И.о. генерального директора аэропорта «Кольцово» Михаил Максимов: Претензий к «Уральским авиалиниям» у нас нет, есть рабочие вопросы
В аэропорту «Кольцово» произошли кадровые изменения. Прежний генеральный директор аэропорта Юрий Кириллов передал полномочия по управлению воздушными воротами Екатеринбурга и Свердловской области своему первому заму, молодому и перспективному менеджеру Михаилу Максимову. В своем первом интервью в качестве генерального директора «Кольцово» он рассказал о ситуации вокруг и внутри аэропорта, о том, как и почему произошли кадровые перемены на стратегически важном для страны объекте, о своих планах, а также об отношениях аэропорта с базовой авиакомпанией региона…
«НР»: Михаил Игоревич, самый главный вопрос – с чем связаны кадровые перестановки в генералитете «Кольцово»?
М.М.: Мне сложно комментировать этот вопрос. Его нужно задавать акционерам и тем, кто принимает кадровые решения. Я могу сказать только одно: я с большим уважением отношусь к руководящему составу порта, который в очень сложное время сохранил целостность «Кольцово» и удержал аэропорт на должном уровне.
Говорить о том, что здесь кто-то с чем-то не справился, что есть претензии к текущей работе – абсолютно неверно. Это выбор акционеров, кого и на каком этапе ставить руководить предприятием и какие задачи решать. На каждом этапе есть свои задачи и свои люди.
«НР»: Вы уже знаете, какие задачи поставят перед вами?
М.М.: Я могу прокомментировать, какие задачи стоят перед аэропортом. Есть два уровня задач. Первый: мы, как субъект естественной монополии, должны обеспечивать максимальный комфорт для наших пассажиров. И в рамках этого мы стараемся улучшить условия их пребывания у нас. Это задача-минимум, необходимая и само собой разумеющаяся.
Второй уровень задач – стратегический. Он связан с необходимостью скачка в развитии аэропорта, что, в нашем понимании, послужит также и импульсом к развитию региона. Потому что тот регион, который становится транспортным центром на определенной территории, автоматически приобретает наилучшее положение с точки зрения развития своей экономики. Поэтому мы ставим перед собой задачу постараться создать в городе Екатеринбурге крупный транспортный узел, на который будут равняться другие регионы России. Эта задача разделяется на две подзадачи – нашу и авиакомпании. Наша состоит в том, чтобы привести в порядок аэропорт. Задача авиакомпании – выстроить, пользуясь существующей инфраструктурой, более широкую маршрутную сеть.
«НР»: А у базовой авиакомпании региона – «Уральские авиалинии» – есть такая потенция, она может развиваться вместе с аэропортом? Есть у нее вообще такое желание?
М.М.: Желание? Есть. С точки зрения реализации не только «Уральские авиалинии», но и любая другая авиакомпания здесь бы очень сложно принимала решение о развитии этой идеи. Она связана с очень большими финансовыми рисками. Для развития региональной сети требуются другие типы самолетов, потенциальный пассажиропоток никто точно спрогнозировать не может, экономику по вновь открываемым маршрутам, соответственно, тоже можно спрогнозировать очень условно, убытки в случае неудачи идеи будут большие. Маршрут накатывается минимум год, то есть минимум год эта маршрутная сеть должна работать и только через это время станет понятно, сколько же пассажиров в России готово летать и воспользоваться этой новой услугой. Экономические риски очень большие. И здесь любая авиакомпания, не только «УА», очень бы осторожно отнеслась к этой идее. Так что какого-то особого непонимания с нашей стороны в отношении «УА» нет.
А по потенции? Все осуществимо. То есть если «УА» захотят, конечно, все можно будет реализовать. Средства на это найдутся. В том состоянии, в котором находится компания, это реализуемо. Как будет происходить в дальнейшем, в конкурентной борьбе, насколько ощутимые потери будут нести «УА», насколько они смогут выдерживать конкуренцию с другими компаниями, не знаю.
«НР»: Но у «Уральских авиалиний» и поддержка сильная в лице региональных властей…
М.М.: Но все-таки они конкурентоспособны. Они ведут грамотную политику и нельзя сказать, что они только за счет административного ресурса здесь выживают. Они объективно работают и развивают свой бизнес. Проблема в том, что очень сильно возрастает конкуренция, появляются крупные игроки, которые вкладывают большие деньги. Например, компания «Вим-авиа», которая в прошлом году поставила на крыло 12 «Боингов» в России. Не может бесследно проходить для других авиаперевозчиков появление такого игрока. И естественно, что такой игрок потенциально может выйти на чартерные программы. И в борьбе «Вим-авиа» и «УА», «Уральские авиалинии» могут проиграть.
«НР»: Не отходя далеко от темы «Уральских авиалиний», расскажите, пожалуйста, об отношениях аэропорта с базовой авиакомпанией? Кажется, что они в последнее время осложнились?
