«Илон Маск нашел возможность раскрутиться, и наши найдут – когда захотят»: на Урале пытаются подружить оборонщиков и СМИ
Сегодня в полпредстве по УрФО прошло совещание главредакторов уральских СМИ. Руководители медиа должны были обсудить, как правильно освещать прорывные технологии в оборонке. Но оказалось, что проблема даже не в этом, а в том, что диалог медиа и представителей промышленности больше напоминает беседу слепого с глухим. Оборонщики не заинтересованы в освещении своей работы, тем более за деньги, а пресса и хотела бы писать об ОПК, но без административных решений не может вывести на это предприятия.
С начальным словом выступил полпред Игорь Холманских, который подчеркнул, что журналисты должны ломать «деструктивные стереотипы», которые сложились в обществе по поводу способностей российской промышленности в целом. «Плохо то, что эти стереотипы распространяются не только из-за рубежа, но что еще хуже – внутри страны. Один из стереотипов заключается в том, что Россия – технологически отсталая страна, а предел наших возможностей – это экспорт сырья. Второй миф – что вся российская наукоемкая продукция – это копии западных образов. Третий – что все конкурентное производство базируется на советском наследии. Четвертый – что производство высокотехнологичной продукции идет только в военной сфере. Что бы мы ни делали, все равно получается автомат Калашникова. Нелепость этих стереотипов очевидна не только специалисту, но любому здравомыслящему человеку. Но без их искоренения не добиться технологического прорыва. Человечеству нужна вера в собственные силы. На вас возложены задачи, которые имеют политическое значение», – обратился к главредам полпред.
СМИ, в свою очередь, заметили, что готовы работать с оборонщиками, но последние желанием не горят. «До сих пор многие [предприятия] отказываются от освещения по некоторым соображениям. Первое – гостайна. У нас, например, есть ракетный центр в Миассе. Туда попасть – проблема из проблем. СМИ должны предложить форму, а предприятия должны проявить добрую волю и пустить СМИ к себе. Второе – должен быть явный заказчик, процесс создания материалов должен быть оплачен. Но готовы ли предприятия платить?» – задалась вопросом директор челябинского ОТВ Светлана Яремчук.
С ней согласилась и руководитель курганского медиахолдинга, созданного на базе «Курганприбора» Татьяна Хильчук. «Работа журналиста и работа наладчика станков ЧПУ – одинаковая. Люди работают, они имеют право получать за это деньги. Конечно, часть денег может тратить предприятие. Но в любом облбюджете должна быть статья на информационную поддержку промышленности. Эти деньги вернутся имиджем региона и большим объемом налоговых поступлений в бюджет», – заметила она.
Оправившийся после нападения неизвестных главред свердловской «Областной газеты» Дмитрий Полянин заметил, что освещение тем, связанных с ОПК, уже входит в госзадание и финансируется бюджетом – по крайней мере, в Свердловской области.
Был затронут вопрос и профессионализма работников медиа. Представитель ПНТЗ Александр Ханин, например, предложил журналистам попробовать проходить практику на предприятиях. «Журналисты отличаются некоторым снобизмом. Мы со своей стороны готовы предложить для ваших коллективов экскурсию на производство, попробовать себя, обучиться в образовательном центре и поработать в экспериментальном цеху», – сказал он.
Следом выступал ИА «Панорама УрФО» Андрей Муринович, который завел речь про то, что «против российской промышленности, в том числе в наших СМИ, ведется информационное противодействие». «Есть авторитетный автоэксперт, которые все свои передачи ведет в контексте: на самом деле вот в этой стране, про которую я говорю, ничего хорошего делать не умеют, а вот немцы и японцы умеют», – привел пример он.
Директор екатеринбургского филиала «Российской газеты» Сергей Салыгин попытался вернуть разговор в конструктивное русло. «Каждый слышит только себя, производство говорит только о том, что мы хорошие, журналисты себя хвалят. Но о чем говорить? Кто нас туда пустит – к этим прорывным технологиям? Нам говорят: да, военная тайна, но ищите компромисс. А мы его не нашли. Такие встречи должны быть продлены. Общаться придется. Тут есть еще момент – у каждого предприятия ОПК есть руководство в Москве, решения принимаются там. Надо искать, что сделать на региональном уровне. Московские журналисты легко находят подход. У нас такой возможности нет. Нас туда на порог не пустят. Мало того – есть команда сверху. Если будет у компаний установка сверху, тогда у нас будет шанс», – добавил он.
Сами оборонщики укорили прессу в алчности. «Мне по роду службы приходится смотреть очень много писем и предложений от СМИ, уважаемые коллеги, что я хочу сказать, ну, скажем, как правило, к какому-то мероприятию или празднику предлагают опубликоваться. И сразу прайс. Что это за СМИ? Что оно представляет? Могу ли я публиковаться? Кто учредитель? А если это НКО? Рекомендаций нет никаких, а при этом есть у нас свои журналы в «Алмаз-Антее». Несколько месяцев назад мы попали в «Большой Урал» [каталог предприятий, который выходит раз в год небольшим тиражом и распространяется, в основном, на выставках]. Нам надо, по крайней мере, понимать, с кем работать, а с кем нет», – сказал представитель «Вектора» Игорь Самсонов.
Представители прессы парировали, что все слова оборонщиков – лишь попытка отделаться от СМИ. «Илон Маск находит возможность раскручивать свою продукцию. Платит он или как-то еще. А наши производители в этом не заинтересованы. Захотят – найдут способ», – заявил главред салехардского информагентства «Север-Пресс» Николай Шандрыголов.
Главный редактор «Уралинформбюро» Вадим Дынин предложил создать клуб СМИ и оборонщиков под названием «Щит Родины», чтобы через эту структуру медиа и промышленники могли сотрудничать. «Союз промышленников и предпринимателей должен быть связующим звеном, но их тут нет, своей работы они не делают. Пусть будет клуб открытости для СМИ, где есть возможность отобрать СМИ и посмотреть, что они такое. И тогда появится правильно выстраивать системную работу», – сказал он.
Помирить главредов и представителей предприятий в заключение совещания попытался сам полпред. «Я видел заинтересованность СМИ, но звучало то, что предприятия ОПК не заинтересованы. Коллеги, но предприятия здесь представлены теми структурами, кто работает со СМИ, и раз существуют такие структуры, значит, все же заинтересованы. Если бы задача была простой и решаемой на раз-два, мы бы ее сюда не выносили», – заключил Игорь Холманских.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2018, РИА «Новый День»