Константин Киселев: чем авторитарнее режим, тем нужнее политконсалтеры
В конце февраля в Екатеринбурге в одном из ресторанов города уральские политконсалтеры скромно отметили свой уже седьмой по счету профессиональный праздник. Немногочисленные представители данной профессии (большинство из коллег трудилось и продолжает трудиться на выборах в других регионах России, а также ближнего зарубежья) за праздничной кружкой пива обсудили успехи и неудачи коллег, а также перспективы своей работы. Мнения о том, что ждет политический консалтинг в стремительно меняющейся политической обстановке в России, разделились. Самым оптимистичным взглядом на будущее профессии, как оказалось, обладает глава уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев. В день политконсультанта он обещал «Новому Региону» представить развернутый и аргументированный ответ на актуальный вопрос о будущем политконсультантов. Сегодня «Новый Регион» предлагает своим читателям ознакомиться со статьей Константина Киселева на заявленную тему.
«Российский политический консалтинг отметил в 2006 году свой профессиональный праздник в седьмой раз. Это значит, что уже в 2000 году не просто произошло осознание перспективности профессии и корпоративных интересов, но и были созданы организационные предпосылки для формирования профессионального сообщества.
Можно предположить, что еще чуть-чуть и политические консультанты перестанут отмечать свой праздник вместе, ибо не просто не смогут вместиться в одно помещение, даже если праздник будет проходить где-нибудь в Курске, Орле, Иванове или Туле, но произойдет осознание естественности существования профессии. Профессия перестанет быть экзотической, а собрание политконсультантов перестанет восприниматься как «тусовка отморозков» или серых кардиналов.
Однако такая оптимистическая точка зрения разделяется далеко не всеми и далеко не всегда. Причина для этого одна – трансформация политического рынка и, как следствие, апокалиптическое восприятие этой трансформации. Сегодня любые более или менее значимые изменения в политическом пространстве воспринимаются значительной частью профессионального сообщества как крах, обвал, коллапс рынка услуг. Причем, в силу того, что политическая динамика в России существенна и перманентна, разговоры о кризисе постоянны, начиная со второй половины 90-х гг.
Действительно, правила работы изменились. Изменились существенно. Но разве они оставались стабильными последние десять лет? Например, Совет Федерации ранее был органом избираемым. Сегодня нет. Рынок не рухнул. Ужесточение электорального законодательства также не привело к смерти профессии, но, напротив, породило профессию электорального юриста. Политическое пространство подвижно, подвижны и правила игры.
Кроме того, нужно учитывать, что одновременно с электоральным законодательством меняется фактическая политическая ситуация. До недавнего времени выборов президента республики в Башкортостане фактически не было, была пародия на выборы. Но в последнем электоральном цикле ситуация изменилась. Рынок в результате расширился. Шесть-семь лет тому назад в ХМАО и ЯНАО выборов также практически не было, была видимость. Сейчас – наоборот.
Даже к муниципальным выборам в крупных городах сейчас готовятся минимум полгода – год. Соответственно, если все выборы будут проводиться всего два раза в год, то для «одинокого» политконсультанта средней руки достаточно будет иметь всего восемь-десять постоянных клиентов на «абонентском обслуживании», чтобы не иметь каникул. Работой он будет загружен по горло.
Изменение законодательства и сужение фактического электорального пространства в России привело также к тому, что политика перемещается из офисов исполнительной власти на улицы и площади. Соответственно, распространение получают неконвенциональные политические технологии (массовые акции протеста, забастовки, пикеты и т.п.), которые требуют своих идеологов и организаторов. Кстати, заметим, что власть, видимо, в страхе перед уличной активностью, сама стремиться занять «уличную нишу», организует свои митинги, шествия и демонстрации.
Наконец, очевидной является, отмечаемая всеми, активизация партийного строительства и партийная активность в центре и регионах, которые также требуют политконсалтерского обслуживания. Часть консультантов закономерно вливается в партийные ряды и начинает обслуживать соответствующую партию. При этом партии на выборах продолжают обращаться к независимым консультантам. Аналогичная ситуация с юристами. Партийные юристы есть и работают, но независимые юристы все также остаются востребованными партийными структурами.
