В Екатеринбурге «Русский марш» невозможен, – мнения экспертов
4 ноября в Москве, в Санкт-Петербурге, и во многих других крупных городах России, например, Нижнем Новгороде, Севастополе, Краснодаре, Новосибирске, Красноярске, Благовещенске, Владивостоке, Иркутске, пройдет «Русский марш», который проводит Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и близкие ему националистические группы. В Свердловской области, в частности, в Екатеринбурге никаких подобных мероприятий не планируется.
Несмотря на то, что проблема нелегальной иммиграции для Среднего Урала, а тем более Екатеринбурга достаточно актуальна – так как присутствуют нелегальные иммигранты из Китая, Таджикистана, других стран Средней Азии – здесь просто не существует организаций, подобных ДПНИ. Эксперты считают, что этому можно найти несколько объяснений.
По мнению председателя Уральской гильдии политконсультантов Константина Киселева, подобного рода вещи в Свердловской области все-таки существуют, но в гораздо более мягких формах. К примеру громкие заявления депутата Госдумы Евгения Ройзмана по поводу таджикской миграции, кстати, как раз в его поддержку в Москве ДПНИ проводило митинг во время предвыборной кампании на Урале. Были в Екатеринбурге и инциденты с погромами кафе, принадлежащих представителям различных диаспор. Но все это гораздо мягче, чем, например, в Перми, Тюмени, не говоря уже о событиях в Кондопоге. «Екатеринбург – это территория, на которой существует политическая конкуренция и конкуренция между средствами массовой информации. СМИ выступали на стороне разных политических сил и поэтому они оказались в качестве социального психотерапевта для общества. Конкурентность у нас гораздо выше, чем в Москве. Там Лужков всегда проходил выборы с первого раза, у нас же Россель никогда не побеждал с первой попытки. Во-вторых, Екатеринбург был сформирован исключительно за счет приезжих, в отличие от других исконно русских городов. Здесь проживают башкиры, татары, люди других национальностей. Эти традиции толерантности продолжают существовать на Урале до сих пор. И основная причина заключается в том, что тема национализма неактуальна для территорий, в которых экономика растет, в которых есть простор для бизнеса. Кроме того, есть и властные рычаги, которые держат эту проблему на контроле. В Свердловской области эту задачу выполняет уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова», – говорит господин Киселев.
Директор института стратегического анализа и социального проектирования Эдуард Абелинскас также считает, что использование темы нелегальной иммиграции в Свердловской области присутствует. «Периодически тему поднимает Евгений Ройзман. Хотелось бы ему или не хотелось вытащить ее на поверхность, провести марш, его возможности ограничены тем, что он хотел бы стать респектабельным политиком. В качестве причины отсутствия серьезных националистических настроений в обществе я бы назвал то, что наш регион достаточно продвинут в плане политической культуры. Екатеринбург – один из самых политически культурных городов, как среди самих политиков, так и среди населения. У нас есть опыт политической борьбы по существу и попыток перевести ее в плоскость «виноваты приезжие» у нас не было. Москва в этом плане значительно отстает от Екатеринбурга. В столице существует достаточно авторитарный режим Лужкова. Вторая причина – проблема нелегальной иммиграции в Свердловской области не так актуальна как в других городах. Москва, например, – это большая торговая площадка, здесь крутятся большие, шальные деньги. Естественно это привлекает туда людей, которые хотят чего-то достичь в жизни. В столице приток мигрантов очень большой. В Екатеринбурге он тоже не маленький, но это не стало для жителей города столь значимой темой. Кроме того, большинство мигрантов здесь занимает те должности, на которых екатеринбуржцы не работают. И еще одна причина – у нас в регионе нет политиков, которые бы паразитировали на теме нелегальной миграции, за исключением Ройзмана, но он вынужден ограничивать себя. И еще чтобы проблема актуализировалась, нужна определенная организация и яркие информационные поводы», – отмечает господин Абелинскас.
Таких организаций на данный момент в Свердловской области нет. Самые радикальные силы, существующие в Екатеринбурге – это «левые» политические партии. Но они выступают против национализма. «Советский союз давайте вернем и не будет никакой проблемы нелегальной иммиграции, национализма, все будут друг другу братьями. 4 ноября мы ничего не планируем проводить. У нас будущее озаряет день Великой Октябрьской революции. Ей мы свято верим и до гробовой доски», – заявил второй секретарь свердловского обкома КПРФ Николай Алянич.
Его соратник, первый секретарь обкома РКРП Леонид Буркат утверждает, что весь праздник 4 ноября шит белыми нитками. «Конечно, нелегальная иммиграция это плохо, потому что антизаконно, но мы в этот день ничего проводить не будем. Эта дата сделана только для того, чтобы убрать 7 ноября».
Депутаты свердловской облдумы также не поддерживают инициативу проведения «Русского марша». «У нас никогда не было межнациональной вражды. Урал многонациональная территория. Такие марши проводятся в экономически бедных регионах, но нам это не грозит. Да и социальная напряженность у нас не такая большая. Подобные марши организовывает протестный электорат, а у нас кто это? Пенсионеры? Студенты? НБП? Нет», – говорит депутат Дмитрий Вершинин.
Лидер свердловских «правых» – регионального отделения партии «Яблоко» Мария Дронова считает, что проведение «Русского марша» в Екатеринбурге просто невозможно. «Если бы у нас даже была такая организация как ДПНИ, областные власти запретили бы проведение такой акции. Я вообще не понимаю, как страна, которая пережила фашизм, разрешает проводить такие мероприятия. У нас же в Свердловской области сейчас проживает немало людей, которые прошли как через фашизм, так и через сталинизм. Поэтому таких настроений в обществе нет», – поясняет госпожа Дронова.
Екатеринбург, Александр Шелл
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».