Свердловским антимонопольщикам расскажут, как авиакомпании зарабатывают на авиакеросине и пассажирах
Круг участников «топливного» скандала в Екатеринбурге расширяется. Помимо аэропорта Кольцово, который обвиняют в продаже авиакомпаниям авиакеросина по завышенным ценам, в «список подозреваемых» может попасть и базовая авиакомпания региона «Уральские авиалинии». Оказывается, и она получает свою прибыль от продажи авиатоплива по завышенным ценам. Все подробности – в материале «Нового Региона».
Кольцовский «топливный скандал» начался с громкого заявления генерального директора ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» Валерия Окулова. Появившись 30 августа в Екатеринбурге на открытии офиса «Аэрофлота», г-н Окулов заявил, что цены в Кольцово «абсурдно завышены». «Нам объясняют такую ситуацию здесь тем, что на расчетах за топливо окупается строительство, которое ведется в аэропорту, что само себе абсурдно. Если ситуация не изменится, перевозчики будут облетать Екатеринбург стороной, и не получится здесь никакого транзитного порта», – сообщил тогда господин Окулов. По его словам, 50% себестоимости перевозки составляет цена на керосин. В такой ситуации снижается возможность потребителя пользоваться авиаперевозками», – считает глава «Аэрофлота».
После заявления Окулова за Кольцово взялось свердловское управление федеральной антимонопольной службы: началась проверка обоснованности тарифов, действующих в заправочном комплексе екатеринбургского аэропорта.
Между тем, как стало известно «Новому Региону», для передачи в УФАС по Свердловской области готовится документ, красноречиво свидетельствующий о том, что на самом деле на высоких ценах на топливо зарабатывает не только аэропорт, но и, как это ни странно, его «жертвы» – то есть перевозчики. В частности, речь идет о компании «Уральские авиалинии». Особенно это видно по ценам на билеты на московские рейсы – самое прибыльное направление для УА.
Так, например, если сравнивать топливную наценку на билеты в Москве и Екатеринбурге, то «кольцовские» цены (цены, по которым Кольцово продает топливо «Уральским авиалиниям») оказываются выше. Билет из Кольцово в Москву с вылетом на самолете Ту-154 обойдется дороже билета из Москвы в Екатеринбург (с вылетом из Домодедово) на 4%. Такой же билет на Ил-86 с вылетом УА из Екатеринбурга будет дороже билета из Москвы на 3,3%.
За счет повышения цен на топливо при полетах в Москву и обратно аэропорт Кольцово получил за год только от УА на продаже топлива 42,5 млн. рублей доходов. Но, оказалось, что и перевозчик тоже получает доход от продажи топлива: в течение года параллельно с повышением цен на керосин базовая авиакомпания повышала и цены на свои билеты (основное направление УА на Москву, дает перевозчику около 50% доходов – данные УА). За 9 месяцев 2006 года повышение составило 13%. В результате перевозчик получил 117 млн. рублей дополнительных доходов. С учетом подорожания топлива в этот период, доход авиакомпании, полученный с пассажиров, составил 74,5 млн. рублей. То есть УА не только покрыли свои расходы от повышения цен на топливо, но и сумели заработать на повышении цен на авиакеросин чуть ли не в два раза большую сумму, чем аэропорт Кольцово со своим заправочным комплексом.
И так по всем рейсам – ведь цены на авиабилеты у «Уральских авиалиний» по всем направлениям выше, чем у конкурентов при полетах из других аэропортов уральского региона. Например, стоимость билета в Москву рейсом «Уральских авиалиний» составляет 8700 руб. Из Челябинска (самолетом «Сибири») – 6400, из Перми («Пермские авиалини») – 6200 руб. И, наконец, из Тюмени («Ютейр») – 6999 рублей. Полет из Екатеринбурга в Новосибирск рейсом УА стоит 7150 руб., из Челябинска – 4500 руб., а Перми – 5500 рублей.
Представители нескольких авиакомпании, работающих в уральском регионе, в разговоре с корреспондентом «Нового Региона» согласились, что механизмом обеспечения возвратности инвестиций выступает топливная надбавка – особенно при учете того, что государственное регулирование основных тарифов понижает рентабельность аэропортового бизнеса. Переплачивая за билет, пассажир полностью компенсирует дополнительные затраты авиакомпаний. Однако большинство перевозчиков стараются придерживаться срединных показателей по топливным надбавкам (особенно крупные перевозчики, которые добиваются роста финансовых показателей не за счет высокой цены на услугу, а за счет роста объемов перевозок).
Участники рынка отмечают, что в случае, если «Уральские авиалинии» и далее будут проводить такую недружелюбную по отношению к пассажирам ценовую политику, их монопольное положение на рынке авиаперевозок может пошатнуться. Не так давно на уральском рынке авиаперевозок появился новый игрок – «Авиапрад», у которого более низкие цены и удобные слоты. Говорить о конкуренции с УА им пока не позволяло отсутствие воздушной техники. Однако сейчас «Авиапрад» начнет работать на самолетах «Вим-Авиа» и может рассчитывать немного потеснить «Уральские авиалинии». В случае, если новый перевозчик заручится поддержкой региональных властей, он вполне может в будущем составить серьезную конкуренцию УА, – утверждают операторы рынка воздушных перевозок.
Екатеринбург, Семен Гордеев
© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».