AMP18+

Екатеринбург

/

Полпреды станут мини-президентами

Некоторые участники политического процесса долго думали, каким образом дальше можно использовать полпредов в федеральных округах – пишет «Росбалт». Один из проводников президентских реформ глава ЦИК Александр Вешняков высказывал сомнения в их необходимости. На совещании в Вологде он заявил, что назначаемые губернаторы, возможно, должны координировать работу и федеральных органов власти на местах. Полпреды тогда не понадобятся. Однако уже через неделю глава ЦИК осознал несомненную необходимость дальнейшей работы полпредов и подчеркнул, что считает важной роль полпредов президента в округах при новых условиях выборов глав регионов. Вот только в чем заключается эта важная роль, никто пояснять пока не торопится.

Изначально перед полпредами ставились четыре основные задачи:

– добиться повсеместного приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным;

– качественно ограничить влияние губернаторов на процесс назначения представителей органов федеральной власти в регионах;

– взять под контроль электоральный процесс, ограничив влияние на этот процесс региональных элит;

– обеспечить интересы федеральных ФПГ в процессе приватизации основных объектов собственности на территории регионов.

С этими задачами полпреды фактически справились. Впереди новые великие дела. Все попытки узнать в представительствах президента их дальнейшую судьбу и роль в новом развитии России ни к чему не привели. Чиновники отмалчиваются как партизаны, ссылаясь на то, что изменения избирательной системы Госдумой еще не приняты. Значит, и говорить не о чем. В свою очередь, отдельные парламентарии уже выступили в роли гадалки-предсказательницы. После 1 января 2006 года, когда в России все губернаторы будут переназначены, полпреды президента в федеральных округах займутся укрупнением и объединением российских регионов. Такой прогноз дал лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин. По его мнению, в конечном итоге останется 30-40 субъектов Федерации. Политик видит в этом положительную черту, так как надеется, что после объединения регионов Россия избавится от националистических республик. Допустим, что 30-40 субъектов образуется в результате добровольного слияния, но вряд ли Чечню соединят с Ингушетией или Дагестаном. Проблемные националистические республики человек в здравом уме трогать не решится. Здесь нужен сильный воевода, который сможет навести порядок на этих так называемых независимых территориях. Роль воеводы отвели Дмитрию Козаку.

Для остальных полпредов одним из ключевых вопросов станет спаривание регионов, в результате которого появятся новые территориальные гиганты. Как только элиты стали раскручивать тему объединения регионов, эксперты заявили, что главным спонсором и двигателем этого процесса являются крупные ФПГ, причем государственные (негосударственного у нас уже практически ничего не осталось). Таким образом, они не только оптимизируют свой бизнес, распространят влияние на сопредельные территории, но и внесут заметный вклад в развитие экономической составляющей.

Пилотным проектом, как известно, стало успешное объединение Коми-Пермяцкого АО с Пермской областью. Теперь на очереди Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский АО, а также НАО и Архангельская область. Судьба Красноярского края уже практически решена. В апреле 2005 года процесс будет запущен. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин с удовольствием принялся за реализацию этой идеи, так как в нее удачно вписываются интересы не только государства, но и Норильского никеля.

Воссоединение НАО с Архангельской областью тоже решено. Подтверждением служит избрание депутатов Архангельского областного собрания жителями двух регионов. В объединении этих северных территорий, прежде всего, заинтересован ЛУКОЙЛ.

Слияние Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области выгодно Транснефти, которая намерена пустить нефтепровод Ангарск – Находка по озеру Байкал. В слиянии Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов примут активное участие Газпром и Роснефть. Будет пытаться расширить свое влияние и Тюменская нефтяная компания.

Столь активное участие бизнеса в процессе объединения ставит перед государством новую проблему. Очевидно, что политический вес и возможности губернатора (хоть и назначаемого) как нового регионального титана во многом будут зависеть от дружбы с крупным бизнесом. Иначе пойдет перекос в сторону сценария, который задумывался Ходорковским: у руля государства будет стоять бизнес, а чиновникам останется лишь безропотно выполнять все его пожелания. Суть же всех преобразований в другом – в поглощении бизнеса государством (читай бюрократами) либо в слиянии политических и корпоративных образований.

Соответственно, и бизнес в регионах, и губернаторы должны контролироваться Москвой, чтобы не забывались в реализации своих интересов. Даже если все губернаторы будут из «Единой России», а бизнес исключительно государственный, соблазн денег так велик, что никакая партия не удержит. Полпреды здесь придутся как раз к месту.

Скорее всего, им будет поручено играть роль контролеров, чтобы не допустить в России появления новых удельных князей, добиться от регионов полной лояльности и подчинения центру.

В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования Правительства Российской Федерации, заметил президент РФ Владимир Путин в своем выступлении 13 сентября. Если перевести слова главы государства, то получится, что полпреды теперь будут играть роль мини-президентов, которые и будут руководить председателем регионального правительства, губернатором и, по сути, его аппаратом. Как заметил один из экспертов, это позволит федеральной власти напрямую управлять региональными делами и разрушить многочисленные политико-экономические олигархии регионов, которые мешают достижению социально-экономических целей Путина.

Кстати, именно достижение этих социально-экономических целей развития регионов станет еще одной задачей полпредов. Уже сейчас региональные наместники активно включились в решение этой проблемы. В частности, активно ведется разработка социально-экономической стратегии областей, создаются даже некие институты планирования на перспективу.

Общественная палата, которая должна быть представлена всероссийскими государственными и региональными союзами, будет функционировать при Федеральном собрании. Однако делегировать общественных деятелей в состав палаты смогут все ветви власти. Учитывая набирающую обороты лояльность региональных властей, состав этой структуры очевиден.

Местные парламенты, которые еще пытаются быть самостоятельными, при помощи назначенцев-губернаторов будут утихомирены уже при первом назначении. С другой стороны, общественная палата может стать неким плацдармом для подготовки кадрового резерва. Вот только критерии подбора молодых кадров пока не известны. Хочется надеяться, что не лояльность к президенту станет визитной карточкой для будущего молодых политиков.

Иными словами, работы у полпредов много. Так, что говорить о закате их деятельности пока рановато. Кто знает, может за 4 года мини-президенты со всем этим не управятся. Придется идти на очередной срок, пишет «Росбалт».

Екатеринбург, Ирина Виноградова

© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Политика, Россия,