AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

«Когда нет денег – нет … ничего» Министр транспорта Геннадий Маренков рассказал «Новому Региону», что можно было бы сделать в области, имея средства

Транспортная революция, анонсированная в Свердловской области еще пару лет назад, в регионе так и не случилась. Новых видов транспорта не появилось, региональные авиаперевозки не раскачались, платные дороги по-прежнему в виде прожектов, как и парковки и решение проблемы пробок.

Почему так происходит, что мешает транспортному прорыву и есть ли шансы у Свердловской области изменить ситуацию – в интервью «Новому Региону» рассказал свердловский министр транспорта и дорожного хозяйства Геннадий Маренков.

Новый Регион: Сегодня много говорится о развитии аэропорта Уктус в ракурсе внутрирегиональных перевозок, но пока что реальная картина выглядит довольно удручающе…

Геннадий Маренков: Ой, Уктус… у всех он не сходит с уст. Вообще сегодня региональные перевозки продвигает аэропорт Кольцово, но пока это плохо двигается, потому что мобильность населения низкая – лишь 2% постоянно летают. А региональные перевозки, естественно, убыточны: малокресельные самолеты, такие как Эмбрайер-120 нуждаются в дотациях. Федерация говорит, что будет программа дотаций авиаперевозок, но пока они дотируют только дальние перевозки, например, во Владивосток из Москвы, которые неподъемны для населения по цене.

В то же время федерация призывает регионы дотировать внутренние перевозки из местных бюджетов – мы пока дотируем только Пуксинку. Это в Гаринском районе. Оттуда возим людей вертолетными рейсами по графику, когда «падают» зимники – с апреля по декабрь. На это область тратит порядка 12 млн. рублей в год. Билеты для пассажиров стоят по 400-500 рублей, остальное гасим мы. На большее средств пока нет – если будет принята какая-то федеральная программа, мы, конечно, примем в ней участие на условиях софинансирования.

А вообще развивать региональные перевозки мы должны, об этом и губернатор говорит. Например, сейчас, чтобы прилететь с Иркутска в Казань, нам надо сначала долететь до Москвы, а уж оттуда в пункт назначения. А мы дали предложение федерации, что Кольцово надо расценивать как промежуточный аэропорт в региональном звене. Чтобы до него летели с Сибири, с Дальнего Востока – мы этим бы разгружали аэропорты московские, а Кольцово бы загружали. Выстраивалась бы логистика, екатеринбургский пересадочный авиационный узел.

И получается, что для местных перевозок нужен какой-то другой аэропорт – Уктус. Сейчас там надо развивать аэропортовый комплекс. Причем я считаю, что не нужно туда насаживать самолеты, на это и денег очень много надо, а нужно сделать нормальный аэродромный комплекс, развить сервис – и люди с воздушными судами сами туда пойдут. К тому же у нас в области есть несколько площадок. Сейчас они законсервированы, мы их не разбазарили. Конечно, тяжело будет в первые годы, надо серьезно вкладываться, восстанавливать топливо-заправочный комплекс. Еще один вопрос – то, что сейчас Уктус – аэропорт совместного базирования с министерством обороны, поэтому никто туда вкладываться не будет. Но мы обратились на федеральный уровень, чтобы вывести его из совместного базирования с МО. Если этот вопрос решится, мы будем развивать Уктус, туда придут перевозчики, а мы сможем диктовать ценовую политику, выбирая самых недорогих.

Н.Р.: Если пока даже развитие Уктуса – вопрос далекой перспективы, то стоит ли браться за развитие Салки в Нижнем Тагиле?

Г.М.: Мы разрабатываем концепцию развития авиаперевозок в области, где посмотрим размещение аэропортов и площадок, обозначим, нужны ли они, просчитаем пассажиропотоки, направления, в том числе и по Салке. Сегодня этим аэропортом занимается УВЗ. Завод берется его развивать, но просит у государства помочь – а мы областные деньги в Салку вкладывать не собираемся.

Н.Р.: Вы сказали, что добраться до Серова или Краснотурьинска проще по воздуху, чем по автодорогам – нужен ли в таком случае губернатору вертолет?

Г.М.: Если губернатор задумает куда-то лететь, у него есть такая возможность. Например, вертолетами МЧС или судами авиаотряда УГМК на договорных условиях. Покупать вертолет именно для нужд губернатора? Наверно надо, но сегодня средств таких нет, хотя вот, я слышал, в Челябинске купили. А у нас такого вопроса не стоит – ну сколько летает губернатор? Надо ли покупать вертолет за 500 миллионов, а потом еще тратить деньги на его содержание, если глава региона может воспользоваться вертолетами других собственников? Но это чисто мое мнение: если примет решение губернатор, что нужен вертолет, его купят, понятно.

Н.Р.: Если спуститься с небес на землю, то в Екатеринбурге очень остро стоит вопрос пробок. Как он решается?

