AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Олег Хабибуллин: Эдуард Россель оскорбил и унизил Екатеринбургских торговцев

Екатеринбургский депутат, владелец сорока трех магазинов «Купец» Олег Хабибуллин скромно называет свое дело малым бизнесом и говорит, что деньги в его жизни не играют большой роли. Это, однако, не мешает ему самоотверженно сражаться за сохранность своих капиталов, особенно, когда над теми нависает угроза, исходящая от конкурентов-варягов. Что это, что движет уральскими бизнесменами: банальная меркантильность или чувство патриотизма? Ответ на этот и другие вопросы пыталась узнать в ходе беседы с Олегом Хабибуллиным журналист «Нового Региона» Дарья Травкина.

«НР»: На Урале началась экспансия транснациональных компаний, конкурировать с которыми региональным торговцам не под силу. Какие изменения претерпит в связи с этим обстоятельством местный рынок?

Олег Хабибуллин: Потребительский рынок в ближайшие пять лет претерпит очень большие изменения. У транснациональных компаний в отличие от региональных и даже федеральных компаний есть одно конкурентное преимущество – это огромный финансовый ресурс, подкрепленный биржевыми финансовыми инструментами. Этот ресурс позволяет им не задумываться в краткосрочной или среднесрочной перспективе о доходности своего бизнеса, поскольку свои деньги они зарабатывают на курсовой разнице своих акций. Например, существует транснациональная компания «Х», у которой есть в обращении акции на 10 млрд. долларов. Периодически она отчитывается перед акционерами и декларирует, что на территории России успешно открыты еще несколько «Cash & Carry», да к тому же в таких стратегически важных регионах как Свердловская область. Естественно, это влияет на стоимость акций, которые даже в случае их повышения на сотые доли процента обеспечивают компании «Х» доходность, способную перекрыть все убытки, которые компания понесет в том же Екатеринбурге. А то, что они уже несут убытки видно невооруженным глазом. Весь товар продается практически ниже себестоимости, это подтверждают в первую очередь сами поставщики. То есть на сегодняшний день «Metro» заботит не экономика, а стратегия. А стратегия этих компаний заключается в захвате любой ценой местного рынка. У компании «Metro» существует несколько подразделений. Есть метро «Metro Cash & Carry», чья миссия – логистика. Есть компания «Real», ее функция – розничная продажа товаров населению и есть компания «Kaufhof» – это сеть, так скажем, ЦУМов, пассажей, есть компания «Saturn», которая работает в нише магазинов бытовой техники. Вся эта группа действует очень технично. Наступление на территории они начинают с логистической компании. Сначала заходит «Metro», которая выстраивает всю логистическую цепочку. Они муштруют и выстраивают в ряд всех поставщиков, отсеивают их, устраивают отбор. В рамках этого процесса происходит (вот что, на мой взгляд, самое губительное для нашего региона) перекраивание всего рынка производителей и поставщиков. Плюс к этому «Metro» запускают щупальца в розничную торговлю, несмотря на свои заявления о том, что они не занимаются розничной торговлей, а только мелкооптовой. А я сам был свидетелем того, что можно зайти просто так в «Metro» и без всякой специальной карточки купить у них товар. Там на каждой кассе есть дежурная карточка какого-нибудь предпринимателя, по которой может произвести покупку любой человек. Так что они продают в розницу, тем самым перекраивая и наш розничный рынок. Совершенно понятно, что с вхождением «Metro» часть региональных компаний просто уйдет с этого рынка. И это только начало. Я называю эту тактику тактикой «выжигания всего вокруг» в сфере розничной торговли, в сфере производства. После «Metro» на эту выжженную территорию заходят все остальные подразделения – «Real», «Kaufhof», «Saturn». Все как в армии. Тактика клина или «свинья».

«НР»: В таком случае, кто из наших компаний имеет шансы остаться на рынке и на каких условиях?

Олег Хабибуллин: Я считаю, что перспективы у региональных компаний есть. Необходимо только грамотно скорректировать свою стратегию, заняв те ниши, в которых можно будет конкурировать с такими транснациональными компаниями.

«НР»: То есть реорганизоваться и уступить им место?

Олег Хабибуллин: В розничной торговле есть несколько форматов. Есть формат «Cash & Carry», который работает в хоре с мелкими оптовиками, есть формат, так скажем, гипермаркетов, к которым относится «Real», есть формат дискаунтеров и формат «магазинов у дома». Первые три формата, конечно, будут заняты транснациональными компаниями. Вот в формате «магазины у дома» можно поконкурировать. Это, конечно, потребует от региональных компаний усилий, реорганизации и выстраивания определенных отношений с поставщиками.

«НР»: Неужели нет никаких способов противостояния крупным иностранным компаниям? Например, всеобщий бойкот производителей и поставщиков?

