AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Число моногородов уменьшить не удается Почему – рассказал в интервью «НР» статс-секретарь Минрегионразвития РФ Юрий Осинцев

Сегодня Екатеринбург посетил статс-секретарь Минрегионразвития РФ Юрий Осинцев. В «Белом доме» он провел закрытое совещание по поддержке моногородов. В повестке значились четыре муниципалитета, но упор был сделан на Нижний Тагил и Полевской – в реализации их программ выявился ряд проблем. Корреспондент «Нового Региона» повстречался с Юрием Осинцевым и расспросил о том, продолжат ли власти помогать моногородам. Разговор получился небезынтересным: замминистра регионального развития похвалил мэра Нижнего Тагила, предупредил желающих получить господдержку о новых требованиях к инвестиционным планам, а также признался, что в регионах бывают неграмотные чиновники.

– Н.Р. Юрий Валерьевич, на местном уровне Ваше совещание почему-то сделали закрытым. Неужели и впрямь что-то секретное обсуждали?

– Ю.О. Жаль, что так получилось… На совещании мы рассмотрели четыре моногорода. Это в первую очередь Полевской, потому что его представители были 24 января у нас на комиссии в Минрегионразвития. Тогда их комплексный план у нас получил ряд замечаний. Мы посмотрели, что они могут сделать и сегодня городские власти обозначили суммы, которые нужны на реконструкцию очистных сооружений и на водоподготовку. Но самая главная наша задача – улучшить инфраструктуру города. А за счет ее улучшения, создать новые рабочие места.

– Н.Р. Вас сегодня устроила концепция Полевского?

Ю.О. Представители города сегодня назвали четыре проекта, которые дают занятость более шестисот рабочих мест. Для северной части Полевского это, конечно, важно. Это будет толчок для развития этой части города – сейчас его сдерживают очистные сооружения и проблемы с водоподготовкой.

– Н.Р. О чем еще говорили?

Ю.О. «Прошлись» по Нижнему Тагилу. У нас были претензии по освоению средств: деньги были освоены, а рабочие места не созданы. Сейчас Валентина Павловна (Исаева, глава Нижнего Тагила, прим. НР) отчиталась, положительная динамика пошла. Еще одна проблема – со строительством логистического парка. Однако «Райффайзенбанк» заверил, что они до конца марта все-таки решат проблему с собственником и проект будет реализован. Он базовый – в свое время мы под него и выделяли федеральные средства. Также посмотрели, как в целом идут проекты в Нижнем Тагиле.

– Н.Р. В Минрегионразвития довольны тем, как идут дела в этом моногороде? Потому что сейчас у региональных властей и «Единой России» к Исаевой есть вопросы…

– Ю.О. Да – они у нас в этом плане молодцы – самые первые и активные. Причем Нижний Тагил был первым не среди 35 моногородов, которые получили федеральные средства, а в первой десятке. С ними мы вообще отрабатывали программу по поддержке моногородов. Они стали инициаторами многих вещей, на которые потом министерство опиралось по опыту Нижнего Тагила. Кроме наших проектов у них сейчас появляются и свои – новые.

Но самое главное, что в Нижнем Тагиле реализуют именно те программы, которые были прописаны в комплексном плане. Это проект диализного центра и госпиталь.

– Н.Р. Сейчас ходит много разговоров, что программа по моногородам понемногу сходит на нет. Как Вы это прокомментируете?

– Ю.О. Ну, смотрите. У нас на ближайшие год-два запланирован комплекс мер. Это начальный этап программы, которая систематизирует уже достигнутый результат. Мы сейчас в режиме он-лайн мониторим ситуацию во всех 330 моногородах. У нас такая информационная система уже создана – мы в декабре ввели ее в рабочую эксплуатацию.

Кроме того, у нас уже хорошо отработаны критерии к программам. Это требования к проектно-сметной документации на объекты и обязательное наличие инвесторов на тот или иной проект. Сейчас мы идем дальше, и внесли свои требования, чтобы в городах были разработаны схемы территориального планирования.

– Н.Р. Насколько известно, это масштабная проблема – на периферии их попросту нет?

Ю.О. К сожалению, да. Градостроительный кодекс требует, но никто не делает… Но мы сейчас говорим всем – будем помогать лишь в том случае, если будет схема территориального планирования. Почему? Потому что на опыте некоторых городов (сейчас не хочу их критиковать), где не были размежеваны площадки под того или иного инвестора, эти инвесторы потеряли год, а иногда больше на согласование этих процедур. Поэтому сейчас все должны знать, что в 2012 году без таких схем мы комплексные планы рассматривать даже не будем.

– Н.Р. Так, а что будет дальше?

Ю.О. С 2013 по 2020 год мы готовим в рамках госпрограммы программу по моногородам. Получается, что в течение 2011-2012 годов мы утверждаем комплекс мер – т.е. идет еще пока потскризисное сопровождение проектов.

– Н.Р. Юрий Валерьевич, а есть уже какие-то результаты? Например, снизилось количество моногородов за счет перестройки экономики?

Ю.О. У нас есть критерии. Скажем, 25% населения города работает на одном предприятии или 50% отгруженных товаров идут в одну и ту же отрасль одного города. Мы в рамках поручения правительства в прошлом году рассмотрели порядка 50-ти обращений губернаторов по поводу признания или наоборот, вывода населенных пунктов из числа моногородов.

В итоге из 335 моногородов мы вывели 32, однако ввели 30. Раньше у нас список состоял из 335 городов, в декабре прошлого года – 333. Но я вот вчера перед командировкой в Москву получил обращение одного из губернаторов (не скажу какого) – просит исключить населенный пункт из списка. К сожалению, население малых городов убывает… Поэтому ежегодно мы будем смотреть, анализировать.

– Н.Р. Насколько вообще адекватно российские муниципалитеты оценивают свои инвестиционные возможности? Возможно, кто-то пытается выдать желаемое за действительное, не понимая, что это невозможно?

Ю.О. Скажу так – очень многое зависит от команды субъекта. Если блок в администрации или в правительстве области, без разницы – названия у всех разные – достаточно сильный и мощный, то они помогают муниципалитетам.

– Н.Р. Как именно – доводить «до ума» программы?

Ю.О. По-разному. Дорабатывать программы и подтягивать квалификацию. Потому что, если регион в принципе сильный, то там есть, у кого учиться. К сожалению, есть регионы, где сейчас наблюдается низкий уровень региональной подготовки. Самим субъектам надо меняться – выборы проходят, новые кадры приходят. Но их и самих нужно готовить – не только мэрского, но и среднего звена руководителей, которые отвечают за разработку разных направлений.

– Н.Р. А бывает такое, что вообще безграмотные программы в Минрегион присылают? Ну, или никак экономически не обоснованные?

Ю.О. Во-первых, для таких случаев есть экспертные сообщества, которые могут подготовить программы. Во-вторых, мы проводим обучающие семинары. Например, в прошлом году с посольством Франции провели три семинара с зарубежными экспертами. Естественно, бесплатно. На этот год наметили ряд мероприятий с Мировым банком. Ведь очевидно, что мировой опыт необходим – мы все живем в глобальном мире и экономике. И если хоть толикой своей предприятие не ориентировано на экспорт, то оно не конкурентно.

Москва – Екатеринбург, Александр Родионов

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Обзор прессы, Спецпроекты, Красноярск, Курган, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Челябинск, Ямал, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Интервью, Недвижимость, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Финансы, Экономика, Интересные темы, Не могу молчать!,