AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Главный свердловский архитектор: Наше градостроительство до сих пор ориентировано на советского человека Интервью «Новому Региону»

В последнее время часто стали говорить о «Екатеринбурге будущего». Такая концепция даже стала одной из основных в ходе презентации Среднего Урала на выставке «ИННОПРОМ». Впрочем, там же стало понятно, что Екатеринбургу пока далеко до мегаполиса с «социальным лицом», города для людей. Почему муниципалитеты Среднего Урала застряли в своем развитии, а «Сколково» – временный проект, в чем уральцам поможет испанец Хосе Асебильо и почему новые градостроительные нормативы неудачны, «Новому Региону» рассказал замминистра строительства, главный архитектор Свердловской области Владимир Вениаминов.

Н.Р. Владимир Геннадьевич, на ИННОПРОМе была любопытная дискуссия о создании инновационных городов. На самой выставке Екатеринбург был представлен, как «город будущего». Насколько это справедливо в нынешней ситуации?

В.В. Екатеринбург за свою жизнь несколько раз был инновационным городом. Не надо считать, что надо отринуть прежнее и начать «изобретать велосипед». Да, какой-то новый виток нужен, но он не первый и не последний. Причем не только для Екатеринбурга, а для любого города. Инновационные центры были отдельно, а промышленные или административные центры – отдельно. Инновации прятались «в ящики» (речь про ЗАТО – прим. НР), а тем временем в других городах создавалось «социальное лицо».

Теперь же перед нами стоит другая задача – соединить бизнес, административный ресурс и инновации в одном городе. Например, «Сколково» – это попытка административными методами создать подобный «инновационный ящик». Можно создать малый город, такие попытки были много раз и в предыдущие годы, но это локальные проекты, которые могут жить ограниченное время. Поэтому с точки зрения градостроительства «Сколково» – проект временный.

Сейчас на примере Екатеринбурга часто и в очередной раз пытаются придать городу инновационные характеристики. Сложилась такая ситуация, когда неспециалисты рассуждают об инновационном обновлении городов, их реанимации. И они начинают критиковать (стратегии развития, прим. НР) и зачастую правильно в силу естественных процессов.

Н.Р. Почему же так случилось?

В.В. Произошло упирание в стенку развития. Советская градостроительная школа себя формально исчерпала, но продолжает двигаться в том же самом направлении. Социальная основа градостроительства уже 15 лет как изменилась, а школа градостроительная осталась прежней. Это основное противоречие.

Н.Р. Можно ли нам ее поменять?

В.В. Когда говорят, что в развитии городов надо обратиться «лицом к человеку», нужно ориентироваться на другого, нового человека. Советская градостроительная школа была ориентирована на советского человека. За ним скрывалась целая система представлений. И когда я говорю, что советское градостроительство продолжает двигаться, имеется в виду, что оно по-прежнему продолжает ориентировать свою методику на советского человека.

Однако теперь нам необходимо ориентироваться на совершенно иного человека – не советского. Назвать его капиталистическим я не могу. Сказать, на «инновационного» – тоже язык не поворачивается. Это очень узкий, специфический потребитель, с ориентацией на которого градостроительство не построишь. Это 17% населения, а остальные 83% – это иные потребители. Тем не менее, они уже тоже не советские. И ориентироваться инноваторам нужно и на эту категорию, и даже на нее в первую очередь, а не только на узкую категорию населения.

Н.Р. Как можно учесть эти противоречия и превратить Екатеринбург в современный город?

В.В. Инновации в градостроительстве должны происходить в контексте предпринимательского подхода. Возможно, с точки зрения российского человека это провокационная форма, которая предполагает, что некие деловые люди возьмут все в свои руки.

Н.Р. В каком смысле возьмут «в свои руки» – начнут определять стратегию развития мегаполиса?

В.В. Нет, я имел в виду другое. В советские времена инноватором у нас было государство. Оно все рассчитывало и пыталось с определенной скоростью двигать развитие. На Западе другая идеология – там государство не является инновационным «паровозом», который тащит за собой все.

Нам тоже надо менять подходы. Такими «паровозами» в России могут быть предприниматели. Любая социальная группа может двигать градостроительные процессы. А градостроители, в свою очередь, должны рассчитывать на то, что эти «паровозики» сделают реальные составы. С реальными характеристиками, чтобы было понятно, что эту систему большой паровоз сможет утащить.

У нас же любая градостроительная структура – это «вагонный парк» с разными характеристиками, но собранный в одном месте. Наиболее продвинутые корпорации тянут эти «вагоны» с целью получения прибыли. Однако такую возможность должна получить любая социальная группа. Чтобы она могла взять, и утащить вагон для своих целей. Наше градостроительство сейчас не обеспечивает эту возможность. Иными словам, разным социальным группам надо обеспечить права на решение градостроительных проблем, равные с крупными корпорациями.

Н.Р. Скажите, какое-то время назад испанца Хосе Асебильо называли претендентом на пост, который сейчас занимаете Вы. Не было ли у вас каких-то совместных встреч с властями по обсуждению «Екатеринбурга будущего»?

В.В. Хосе Асебильо не архитектор, он идеолог. Что касается меня, то я только два месяца отработал в должности. Это основная характеристика: время еще не пришло, чтобы нечто можно было обобщить. Пока наше законодательство устроено по муниципальному признаку. Вообще, градостроительная инициатива должна идти снизу – от самого муниципалитета. Скажем, возьмите и придумайте, как должна жить группа граждан – в силу своего разумения и ресурса. В принципе, это правильно.

