AMP18+

Екатеринбург

/

Банька, водка, люди-рыбы и русский экзистенциализм – как в Екатеринбурге отметили день рождения Гоголя (ФОТО)

В «Коляда-театре» накануне вечером, в день рождения Николая Гоголя, состоялась премьера трагикомедии «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» по мотивам произведений писателя. Это уже седьмая постановка по Гоголю у Коляды-режиссера, и в ней собрано как никогда много исконно русского: банька, водка, экзистенциальные поиски человеческой души и мысли о смерти, которые к этой смерти и приводят. И стать счастливым можно только в одном случае, если каждый миг помнить: «Невозвратимо всё, что ни есть в свете».

Как рассказал сам Николай Коляда, это уже седьмой его спектакль по творчеству одного из любимейших писателей.

«Я поставил у себя в театре «Ревизор», «Женитьбу», «Мертвые души», в театре кукол «Башмачкина», в Катовице «Женитьбу», в Варшаве в театре «Студио» – «Ревизор» и вот этот спектакль – седьмой у меня как у режиссера», – написал Коляда в своем блоге.

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» – самая загадочная и странная повесть Гоголя, которую Николай Коляда переложил на язык театра, сделав инсценировку. Вся пьеса сложена как пазл: здесь отрывки из писем писателя, незаконченные рассказы, мотивы из «Мертвых душ» и из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Хотя по описанию кажется, что это такая бытовая история: уйдя со службы, Иван Федорович Шпонька возвращается в родное именье к тетушке Василисе Кашпоровне. Тетушка решает женить племянника, тот испытывает такой страх, что умирает. Но вся эта бытовуха на сцене закручивается в экзистенциальный сюжет с сотнями смыслов и параллельных сюжетных линий, которые можно дорисовывать в воображении бесконечно.

Очистившись от воинской службы в баньке – с банщиками в накидках цветов триколора, Иван Федорович Шпонька (Олег Ягодин) не перестает мечтать о не полученных орденах и медалях. Несбыточные мечты тянут его вверх, к свершениям, но – страшно и сил нет. Гонимый нуждой, он опускается на дно российской глубинки, где отнюдь не умные люди с рыбьими глазами и по-рыбьи скользкими повадками, хотят примерить на Шпоньку свою судьбу и свои собственные несбыточные мечты.

Бойкая тетка Василиса (Тамара Зимина) – копия матершинницы Фриды Кало – рисуя на мольберте радужные пейзажи, в душе хоронит неродившихся внуков. И – счастливый случай – приезд племянника порождает новые надежды: а вдруг еще можно вернуть то, что ушло невозвратно? Пусть и не в своей жизни, но хоть по касательной. Нахрапистый помещик Сторченко (Максим Тарасов, Александр Кучик) вместо того, чтобы отдать Шпоньке принадлежащее ему имущество, мечтает только сбагрить двух сестер-перестарок и найти «свободны уши», вползая туда как таракан. А его матушка (Антон Макушин) только и думает, как быть выпить-с: от ее «Вы водку пили уже?" зал буквально лежит от смеха.

Чего же хочет сам Шпонька, заботит мало кого. Да и его самого, похоже, меньше всех.

При этом сочувствия Иван Федорович не вызывает. По жизни немощный и трусливый, как белый кролик с красными глазами (который, кстати, тоже есть на сцене), он и сам не знает, куда идет, чего ждет. Вообще – зачем он тут? Вещие сны Шпоньки – как сны Веры Павловны – полны неясных предсказаний и вопросов в духе «кто виноват?» и «что делать?», но – ответов нет.

Остается только бежать, опять и снова. Настоящая душа Ивана Федоровича раскрывается только в дороге – когда он вдруг замирает на секунду, видит мир вокруг и понимает, что «невозвратимо всё, что ни есть в свете» – и юность, и молодость, и счастье. Но уже слишком поздно. Страх жить, страх любить уже сделал свое дело.

«А утром Василиса Кашпоровна нашла Ивана Федоровича в его постели мертвым. Поголосила она, похоронив его, да и сама скоро отправилась в мир иной, не выдержав разлуки с любимым племянником. Долго удивлялись все в округе: отчего это и он, и она, не болея вовсе, вдруг разом умерли. Поудивлялись, поудивлялись, да и вскоре забыли: надо жить дальше. Вот и вся наша история», – обрывается гоголевский сюжет у Коляды. Обрывается короткая невзрачная жизнь Шпоньки на сцене – тогда, когда никто и не ждал.

Как рассказали в театре, спектакль поставлен для того, чтобы сказать зрителю: не надо бояться жизни. Иначе может быть внезапно слишком поздно. «Не бойтесь влюбляться, сердиться, радоваться, гневаться, смеяться. В общем – проживайте жизнь с радостью и увлеченно, принимая все в жизни: и плохое, и хорошее», – советуют в театре. И помните, выходя из зала, что «невозвратимо всё, что ни есть в свете».

Екатеринбург, Ольга Тарасова, фото – Елены Гецевич

© 2018, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Культура, Общество, Россия, Фоторепортаж,