М.М.: Претензий к «Уральским авиалиниям» у нас нет, есть рабочие вопросы. Если взять поднятую на прошлой неделе тему с бизнес-залом, то там все просто. Год назад, когда мы обратились к «УА» и другим авиаперевозчикам с вопросом о том, что нужно сделать для повышения качества обслуживания в аэропорту, появилась тема бизнес-зала. Дело в том, что до весны прошлого года бизнес-пассажиры вынуждены были вылетать через общий зал без того уровня комфорта, к которому привык бизнес-пассажир и за который он платит большие деньги авиакомпании. На пожелание мы прореагировали оперативно и буквально за несколько месяцев нашли технологии и возможность по его созданию. Быстро вынесли с территории второго этажа зала вылетов точки общественного питания, добавили лестничный марш и организовали современный зал повышенной комфортности. Затем передали его в пользование авиаперевозчикам, выставив за него соответствующую стоимость. Все работы обошлись нам в четыре миллиона рублей. А сейчас мы сталкиваемся с позицией авиакомпании: сколько вам заплатить, тысячу или 900 рублей? На мой взгляд, это не совсем правильно…
«НР»: Возможна ли ситуация, что аэропорт разорвет договор о сотрудничестве с «Уральскими авиалиниями»?
М.М.: «Уральские авиалинии» для нас – базовая компания, основной партнер. Мы на них делаем ставку в идее построения хаба. Мы надеемся на то, что «УА» будет также динамично развиваться, как и мы. Это позволит им получить дополнительный бизнес, нам – пассажиропоток, а региону – все преимущества того, что он становится транспортным центром. Каких-то нерабочих вопросов с ними у нас нет, только рабочие. Договор мы разорвать ни с кем не хотим и не можем, мы – монополия и обязаны сотрудничать с любой авиакомпанией, которая к нам обратилась. По своей инициативе мы никогда не разорвем договор с «УА» и не предпримем никаких шагов, которые помешали бы их бизнесу. В доказательство к этому – ситуация, которая сейчас сложилась. В прошлом году топливо выросло в цене чуть ли не в два раза. Соответственно, цены на билеты выросли очень существенно, что сказалось на пассажиропотоке. Все авиакомпании испытали трудности с прибыльностью. Чтобы помочь им, мы с первого января 2005 года очень существенно снизили свою маржу на авиатопливе, предоставив им в пользование дополнительный ресурс. Только «УА» получили порядка 15 миллионов рублей в месяц дополнительных средств на решение своих вопросов. Кроме того, мы сейчас кредитуем компанию за счет тех средств, которые предусмотрены на техническое перевооружение аэропорта. Эти деньги мы только сейчас будем изымать из оборота и направлять в новую технику, в новое оборудование. А до этого, видя сложную ситуацию в «УА», мы позволяли увеличивать их задолженность перед нами. В настоящий момент они должны нам порядка 70 миллионов рублей, чего никогда не было. То есть это абсолютно бесплатный кредит, бесплатная поддержка аэропортом своего базового партнера. И сейчас мы попросили сократить задолженность. Знаем, что «УА» такую возможность имеют.
«НР»: Расскажите о чартерных программах на лето.
М.М.: В общих чертах чартерная программа уже есть, но она всегда до последнего момента корректируется, да и по ходу постоянно корректируется, так как туроператоры то снимают, то ставят рейсы. В целом, я думаю, в этом году будет еще рост по пассажироперевозкам. Как на деле получится, посмотрим. В прошлом году была существенная борьба между туроператорами, в результате которой некоторые региональные туроператоры разорились или ушли с рынка. В этом году главную роль будут играть федеральные операторы.
«НР»: Уже известно, что в этом сезоне на рынок будут продолжать приходить федеральные операторы, да и турки, опять же, уже заявились. А авиакомпании? Ожидаете ли приход в регион новых игроков?
М.М.: Да, туроператоры хотят привлечь с собой своих авиаперевозчиков. Останутся все те же, кто в прошлом году работал, и рассматриваются возможности прихода еще нескольких крупных авиаструктур.
«НР»: То есть лето будет жарким?
М.М.: Да, будет. То есть для нас оно будет хорошим, а для туроператоров оно будет жарким.
«НР»: Расскажите, как идет реконструкция аэропорта?
М.М.: Реконструкция идет так же, как все стройки – с постоянной попыткой выйти за бюджет и за сроки. Идет работа по строительству достаточно сложного здания со сложной инженерией внутри и не менее сложным оборудованием. Много возникает текущих вопросов, которые в рабочем же порядке и решаются.
«НР»: Глава департамента организации деятельности губернатора Свердловской области Радик Ханеев посетовал в интервью «Новому Региону», что «Кольцово» не может по всем правилам протокола принимать vip-самолеты: после приземления лайнер должен встать левым бортом к зданию аэропорта. А автомобиль випа должен смотреть правой задней дверью прямо на трап. В «Кольцово» так делать по ряду техпричин нельзя. Будет ли в дальнейшем решен этот вопрос?
М.М.: Надо сказать, что из-за того, что порт находится в стадии реконструкции, у нас есть некоторые сложности в обслуживании vip -пассажиров. В последнее время значительно возросли и требования к безопасности. К примеру, сейчас vip-гости проходят на посадку через один и тот же выход, что и все остальные. Это не совсем правильно. И я думаю, что в течение текущего года мы эти вопросы решим. Действительно, есть некоторые неудобства, но по сравнению с другими аэропортами России, у нас все равно лучше. А чтобы стало еще лучше, мы над этим работаем.
Екатеринбург, Полина Румянцева
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».