Н.Р. Не похоже, чтобы свердловские города могли сами определять свою градостроительную политику – у них на ремонты не хватает денег.

В.В. Это другой вопрос. Большинство, конечно, не готово. И дело не в отсутствии или наличии Генеральных планов развития, а в неспособности осмыслить текущую ситуацию.

Н.Р. Вы хотите сказать, что областные города не готовы к своему развитию ментально?

В.В. Совершенно верно – они не готовы к этому на ментальном уровне. Они все время ждут, когда государство начнет раздавать «слонов» по всем территориям. А этого уже случиться не может. В этой связи субъекты федерации тоже потеряли инициативу. Им сказали – муниципальные территории должны сами определиться, а вы решаете общие вопросы. Сейчас эти вопросы ограничены узким кругом – созданием инженерной инфраструктуры и определением границ участков. Ну, еще набором самих объектов. Получается каждый сам по себе.

Н.Р. А как объединить два этих процесса?

В.В. Вот здесь, в том числе, и нужен Хосе Асебильо. Как носитель европейской традиции, которая идет на 30-40 лет вперед относительно градостроительных процессов в России. Для него и для многих в Европе это уже понятные вещи. С моей точки зрения губернатор (Александр Мишарин, прим. НР) совершил верный шаг. Именно Испания в 20 веке, не претендуя на лавры Парижа или Берлина, была центром европейской культуры. Вышло так, что периферия второго порядка стала более инновационна, чем формализованные центры мысли. И Барселона обладает таким качеством. В этом нет ничего удивительно – ведь провинция всегда амбициозна.

Н.Р. Получается, что провинция и есть двигатель градостроительных инноваций?

В.В. Это объективные социальные процессы. И когда социологи говорят, что 85% москвичей довольны своей жизнью, в этой цифре и есть самоограничение Москвы. Без укора и обвинений.

Н.Р. Скажите, а Екатеринбург выработает по-настоящему современную градостроительную программу?

В.В. Отвечу так – мы будем пытаться ее вырабатывать. Основные параметры я уже назвал: надо изменить систему градостроительной подготовки. Нам нужны молодые кадры. Хотя я уверен, что архитекторы моего возраста абсолютно креативны, они готовы отрабатываться на другом уровне. Заказчик не готов. У нас в градостроительном проектировании ставятся не те задачи. Соответственно выдаваемая продукция тоже – «не та».

Н.Р. И все-таки – что в настоящее время представляет собой Екатеринбург с точки зрения градостроения?

В.В. Это достаточно продвинутый город. Главное, что он способен резко двигаться дальше в своем развитии.

Н.Р. Сколько на это может уйти времени?

В.В. Думаю, что вся область находится на пороге преобразований и «ИННОПРОМ» тому подтверждение. Это некий трамплин для прыжка в воду – в хорошем смысле. Что у нас есть? У нас есть разработанный Екатеринбургом план социального развития. Не Генеральный план, а программа социального развития. Она позволит нам резко перейти на организацию «Большого Екатеринбурга».

Н.Р. Казалось, что в последнее время про этот проект «забыли», или это не так?

В.В. Как сказать. С точки зрения ускорения нашего образного «поезда», он не поможет, а вот мощности ему придаст. Повысить потенциал Екатеринбурга с помощью этого проекта можно будет однозначно.

Н.Р. Получается, что мы на пути к развитию, но пока еще в самом начале?

В.В. Получается, что в социальном отношении движение пошло, а в градостроительном еще нет.

Н.Р. Но ведь недавно в Свердловской области были приняты новые градостроительные нормативы? Хотя документ и вызвал широкую дискуссию – одни с ним согласны, другие нет.

В.В. Беру на себя смелость суждения – новые нормативы касаются узкоспецифического аспекта. Поэтому к инновациям они не имеют никакого отношения. В нормативах говорится об условиях, достаточно хороших для проживания людей. А когда мы говорим о многообразии форм – этого там нет вообще. Ведь никто не спорит с тем, что условия должны быть везде хорошими. Но это не условия инновации.

Н.Р. Будем ли мы нормативы исправлять?

В.В. Понятно, что с точки зрения законодательства мы это сделать можем. А с точки зрения стратегии развития – мы это просто обязаны сделать. Иначе хорошие намерения превратятся в тормоз.

Н.Р. От кого это будет зависеть – от властей, экспертов или граждан?

В.В. Граждане в данном случае – пользователи. При правильном посыле, что все граждане должны жить хорошо, в наших нормативах отсутствует или не так отражен посыл, что потребитель делится на очень разнообразные категории. И попытка всех «подтянуть» к одному уровню, обречена на провал. Дело в том, что разрывы между социальными группами естественны. Их не нужно прятать всякими способами, что делается сейчас. Из-за этого все и тормозится.

Ссылка по теме:

Эксперты объяснили, чем «человеколюбивый» Новый Орлеан не похож на Екатеринбург /// Русские города «застряли» в индустриальной психологии >>>

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Обзор прессы, Спецпроекты, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Челябинск, Ямал, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Интервью, Культура, Недвижимость, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Спецпроекты, Экономика, Интересные темы, Не могу молчать!,