Вывод однозначен и очевиден: политический консалтинг будет существовать до тех пор, пока будет существовать политический рынок и будут соблюдаться два условия. Во-первых, будет существовать необходимость в политической межэлитной коммуникации и/или коммуникации в системе «элиты – массы». Во-вторых, пока будет существовать конкурентная политическая среда.
Более того, ситуация, на наш взгляд, развивается еще более парадоксально. Говоря о крахе политического рынка и кризисе политического консалтинга, пессимисты забыли еще об одной объективной закономерности – чем более авторитарен режим, тем в более интенсивном идеологическом и технологическом обеспечении он нуждается. Количество идеологов, технологов, пропагандистов и советников на душу населения в Советском Союзе было кратно выше, чем в современной России в самые демократические годы. ВУЗы не успевали выпускать политработников, партийных журналистов и специалистов по научному коммунизму. Идеологов, комсомольских и партийных работников, пропагандистов с каждым годом (по мере приближения к «развитому социализму» и углублению «общего кризиса капитализма») требовалось все больше и больше.
Сегодня, в период авторитарной трансформации режима, можно наблюдать процесс бурного роста идеологического рынка, расцвета профессий и профессиональных сообществ, связанных с идеологическим и технологическим обслуживанием режима. Профессиональные политические советники, аналитики, эксперты, пропагандисты, лекторы, специалисты по связям с общественностью, специалисты по партийному строительству, партийные и наемные сетевики и т.д., и т.п. Еще немного, и численность этих профессиональных групп догонит и превзойдет численность идеологического и организационного аппарата КПСС, ВЛКСМ.
Причем, еще раз повторим, как в Советском Союзе, так и в современной «путинской» России основным заказчиком всех видов консалтерских услуг являлась и является сам режим, власть.
Кажется, еще немного и в школах и ВУЗах начнут изучать послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и изучать материалы съездов «Единой России». И для всего этого нужны грамотные «политработники», новые «комиссары», бойцы идеологического фронта, организаторы и партийные строители. Уже сегодня можно сравнивать политическую риторику 30-х или 70-х годов прошлого века и речи современных партийных (от партий власти) и государственных деятелей.
Те из пессимистов, сторонников «идеи кризиса», кто признает эту логику, обычно высказывают два аргумента в свою пользу. Во-первых, они признают существование идеологической зависимости авторитаризма, которая подобна зависимости наркомана от наркотиков, но утверждают, что авторитарный режим нуждается не в консультантах, а в агитаторах. Вторым обычно добавляется другое соображение, которое в определенной своей части противоречит первому, – кто ближе к власти, тот заказ (то есть наличие заказа признается!) и получит, а потому консультант перестает быть независимым, т.е. перестает быть собственно консультантом.
Если на первое возражение ответ фактически прозвучал – рынок трансформируется, но рынком остается, то второе требует некоторого незначительного комментария. На наш взгляд, во втором возражении речь идет не об услугоемкости рынка консалтерских услуг, а об изменении правил борьбы за заказы. Конкуренция за заказы стала менее честной? Да! С этим трудно спорить. Произошла политизация заказчика и рынка? Да, конечно. Консультант, который негативно относится к действующему политическому режиму и не скрывает этого, едва ли получит заказ на электоральное обслуживание «Единой России», но выступить субподрядчиком в исполнении вполне сможет, если, конечно, совесть ему позволит.
Таким образом, единственный кризис о котором можно говорить – кризис роста профессии или кризис жанров. Понятно, почему этот кризис имеет перманентный характер – слишком быстро происходят изменения в политическом пространстве. Отсюда непонимание, пессимизм и паника. Некоторая часть профессионального сообщества просто-напросто не успевает за происходящими изменениями.
Тем не менее, и пессимисты, и оптимисты обязаны просчитывать варианты развития ситуации на политическом рынке. Представляется, что сегодня можно вполне обоснованно выделить два крайних (идеалтипических) сценария развития ситуации. Критерием для обозначения этих сценариев в парадигме «негативный – позитивный» являются интересы развития политического консалтинга как профессии.
Сценарий негативный.
1. Общее направление политического развития. Власть усиливает свое вмешательство в дела гражданского общества и экономику. Цензура распространяется на региональные СМИ, предпринимаются попытки сделать подцензурным российский сегмент Интернета. Региональные элиты окончательно ставятся под контроль. Политическая конкуренция окончательно изгоняется из публичной сферы. Правоохранительные органы политизируются, возрастает их вмешательство в экономику. Коррупция остается единственным механизмом любой экономической и политической динамики.
