Александр Сидоренко: У нас появилась новая идея вместо платных автодорог Интервью «Нового Региона» с главой Минтранса
В последние недели тема некачественной уборки улиц Екатеринбурга не сходит с повестки. Мэрию ругают, проклинают, пытаются заставить работать, насылают ревизии, вплоть до губернаторской. Пока горадминистрации помогали «чистить» снег, забыли про гостевой «россельбан», и его тоже замело. Учитывая, что тему заснеженных улиц из социально-бытовой превратили в политическую, «Новый Регион» лично встретился с министром транспорта и связи Александром Сидоренко, чтобы обсудить более широкий круг вопросов. Чем сейчас занимается едва не расформированный Минтранс, почему забыли про аэропорт «Уктус», что на Среднем Урале придумали вместо «платных» автодорог и сколько денег собрали в дорожный фонд – читайте в материале «Нового Региона».
– Н.Р. Александр Михайлович, тему неубранных улиц Екатеринбурга обсуждали уже все. Скажите, а как вышло, что перестали убирать гостевой маршрут из аэропорта «Кольцово» – так называемый «россельбан»?
– А.С. За содержание этого участка отвечает трест «Уралтранспецстрой». Сейчас у нас много замечаний к тресту. Другие подрядчики почему-то все нормально выполняют, ими не надо дополнительно командовать, их не надо собирать, не надо губернатора тревожить, чтобы все было чисто убрано. Для наведения порядка мы решили объединить под своим контролем сразу несколько подрядчиков. Централизованный контроль будет касаться кольцовской дороги, части дороги Екатеринбург-Серов и части объездной дороги вокруг Екатеринбурга.
Сейчас ряд дорожных участков решено передать субподрядчикам. Это организации, принцип работы которых отличается от подходов «Уралтранспецстроя». Конкретно – лучше качество уборки территории. Если едешь по серовской трассе, то после 42-го километра (в противоположном направлении от Екатеринбурга, прим. НР) начинается абсолютно другая дорога…
– Н.Р. Почему по-разному работают компании и как объясняют в «Уралтранспецстрое» некачественную уборку «россельбана»?
– А.С. Видимо, это позиция «Уралтранспецстроя», который является сегодня самой крупной компанией в регионе. Возможно, там считают, что содержание дорожной сети – это какой-то второстепенный вид работ. Есть, мол, и есть. Основная деятельность этого треста дорожное строительство, например, это он делает обход вокруг Екатеринбурга. И на содержание дорог они смотрят сквозь пальцы.
У меня напрашивается один вывод: значит, это в целом руководство «Уралтранспецстроя» так подходит к организации работы… Происходящее там объясняют вяло – то одно у них, то другое… Что-то придумывают. Хотя реально им не хватает техники, и они не делали ставку на этот вид работ. Вроде как есть содержание, и есть – ну и ладно.
– Н.Р. Сейчас уже можно подвести некий промежуточный итог «уборочной кампании» в Екатеринбурге?
– А.С. Я не могу сказать, что работы не организованы вообще. Я ведь и ночью езжу, и днем: видно, что убирают. Но понятно, что организации сегодня просто не готовы к тому уровню требований, который мы предъявляем. Хотя губернатор еще в июне прошлого года предупреждал: «Ребята, я вам даю технику, будут соответствующие требования. Готовьтесь: разрабатывайте технологические циклы, карты, подходы». Людьми, наверное, надо было тоже заниматься. И вот отсутствие этого системного подхода к выполнению уборочных работ сказалось.
Хотя, конечно, эти проблемы возникают каждый год. Да и зима началась не внезапно. Просто это обычная расхолаженность, позволившая возникнуть этой ситуации. Вот губернатор и придал импульс.
– Н.Р. Хорошо, с уборками понятно. А как этим летом будут ремонтировать дороги? Например, в Нижнем Тагиле – их ведь там почти нет, одни ямы?
– А.С. Губернатор принял решение о выделении дополнительных средств на ремонт дорог и реконструкцию улицы Индустриальная в Нижнем Тагиле. Сейчас мы помогаем готовить сметную и аукционную часть заявок (у меня сегодня в 15 часов совещание на эту тему) с областным Департаментом по госзакупкам. Все будем делать через них, чтобы все было сделано профессионально и открыто.
Сумма финансирования – 620 млн. рублей на текущий ремонт дорог в Нижнем Тагиле. Еще 200 млн. рублей будет направлено на реконструкцию улицы Индустриальная. И мы будем настаивать на том, чтобы администрация Нижнего Тагила заключила с подрядчиками договоры о контроле качества. Брак будет устраняться за счет подрядчиков. В прошлом году было также – после предъявления претензий подрядчики переделывали улицу Ленина в Нижнем Тагиле.
– Н.Р. Александр Михайлович, не можем не спросить – а ведь областной Минтранс вообще хотели ликвидировать, но потом передумали. Как Вы это прокомментируете?