Олег Хабибуллин: В рядах наших производителей и поставщиков слышны уже даже не возгласы, а целый рокот недовольства в адрес таких крупных компаний, как «Metro». Недовольство вызвано в основном тем, что эта компания в ультимативной форме выставляет свои условия работы. Они требуют от производителя таких цен, которых даже на рынке сейчас нет. Например, если на рынке на продукт стоит 10 рублей, они говорят, что будут брать его только по 8 рублей.

Некоторые производители в ответ говорят, извините, работать себе в убыток, нам это не выгодно. Впрочем, их никто не слышит.

«НР»: В этом смысле показательно недавнее публичное извинение свердловского губернатора перед «Metro» за местных торговцев, которые якобы устроили травлю варягов. Был ли заговор на самом деле?

Олег Хабибуллин: Понимаете, когда поставщик отказывается от поставок, «Metro» включает очень грамотную пиар-политику. Они начинают делать заявления, что местные поставщики давят на производителей и жалуются властям. Вот сейчас они написали письмо Росселю: так, мол, и так, мы тут пришли такие крупные и крутые, а здесь местные торговцы совместно с производителями что-то замышляют. Эдуард Эргартович, вы тут разберитесь у себя в колхозе. Ну, и Эдуард Эргартович, долго не думая, ответил, мол, я знаю, что это местные торговые умельцы. Мы с милицией... Ну, не с милицией, а с силовиками разберемся с ними. «Я извиняюсь перед вами», ну и все в таком ключе. «Метро» делают очень грамотную пиар-политику. Говорят, что местные ритейлоры плохие и гнусные. Они пытаются произвести зачистку, используя административный ресурс. Я не исключаю, что сейчас к нам в офисы придут с обысками. Или еще что ни будь. Сейчас может начаться охота на ведьм. И попадут под раздачу те из местных торговцев, кто крупнее и у кого активная позиция.

«НР»: Но ведь Россель неоднократно ратовал за местных производителей и торговцев?

Олег Хабибуллин: Политика есть политика. Для «Metro» будет очень эффективно, если они сейчас столкнут власть с местными ритейлорами. Вот, например, черная пиар-компания с радоном… Очень вероятно, что сами «Metro» ее и спровоцировали. Они сейчас говорят, что местные компании обрушились на них с «черным пиаром» и должны за это понести наказание. Но, с другой стороны, посмотрите, как они реагируют на этот «черный пиар». В ответ на якобы разбросанные листовки (я сам их не видел), которые направлены против «Metro» компания покупает по странице в таких газетах, как «Коммерсант», «Капитал», «АиФ» и «Комсомольская правда». Пишут там, что «Metro» самые лучшие, что у них все хорошо. Я думаю, это специально разработанная кампания, грамотная…Хотя, правда, на счет грамотности я лично не знаю… В общем, кроме того что они таким образом пиарятся, они хотят еще всю вину свесить на местных ритейлоров.

«НР»: Что будете делать?

Олег Хабибуллин: Я надеюсь, что власти, и в первую очередь Эдуард Эргартович (Россель, губернатор Свердловской области – прим. «Н.Р.») и Алексей Петрович (Воробьев, председатель правительства Свердловской области – прим. «Н.Р.»), разумные люди. Не думаю, что они сейчас бросятся в эмоции и начнут гнобить местных поставщиков, местных производителей и местных ритейлоров. Но вообще-то хочу сказать, что это унизительно и оскорбительно, когда в твой адрес говорят, что «местные умельцы что-то тут исполняют». Мы не собираемся опускать руки, мы будем конкурировать. Может быть, перейдем в несколько иную плоскость. Может, еще глубже диверсифицируемся, то есть уйдем в какие-то параллельные бизнесы. Мы уже потихоньку туда и уходим. Например, осваиваем сферу общественного питания, есть еще сфера услуг, в которой пока нет такой конкуренции. В общем, заранее готовим почву.

«НР»: Тяжело, обидно уходить с насиженного места?

Олег Хабибуллин: Обидно не за то, что приходят крупные компании. То, что они придут было понятно давно. Это ситуация 10-15-летней давности в Европе. Обидно, что наши чиновники не смотрят на опыт соседей, не учитывают мировой опыт. Они меряют все своим аршином. Но пусть поинтересуются, что произошло в Польше в середине 90 годов, когда крупные транснациональные компании полностью захватили весь потребительский рынок. Они полностью перекроили его под себя, скупили практически все значимые для национальной экономики производства. Те производства, которые стратегически не были им интересны, они разорили. Транснациональной компании, например, не интересно, чтобы на территории, куда она зашла, производились йогурты. Зачем, ведь есть такие гиганты, как «Данон». Все товары завозились оттуда, а местные производители хирели. Закончилось тем, что польские власти в экстренном порядке начали издавать законы о защите местных производителей и торговли, а также об ограничении присутствия крупных западных компаний и ограничении строительства крупных торговых центров.

Плохо, что у нас на уровне министерства экономического развития РФ, на уровне Грефа этого не понимают. Мы придерживаемся политики «настежь открытых дверей». Никто пока не думает, что этим сквозняком может выдуть абсолютно всех. В первую очередь, конечно же, ритейл, а во вторую (а, может, это будет происходить параллельно) – производство.