2. Оппозиция. Формируется контролируемая, декоративная оппозиция. Создаются общественные организации, подконтрольные власти. Действительная оппозиция становится неконвенциональной. Протест перемещается на улицы.
3. Законодательство. Электоральное законодательство ужесточается, обеспечивая запрограммированные победы и поражения. Выборы становятся формальностью.
4. Консультанты. Действующие консультанты поголовно пересчитываются и учитываются специализированными структурами. Некоторые из них уходят из профессии, большинство обслуживает власть. Кроме того, власть вводит жесткий контроль за доходами консультантов, вводит формальное лицензирование, ставит под контроль профессиональные организации.
5. Технологии. Технологии поляризуются. С одной стороны бурный расцвет получают технологии конспирологические и технологии скрытого лоббизма, с другой – технологии организации уличного протеста и противостояния ему. Интеллектуальный протест стимулирует развитие политических Интернет-технологий.
6. Партии. Формируется партийная система с доминирующей партией («Единая Россия»). Все остальные партии развиваются исключительно как кремлевские проекты.
Сценарий позитивный.
1. Общее направление политического развития. Власть постепенно меняет курс, возрождается федерализм, свобода СМИ и разделение властей, ликвидируется цензура. Политическая и экономическая конкуренция становится нормой. Государство в значительной степени уходит из экономики и политики. Согласие элит обеспечивается на уровне ценностей.
2. Оппозиция. Оппозиция конвенциональна, т.е. принимает основные правила игры.
3. Законодательство. Электоральное законодательство либерализуется. Его выполнение обеспечивается правоохранительными органами.
4. Консультанты. Консалтерское сообщество профессионализируется.
5. Технологии. Выборы воспринимаются избирателями как норма. Развиваются технологии привлечения добровольцев, технологии преодоления массовой имплозии.
6. Партии. Партии формируются по проектному типу, конкурируя друг с другом. Складывается партийная система умеренного или поляризованного плюрализма.
Развитие реальной ситуации, судя по последним действиям власти, будет склоняться в сторону первого (негативного) сценария, но дело, скорее всего, не дойдет до его полной реализации.
Дело в том, что массовая имплозия и политическая импотенция либеральной оппозиции сделают окончательное закручивание «политических гаек» попросту ненужным. Однако сценарно направление развития страны понятно: партийная система с доминирующей партией, контролируемая оппозиция, укрепление механизма преемственности власти.
Для консалтинга проблема в этом смысле будет заключаться в том, что консалтинг не сможет динамично и стабильно развиваться в условиях недемократического режима. В современных условиях, когда заказчиком является власть, консультанты все чаще будут работать в режиме пожарной команды, будут гасить социальные возгорания, когда они уже случились, постфактум.
При этом очевидно, что содержательное развитие консалтинга в обозримый период будет связано со стремлением соблюдения юридической чистоты, отработкой технологий противодействия административному ресурсу, судебному произволу, личной защиты консультантов и одновременно с этим – технологий выстраивания отношений с властью.
Консалтинг станет более сдержанным в своих амбициях и претензиях на политическую субъектность. В этом отношении, развитие консалтинга не остановится. Некоторый позитивный опыт консультанты получат, выводы сделают.
И в заключение. Не может не смутить жесткий и однозначно видный диссонанс. Когда многие консультанты говорят о своей роли в выборах, в политике вообще, то они подчеркивают, что их методология – методология конструирования реальности. Они, часто справедливо, выдают себя за инженеров действительности. Логика профессионального сообщества на выборах любого уровня – не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. Это истина, от которой отталкивается не только современная политика, но и современная экономика. Но вдруг! Как только начинается рефлексия по поводу себя любимого, то почему-то об этой методологии многие забывают. Реальность этих консультантов съедает и поглощает. От консультантского гонора не остается и следа.
Если же быть последовательными, то вывод сообществом сегодня должен быть сделан очень простой: само существование профессионального сообщества консультантов рождает спрос на их услуги. Поэтому, коллеги, сформулируйте свое предложение и получите спрос. Вот и все.
Екатеринбург, Полина Румянцева
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».