Из-за обысков в мэрии Екатеринбурга могут пострадать десятки руководителей федеральных, областных и городских структур
Корреспондентам «Нового Региона» стали известны новые подробности скандального «дела мэрии Екатеринбурга». Как рассказал «Новому Региону» хорошо информированный источник, близкий к следственной группе, дело начало формироваться еще два месяца назад. Формально, авторами его можно считать сотрудников комитета по жилищной политике администрации Екатеринбурга. Именно они и начали собрать компромат, который лег в основу расследования.
Решиться на этот весьма нетривиальный шаг работников комитета заставило недовольство главой ведомства Надеждой Райченок. Экс-депутат областной думы пришла работать на эту должность весной 2004 года. Лоббированием ее кандидатуры занимались вице-мэр Екатеринбурга по идеологии, «серый кардинал» мэрии Владимир Тунгусов и вице-мэр по строительству, давний оппонент областных властей и любимец горадминистрации Владимир Крицкий. Прежняя глава комитета Ольга Порядина была смещена со своего поста в результате внутренних интриг.
Креатура тандема «Тунгусов – Крицкий» Надежда Райченок с первого дня работы принялась за установление в комитете собственных порядков. Все дела, проходящие через ведомство, были взяты ею под жесткий контроль. Основной задачей Райченок, сообщил источник «Нового Региона», было бесперебойное обеспечение деньгами Тунгусова – главного спонсора Чернецкого. Эта задача выполнялась безукоризненно. Давление, которое при этом глава комитета оказывала на своих сотрудников, оказалось для некоторых просто нестерпимым. В стенах ведомства начал зреть бунт. Сотрудники, бывшие в курсе того, как совершаются махинации с жильем, стали собрать информацию, чтобы избавиться от неугодной чиновницы. Два месяца назад папка с документами была передана в МВД РФ по УрФО. Зачинщики скандала посчитали, что только окружная милиция, более или менее независимая от города и области, не станет отказываться от расследования этого скандального дела.
В МВД по УрФО самостоятельное решение по вопросу, давать «делу мэрии» ход или не давать, принять не решились и обратились за помощью в Москву. Положительное решение (по некоторым данным, пришедшее из администрации президента, в которой Чернецкий и Тунгусов в последнее время успели изрядно примелькаться) пришло в Екатеринбург месяц назад. Тогда же правоохранителями было инициировано обращение в прокуратуру некоего «физического лица», которое написало заявление и информировало надзорный орган, на территории которого находится мэрия Екатеринбурга об имеющих место в комитете по жилищной политике фактах махинаций с жильем.
Согласно одной из схем, все происходило следующим образом. В каждом возведенном в Екатеринбурге доме мэрия по закону города получает пять процентов квартир. Их она должна распределять среди бюджетников, малоимущих и социально необеспеченных слоев населения, стоящих в очереди на бесплатное жилье. При тех темпах строительства, которые наблюдаются в Екатеринбурге, весьма солидная часть льготников, стоящих в очереди за социальным жильем, уже давно должна была переселиться в элитное жилье или квартиры повышенной комфортности, ведь именно их в основном и строят в Екатеринбурге. Однако на деле все выходит иначе.
Вместо того, чтобы попасть в руки бюджетников, пять процентов жилья, получаемого мэрией в каждом доме, ожидает совершенно другая судьба. Согласно отчету, элитная квартира либо просто продавалась состоятельным жителям Екатеринбурга, либо дарилась людям, играющим весомую роль в общественно-политической жизни Екатеринбурга. Бюджетники же, если и получали квартиры, то далеко не в элитном жилье, а дешевых домах на окраинах Екатеринбурга. По метражу такие квартиры точно соответствовали документам, а вот по качеству были совершенно не сравнимы с новыми домами. Эти квартиры «на выселках» брались из своеобразного маневренного фонда комитета по имуществу. В основном его пополняли те же состоятельные покупатели, приобретавшие у комитета элитные квартиры. Им предлагали приобрести одну-две дешевые квартиры на окраинах Екатеринбурга, например в поселке Комрессорный или на Уктусе, и поменять их на новую элитную квартиру с соответствующей доплатой. Разница, полученная в результате этой сделки, выплачивалась «верхам». Средняя прибыль, получаемая от реализации одной квартиры – 10-15 тысяч долларов.
Квартиры, которые мэрия просто дарила, получали люди, чьей поддержкой мэрия хотела заручиться. Эту завуалированную взятку в виде бесплатного жилья, по оперативным данным, получили руководящие чины всех городских ведомств, включая УВД, горздрав и городскую думу. Конкретные персоналии будут установлены после того, как следственная группа изучит все изъятые ими в ходе обысков документы. «Именно это придает делу не только криминальную, но и политическую подоплеку. Скандал, который последует после обнародования списка имен тех, кто получил бесплатную квартиру в ущерб интересам льготников, будет очень громким», – считает источник «Нового Региона». По его словам, сейчас мэрия Екатеринбурга предпринимает все усилия, чтобы «замять» это дело и максимально смягчить удар по себе.
Однако окружная милиция, Ленинская прокуратура и «официальная» Москва, наблюдающая за развитием событий в Екатеринбурге, пока настроены решительно. Следствие идет полным ходом. «Главное сейчас, уберечь изъятые документы, тщательно проанализировать их и сделать все, чтобы все виновные получили по заслугам. Пока этого еще вполне можно добиться», – считает собеседник «Нового Региона».
Ссылки по теме:
Обыски в мэрии Екатеринбурга, возможно, проводились по заданию администрации президента РФ >>>
После обыска из мэрии Екатеринбурга вынесли порядка десяти коробок с документами >>>
Расследовать «дело мэрии Екатеринбурга» будет специальная следственная группа >>>
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».