурную ценность, выросли за последний год соответственно росту интереса со стороны покупателей. Самые высокие объемы продаж антиквариата – в Москве. Столичные участники антикварного рынка отмечают, что из-за повышения интереса к искусству российских покупателей теперь все чаще приходится привлекать иностранных поставщиков.

Екатеринбург тенденции рынка антиквариата практически не коснулись. Уральские продавцы старины отмечают, что резкого повышения интереса к их товару не происходит. Покупатели, как и товары в местных магазинах не меняются давно.

«Уральский рынок вообще держится довольно обособленно. Специалисты из Пермской, Челябинской, Курганской и Свердловской областей по большей части знакомы друг с другом, все имеют дело с одним и тем же товаром», – отмечают Александр Шадрин и Герман Лукащук, совладельцы «Антикварного магазина» в Екатеринбурге. По их словам, в Екатеринбурге настоящих специалистов по оценке антиквариата можно пересчитать по пальцам. Владельцы салонов обращаются за экспертизой, как правило, либо в территориальное управление по сохранению культурных ценностей, либо в Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Уральский антиквариат примерно одинаков: это иконы и картины местного письма, предметы быта старообрядцев, Каслинское литье, книги, монеты и самовары. Большинство товаров не представляют высокой художественной ценности и интересны исключительно с точки зрения своей старины. Эксперт художественно-антикварного салона «Капитал» Борис Ведерников отмечает, что местный рынок узко специализирован, и найти предметы искусства которые могли бы быть интересными на международных торгах, практически невозможно. «Такая ситуация наблюдается, к примеру, в сфере живописи. В области скульптуры у нас вообще – вакуум», – говорит Борис Ведерников. Художественную ценность могли бы представить работы мастеров общероссийского уровня, однако «привозные» вещи составляют весьма небольшую часть товаров антикварных магазинов. Как правило, такие товары попали на Урал давно и были скуплены у местных жителей. Специально на продажу из-за границы и Москвы екатеринбургскими салонами практически ничего не приобретается. Самые популярные на Урале экспонаты – Каслинское литье – стоят от 15 тысяч до полумиллиона рублей. Цены не такие высокие по общероссийским меркам, отмечает Александр Шадрин.

Екатеринбургский рынок антиквариата официально представлен четырьмя салонами-магазинами. Новых открытий в городе пока не предвидится. По словам специалиста художественно-антикварного салона «Капитал» Бориса Ведерникова, клиенты местных салонов готовы выложить за товар не больше 10 тысяч долларов. «Дальше покупателей берут сомнения: стоит ли антиквариат того, чтобы в него вкладывать такие деньги. В этом отношении у нас культура антиквариата совершенно не развита».

По словам екатеринбургских антикваров, самыми частыми покупателями уральских ценностей являются сами уральцы. Это частные коллекционеры, занимающиеся скупкой старины исключительно в качестве хобби. Большинство из них покупает недорогие монеты и марки, продажа которых не приносит большой прибыли салонам. Более-менее приличную прибыль местным антикварам приносят приезжие покупатели. Туристы смотрят на уральскую старину как на вещи туземцев, отмечает Борис Ведерников, однако слишком большие деньги на сувениры они тратить тоже не готовы. «Многие сейчас хотят приобрести не столько предмет старины, сколько украшение для интерьера. Уральские товары таким покупателям редко подходят. Поэтому владельцы екатеринбургских салонов наряду со старинными экспонатами выставляют на продажу современные, используя антикварные салоны как художественные. После принятия федерального закона о запрете вывоза исторических ценностей из России иностранцами антикварные салоны потеряли значительную часть клиентов.

По словам антикваров, на Урале есть местные потенциальные покупатели старины, благосостояние которых позволяет делать крупные покупки. Мода на коллекционирование предметов старины и искусства начала развиваться в среде уральских политиков и бизнесменов. Особую страсть уральская элита проявляет к живописи. Известным коллекционером слывет депутат Госдумы Евгений Ройзман. Помимо музея Невьянской иконы, в его коллекции есть картины уральских художников. На сегодняшний день в его собрании насчитывается более трех тысяч работ. Для их демонстрации строится специальный музей.

Те, кто интересуется антиквариатом всерьез, делают покупки не на Урале, а в Москве, Петербурге или вообще за границей, как, например, глава Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский, в частной коллекции которого есть две акварели кисти художника Бенуа.

Эксперты рынка антиквариата признают, что большая часть продаж еще с советских времен продолжает осуществляться на «черном» рынке. Покупатели предпочитают обращаться к частникам, которые продают товары «с рук» из-за заниженных цен. Объемы продаж такой торговли можно оценить хотя бы по торговле на екатеринбургском «пятачке». По словам владельцев антикварных магазинов, это еще вершина айсберга. По неофициальным данным, в области существует несколько частных специалистов, которые занимаются поиском товара непосредственно для клиентов. Многие состоятельные клиенты предпочитают обращаться непосредственно к ним, а не в салоны.

«Конечно, «серая» торговля наносит урон официальному рынку. Даже не столько в финансовом, сколько в моральном плане. Подпольные торговцы в основном занимаются продажей недорогих сундуков, монет, марок и тому подобного. Но рынок в итоге становится разобщенным», – отметил Борис Ведерников. По словам антикваров, о выставках местных антикварных салонов, подобных московским, можно только мечтать. Пока для проведения мероприятий подобного уровня на Урале не хватает не только средств, но и экспонатов, и самое главное – ценителей, готовых вкладывать средства в местную сферу антиквариата.

Екатеринбург, Маргарита Казимова

© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,