Г.М.: В городе разрабатываются срочные меры – ряд улиц и перекрестков будут расширяться, это даст определенный эффект. Но не нужно ждать, что завтра мы проснемся – и пробок нет. Мы, как и во многих других странах, отдаем приоритет пешеходу и общественному транспорту, и скоро и до нас дойдет работа по строительству перехватывающих парковок, когда автомобилист будет пересаживаться на метро, например. Если вы приезжаете в Москву на машине, то вы ставите ее на парковку, берете талончик, и с ним вам дается льгота на проезд в метро, потом, когда возвращаетесь, отдаете его обратно на парковке, забираете машину и уезжаете из города. И вам совсем не обязательно ехать в центр. Такая схема, кстати, создается у метро Ботанической.

Н.Р.: К слову, нормальное движение транспорта очень затрудняют морально устаревшие виды транспорта: автобусы-«гармошки», например. Когда мы будем избавляться от такого парка?

Г.М.: Их уже не так много осталось, хотя они есть. Последнее обновление парка автобусов было в 2009 и в 2010 годах, когда федерация предоставила субсидии порядка 290 млн. рублей, а область выделила 50 млн. рублей. Тогда только в 2009 году было приобретено 175 автобусов для муниципалитетов области. К сожалению, после этого ничего существенного не приобреталось, и, соответственно, списания старых «гармошек» не происходит. А если говорить по муниципалам, то там ситуация еще более сложная. Конечно, каждому муниципалитету минфин выделяет бюджетные полномочия на транспортное обеспечение, там деньги небольшие, по 1,5-2 млн. рублей. Вообще только в половине муниципалитетов остались МУПы, и там серьезных транспортных проблем нет, потому что они идут на убыточные маршруты, а город их дотирует. А вот частники не хотят работать на убыточных внутригородских маршрутах – и некоторые муниципалитеты дотируют и их, потому что пенсионеров, льготников как-то надо возить. А еще мы пригородные маршруты убыточные даем в нагрузку. Если человек берет разрешение на выгодный, например, междугородний маршрут, то он должен взять и убыточный маршрут в городе в нагрузку.

Н.Р.: И соглашаются на такие условия?

Г.М.: А куда деваться. Они понимают, что несут ответственность в социальном плане, у нас много таких контрактов заключено.

Н.Р.: Как происходит перевод муниципального транспорта на газ?

Г.М.: Пока у нас средств недостаточно. У нас была идея приобрести 20-30 уже оборудованных машин и опробовать на Асбестовском АТП, газовики нам даже пообещали под это дело поставить блочную заправку, чтобы никуда не ездить, но все упирается в финансы. Пока этот вопрос отложен. А частники не идут, к сожалению. Не только потому, что дорого, но и потому что хлопотно – это дополнительные обязательства, в том числе, и по вопросам безопасности. Там и машина должна содержаться по-другому, требования к стоянкам другие. Частников надо не привлекать, а убеждать законодательно: ставить условия по экологическим нормам, чтобы ни на чем другом частник ездить не мог. Когда ему деваться некуда будет, он будет покупать такой транспорт. При этом за 10 лет эксплуатации экономия у него на топливе будет 5 миллионов рублей.

Н.Р.: Сегодня многих волнует вопрос платных дорог. Как скоро они могут появиться в регионе?

Г.М.: Мы вынуждены к платным дорогам обращаться, потому что своих средств на строительство новых дорог у нас не хватает. Мы разработали техзадание, скоро будут объявлены торги на разработку концепции платных дорог. С ней мы должны выйти на наблюдательный совет Российских автомобильных дорог, и если они ее примут, мы уже вместе начнем разрабатывать эти проекты. Какие они будут? Возможно, платными будут какие-то участки, скорее всего, обходы вокруг населенных пунктов. Но нужно помнить, что любой платной дороге нужна бесплатная альтернатива. Например, обход Белоярки мог бы быть платной дорогой. Не хотите за деньги ехать? Езжайте по длинной дороге. Хотите быстро? По платной. Конечно, то, что уже построено, платной дорогой не сделают.

Н.Р.: И все-таки вы можете дать какой-то более-менее точный прогноз по срокам?

Г.М.: Про дату пока говорить сложно – прогнозы давать можно будет только после того, как будет совместный проект с госкомпанией. Если, конечно, мы докажем в Росавтодоре необходимость строительства платных дорог. Потому что в областном бюджете нам денег, например, на завершение южного полукольца обхода Екатеринбурга не хватит – на него надо 17,7 млрд. рублей. Кстати, там ведутся работы на первом пусковом участке 9,8 километра. Мы туда в этом году на подготовительные работы отправили 100 миллионов – сносы, вырубки, земельные работы. Денег немного, но мы не бросаем это дело.

Ссылка по теме:

В ближайшем будущем в Екатеринбурге вряд ли появится альтернативный транспорт/ «Я бы на канатку не полез, я высоты боюсь», – глава минтранса >>>

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Урал, Интервью, Россия,