На местном уровне вызывает у меня печаль наличие политики двойных стандартов. Посмотрите, как крупные компании открываются – у них абсолютно отсутствует разрешительная документация. До сих пор «Metro» работает от нескольких дизельных станций, то есть там даже электричества нет. Канализации тоже нет. Я общался с СЭС, не буду говорить с какой, чтоб не навлечь на них гнев. Так вот, они говорят, что их специалисты даже не появлялись в «Metro». Хотя на этот счет есть четкая процедура, которую местные торговцы соблюдают. А для этих людей почему-то этой процедуры в принципе нет. Я не говорю уже про то, что некоторые строятся на месте парков, как «Парк-хаус». То есть он свой дом-парк построил на настоящем парке, просто вырубив его. Неужели в Екатеринбург не нашли другого места? У нас полно пустырей и свалок, где можно было бы отстроить торговый комплекс. Так нет, обязательно надо было в Пионерском поселке единственный парк вырубить!

Пусть власти обратят внимание на эти вещи, пусть обратят внимание на то, куда «Метро» платит налоги? Для меня было настоящим откровением, когда я приехал в «Метро» в первую неделю их работы и на арбузе, на ценнике увидел данные юридического лица, которое торгует. Оказалось, что это некое ООО, зарегистрированное в Москве. То есть налоги платятся в Москве, а не в Свердловской области.

«НР»: Кто из наших предпринимателей, на ваш взгляд, более всего пострадает от транснациональных компаний?

Олег Хабибуллин: Ковпак, на мой взгляд, пострадал больше всех, поскольку такой крупный торговый центр как «Metro» построили вблизи от его самого крупного магазина.

Тут варианта выходов из ситуации может быть два: либо компания несколько скорректирует свою стратегию и попытается лавировать в этих конкурентных зигзагах, либо компанию придется продать кому-то, кому она покажется интересной.

«НР»: Помимо того, что вы бизнесмен, вы еще и депутат гордумы. Можно ли противиться вхождению транснациональных компаний, используя эти рычаги?

Олег Хабибуллин: Повлиять можно, но меня сразу заподозрят в том, что я преследую личные корыстные интересы. Никто ведь не увидит в этом порыв защитить интересы той части малого и среднего бизнеса, которая работает в розничной торговле. А вообще в думе много чем надо заниматься. Например, вопросами малого бизнеса. На днях рассматривали исполнение бюджета за первое полугодие и увидели, что даже те небольшие деньги (1 миллион рублей) которые выделены на поддержку малого бизнеса, не выплачиваются.

«НР»: Вы пришли в политику из бизнеса. Ощущаете разницу между тем и другим?

Олег Хабибуллин: Политика – это тот же бизнес. Прекрасно видно, как деньги, вложенные в конкретных кандидатов, потом «отбиваются» в процессе их работы. Все это выливается во все возможное лоббирование, взятки. Законы в политике немного другие, чем в бизнесе. Бизнес, на мой взгляд, намного прозрачней, честнее. Там ты понимаешь, что может последовать за тем или иным твоим действием, понимаешь причинно-следственную связь. А в политике балом правит интрига и подковерные игры. В политике нужно иметь боковое зрение, надо всегда ожидать удара в спину, это я уже понял. Однако, то, что политика сегодня грязная – это вовсе не от того, что она сама по себе грязная, а от того, что ею занимаются грязные люди. И если в политику будет приходить больше честных людей с благими побуждениями и намерениями, то постепенно она начнет отчищаться. Миф же о том, что политика не может быть честной, придуман самими политиками для того, чтобы не допустить в политику людей, которые собрались прийти туда с честными намерениями.

«НР»: У вас в кабинете очень много вещей, характеризующих вас. Вот лампа Чижевского, например, баночки с медом (Хабибуллин следит за здоровьем – не пьет, не курит, не ест мяса). А «Капитал» Карла Маркса на полке зачем? Это ваша настольная книга?

Олег Хабибуллин: Несмотря на то, что Карла Маркса в свое время сожгли на алтаре и выбросили из истории и политэкономики, во всех бизнесшколах и университетах он очень глубоко изучается до сих пор. «Капитал» можно сопоставить разве что только с теорией Дарвина, но только в экономике. Многие вещи, которые он написал, были пророческими. Например, он пишет о том, что формирование отношений только лишь на базе капитала, это есть зло. Нельзя выдергивать социальный контекст. Нельзя размышлять такими категориями, как некоторые буржуазные неоклассики экономики – товар деньги товар. Есть социальный аспект экономических взаимоотношений. Есть целая теория о социальной справедливости, несоблюдение которой ведет к возникновению таких раковых клеток, как терроризм. В общем, умнейший мужик был, Карл Маркс.

Екатеринбург, Дарья Травкина

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Киев, Интервью, Крым, Интервью, Нижний Новгород, Интервью, Пермь, Интервью, Челябинск, Интервью, Поволжье, Урал, Интервью, Конфликт на Украине, Россия,