Евгений Софрыгин: Стратегию-2020 будем менять, если это даст конкретные преимущества Интервью «Нового Региона» с министром экономики Свердловской области
Будет ли пересматриваться Стратегия-2020 в регионах, сохранятся ли такие понятия как регион-донор и каким власти видят дальнейшее развитие Уральского региона – об этом корреспондент «Новый Регион» побеседовал с министром экономики Свердловской области Евгением Софрыгиным.
Н.Р. Евгений Андреевич, скажите, будет ли Свердловская область корректировать «Стратегию-2020» – документ, в котором прописаны «точки роста» областной экономики и социальных достижений?
Е.С. Минэкономразвития вносит на рассмотрение закон о стратегическом планировании. В этом документе должно быть подробно все расписано, потому что предыдущий закон был принят еще в 1995 году – он не правился и сильно устарел. Если Госдума нового созыва примет закон о стратегическом планировании, тогда мы в следующем году, скорее всего, будем перерабатывать нашу Стратегию-2020. Если же этого не произойдет, то тогда вероятность 50 на 50. Конечно, с момента принятия Стратегии-2020 прошло несколько лет, мы пережили кризис и понятно, что не все заложенные в ней показатели следует оставлять в прежнем виде. Но с другой стороны, до 2020 года нас ждет еще столько разных событий, что именно сейчас пересматривать документ нет смысла. Скажем, сегодня цена на нефть упала, а завтра опять выросла – постоянно что-то происходит. Поэтому однозначно сказать нельзя.
К тому же надо понимать – для чего в глобальном смысле нужно пересматривать Стратегию-2020. Все выполнят большую работу. А для чего? У нас есть стратегия экономического развития до 2015 года, если честно, сейчас ей больше уделяется внимания. Она больше актуализирована, в ней есть понятные вещи, и мы больше с ней работаем в силу ее конкретики. Поэтому Стратегию-2020 есть смысл менять, когда это дает какие-то определенные преимущества.
Сейчас Минпромнауки Свердловской области разрабатывает концепцию промышленной политики. Примет ее правительство, доведут ее до уровня детализации, о котором я прошу, тогда появится большой «кирпич» для общей стратегии. Конечно, в Стратегии-2020 можно подкорректировать какие-то показатели – что-то уже изменилось, что-то мы не выполним, а что-то наоборот перевыполним. Там заложены правильные цели о достижении европейского качества уровня жизни, и менять это сейчас было бы странно и неправильно.
Н.Р. С правками Стратегии-2020 понятно, а будет ли тогда корректироваться СЭР-2015?
Е.С. Программа СЭР достаточно конкретная, поэтому ее менять мы не будем. К тому же этот документ утверждался депутатами, его так просто не поменять. Понимаете, внесение изменений в такие документы всегда настораживает – чего это там решили поменять? Что-то не выполняется, с чем-то не справились?
Н.Р. До экономического кризиса 2008-2010 годов существовало устойчивое понятие «регионы-доноры» и «регионы-реципиенты». Скажите, сохранилась ли теперь такая градация с учетом того, что все без исключения субъекты нацелены на получение федеральных средств «на жизнь» и развитие?
Е.С. Вопрос действительно интересный. Эти понятия сохраняются и относятся как к регионам, так и к городам. Отчасти это продиктовано политикой Минфина РФ, которая заключается в том, чтобы аккумулировать все средства у себя, а затем распределять. Выдача начинается по субъективным правилам со всеми вытекающими последствиями.
Между тем, есть инструменты, позволяющие оставлять территориям больше средств. Например, тот же налог на доходы физлиц мы можем оставлять МО полностью, а можем всего 30% – что мы и делаем. Т.е. мы максимально муниципалитеты зажали, в том числе и муниципалитеты-доноры.
Впрочем, что касается Екатеринбурга, то тут ситуация другая. Екатеринбург как успешное муниципальное образование участвует во всех региональных программах. Детские садики мы здесь строим, школы ремонтируем, у нас есть проекты КОТ – «Академический» и малоэтажной застройки. Из бюджета области Екатеринбургу выделяются многомиллиардные суммы – на метро, дороги, поэтому говорить, что город ничего от области не получает – смешно. Тут есть, конечно, тонкий момент – если оставить муниципалам больше средств, то вдруг они воспользуются ими неправильно? Так или иначе, но моя позиция такая – надо городам больше денег оставлять, чтобы они распоряжались ими сами.
Н.Р. Интересно узнать, а как наше Министерство экономики с учетом последних трендов видит дальнейшее развитие региона?
Е.С. Сейчас мы стараемся в рамках федеральных целевых программ «затащить» в регион как можно больше федеральных средств. Но это не значит, что нам без разницы, на что будут даваться эти деньги – принципа «лишь бы получить» никто не исповедует. На самом деле Федерация определила такие приоритеты – например, модернизация здравоохранения. Нет такого региона в России, где было бы все хорошо со здравоохранением, поэтому глупо отказываться от денег. И задача региона этому вектору страны соответствовать, потому что самому ему ресурсов на все не хватит.
С другой стороны, несмотря на федеральные приоритеты, в развитии должны быть и свои региональные цели. Сегодня каждый субъект федерации, хочет создать у себя автомобильный кластер. И мы не исключение. Хотим, например, создать на базе «АМУРа» совместное производство с «RENAULT», мечтаем открыть производство ЗИЛ. Но, неправильно, если федерация будет всем регионам помогать – каждому надо специализироваться на чем-то своем. Допустим, в Свердловской области открыть фармацевтический кластер. Понятно, что таких производств в России может быть три-четыре – главное, что их определит Федерация и будет им помогать и развивать их.
Н.Р. Евгений Андреевич, сейчас много говорится о том, что предприятия стали платить меньше налога на прибыль. С чем это связано – с внутренними проблемами свердловских заводов или это «кризисные» трудности?
Е.С. На самом деле мнение насчет снижения налоговых платежей – это прогнозы Минфина Свердловской области. У меня отсутствует подтверждающая статистика. Возможно, на каких-то предприятиях ситуация ухудшилась, на каких-то – осталась без изменений. Те крупные предприятия, с которыми по снижению налоговых платежей разговаривал я (это предприятия разных сфер – металлургия, банки), подтверждают – сколько мы хотели получить налога на прибыль в 2011 году, столько и получим.
Следует помнить, что в середине года вышло так, что многие предприятия заплатили больше налога на прибыль в опережение своих же графиков, потому что конъюнктура была ну очень хорошая, цены на металлы и все «улыбалось». Сейчас конъюнктура стала хуже, поэтому возможно сокращение доходов, но в целом по году планы многие предприятия выполнят.
Н.Р. На уровне области не так давно были введены налоговые льготы, чтобы мотивировать крупнейших налогоплательщиков регистрироваться в Свердловской области. Как продвигается этот процесс?
Е.С. Учитывая дефицит бюджета, мы сейчас льготы даем не очень активно. Стратегически мы должны думать о будущем, создавать новые рабочие места, формировать хороший инвестиционный климат, для этого нужно вводить льготы. Но это все работает на перспективу. А для того, чтобы нам сегодня выжить, в виду того, что дефицит бюджета будущего года большой, а сам бюджет социальный, и мы к этому еще предоставим налоговые льготы, получатся выпадающие доходы. Приходится лавировать. Какие-то льготы мы все-таки утвердили, например, на ввод новых гостиниц. Надеюсь, это позволит реализовать в регионе несколько крупных международного уровня гостиничных проектов. А вот по энергетике закон о льготах мы не приняли. Придется с этим подождать.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».