Оркестр мертвых узников концлагеря воскресили на сцене Драмы: премьера (ВИДЕО)
Завтра, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, в Свердловском театре драмы состоится премьера документального спектакля – «Оркестр навсегда», который покажут только один раз. На сцене «воскресят» десять музыкантов, которые в 1933 году в концлагере Бёргермор были для других узников и духоподъемной опорой, и изощренной пыткой. Страшную историю одного концлагеря поставил молодой актер – для него это первый режиссерский опыт. Дальнейшая судьба спектакля – войдет ли он в репертуар – будет во многом зависеть от реакции зрителя.
«Оркестр навсегда» – премьера в Драме
Премьера спектакля «Оркестр навсегда» в Свердловской драме состоится 11 апреля – в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Этот праздник учрежден в честь участников интернационального восстания узников Бухенвальда, начавшегося 11 апреля 1945 года. И в основу своей первой режиссерской работы молодой артист Драмы Никита Бурлаков (работает в театре первый сезон) положил реальные истории узников «фабрик смерти», – рассказали в Театре драмы. Спектакль поставлен молодой частью труппы в рамках проекта «Опыты» – фактически это эскиз спектакля, который пока не войдет в репертуар. Дальнейшая судьба «Оркестра» зависит от реакции завтрашних зрителей.
На сцене, напоминающей сначала эстраду в недорогом кафе, в полумраке сидят музыканты. Они не шевелятся и с первого взгляда больше похожи на восковые фигуры или трупы. Это – оркестр лагеря Бёргермор, созданного на северо-западе Германии в районе торфяных болот еще в начале эпохи фашизма, в 1933 году. Узников здесь называли «болотными солдатами», потому что перевоспитание политзаключенных и евреев проходило на торфяниках, где во время работ погибали сотни людей. А оркестр, по задумке нацистов, должен был исполнять бравурные марши и не давать пленным уснуть после изнуряющего дня.
Но вот сцена превращается в плац, по которой марширует надзиратель. А музыканты один за другим оживают, потревоженные воспоминаниями своего дирижера – Алексея Погужева (Константин Шавкунов). Он один выжил и сейчас работает на железной дороге, но прошлое не отцепить как ненужный вагон. И перед глазами Погужева, а также перед глазами зрителей проносится калейдоскоп портретов – неуклюжий еврей-кларнетист Швитке (Илья Порошин), смешливый немец-гитарист «Мусульманин» (Игорь Кожевин), неказистые поляки (Евгений Бушуев и Александр Хвостов) и другие. Все десять попали на эту «фабрику смерти» по разным причинам. Но девять из них не выживут.
Согласно истории, положенной в основу спектакля, на одном из концертов оркестр лагеря Бёргермор начал играть песню «Болотные солдаты» – запрещенную, потому что она давно стала символом Сопротивления. Но известный мотив в исполнении музыкантов подхватили сотни узников, которые еще не были сломлены. Предсказуемо – за подстрекательство к бунту расстреляли всех, кроме дирижера.
На этом спектакль «Оркестр навсегда» обрывается, словно давая зрителю самому додумать – что же было дальше с главным героем. Как он выжил и какие кошмары мучили его всю жизнь. Видел ли он в снах своих девять музыкантов? Встречался ли с их родными?.. По словам молодого режиссера Никиты Бурлакова, он не ставил перед собой задачи напугать зрителя, сделать мрачную постановку. Он лишь хотел напомнить о трагедии ХХ века, которая произошла, в том числе, по воле и с одобрения людей.
«Если мы перестанем помнить, кто именно был «автором» самой идеи концлагеря – я сейчас говорю не о конкретных исторических персонажах, а о Человечестве в целом – мы не будем застрахованы от ее нового воплощения», – пояснил режиссер.
Добавим, что сегодня спектаклю в том виде, в каком он есть, чуть не хватает деликатности и тишины. За нагромождением музыкальных номеров, балаганности, попытки шутить не всегда проглядываются человеческие характеры, их души, мысли. Но стоит напомнить, что это лишь эскиз постановки. И если зрители на завтрашнем показе одобрят саму идею, а администрация театра поддержит молодежь, то в репертуаре Драмы появится новый спектакль.
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Александр Саливанчук, Антон Отман
© 2018, РИА «Новый День»