– А.С. Я, честно говоря, не могу судить об этом. Не в моей голове зрели эти планы, трудно сориентироваться, в чем были истинные мотивы таких планов. Знаю, что хотели нас присоединить к Минстрою. Но наш функционал никуда не делся. Работу свою мы делаем, и это не зависит ни от персоналий, ни от ситуаций. Есть программа, есть задачи – мы их будем реализовывать.
– Н.Р. Скажите, а удалось сохранить «инновационные» проекты – скоростные автобусы, монорельсы и так далее? Потому что за несколько лет ничего внедрено не было, а потом ряд проектов потеряли актуальность…
– А.С. Конечно, проекты эти сохраняются. Мы сейчас ведем разработку полной транспортной схемы Екатеринбурга. Учитываются все мероприятия – ЧМ-2018 по футболу, ЭКСПО. И мы сейчас дополнительно просчитываем мощности метро, скоростного трамвая. Возможны варианты реализации этого вида транспорта до района «Академический» – как и говорили ранее.
Основной вопрос – инвестиции. Нужна хорошая схема финансирования. Может быть, это могло бы быть государственно-частное партнерство, еще что-то. Главное, чтобы инвестор безболезненно мог вкладывать деньги. Вот здесь у нас, откровенно говоря, огромный пробел. Считаю, что это должны проработать в Минэкономики – чтобы под каждый проект был конкретный механизм финансирования.
– Н.Р. Сейчас активно обсуждается возможность реконструкции аэропорта «Салка» под Нижним Тагилом. И никто не вспоминает про реконструкцию аэропорта «Уктус» под Екатеринбургом – от этого проекта решили отказаться?
– А.С. Как таковых приоритетов в этом направлении нет, и не может быть. Каждый из проектов хорош по-своему. У нас есть международный аэропорт «Кольцово» – он развивается. Кстати, этот один из примеров успешности практики ГЧП – если бы не этот механизм, у Свердловской области никогда бы не было такого аэропорта. Сегодня такие механизмы следует копировать для продолжения строительства метрополитена, реализации проектов скоростного трамвая и так далее.
Понятно, что это прерогатива Екатеринбурга – все в их собственности. Но пока они сами не «проснутся», не начнут делать, других вариантов не будет. Потому что сегодня денег нет. Да, можно надеяться на Федерацию, ждать от них, и они помогут, скорее всего. Но, во-первых, это сроки. Во-вторых, в тех объемах, что просим мы – это сложно. Поэтому усилия надо прикладывать самим. Скажем, приняли решение, что делаем из метро ОАО и инвестора туда привлекаем – и вот, проект уже пошел…
– Н.Р. У нас много говорили про строительство платных автодорог. Но их никто не делает. Почему – невыгодно вкладывать частный капитал?
– А.С. Это только, кажется, что просто – взяли и построили. На уровне Федерации только спустя шесть лет что-то начинает получаться. Есть определенные сложности. Тем более, что есть более интересные механизмы строительства дорог. Сейчас мы со «Сбербанком» и «Газпромбанком» прорабатываем механизмы финансирования строительства дорог. В частности, с передачей в залог банку самой дороги и последующей выплаты средств в течение 5-7 лет. Условно, за два года построили, а потом лет 10 она будет в залоге, а после выплаты всех средств, перейдет в собственность Свердловской области. Мы сейчас этот механизм продумываем.
– Н.Р. Прошел уже год с тех пор, как в Свердловской области был снова создан дорожный фонд. Первые впечатления – полезен ли этот механизм, и сколько денег удалость в него собрать?
– А.С. Я считаю, что это очень здорово: у нас есть механизм безболезненного финансирования отрасли дорожного строительства. Были приняты решения, что не менее 5% содержимого будет направляться муниципалитетам на ремонт улично-дорожной сети и не менее 5% на ремонт выездов из дворов. Через механизм субсидирования муниципалитетов. И еще не менее 5% средств дорожного фонда на строительство и реконструкцию подъездов к сельским территориям.
По итогам 2012 года в дорожный фонд было собрано 10 млрд. 700 млн. рублей. И потом мы еще добавляли – в среднем порядка 10-11 млрд. рублей аккумулировалось в фонде.
– Н.Р. У нас в свое время не могли принять закон о транспортном обслуживании населения, министра потом уволили…
– А.С. Закон принят, мы сейчас по нему работаем. Вопросов во время его прохождения, и, правда, было много. Самая большая брешь в федеральном законодательстве: у субъекта нет права контроля над осуществлением пассажирских перевозок. У нас нет права контролировать перевозчика. Хотя такие права есть у прокуратуры, Ространснадзора, у ГУ МВД. Но это такие «размазанные» полномочия – они не дают полноценного контроля. При этом есть много пробелов в законодательстве. Например, они позволяют перевозчику уходить в разные крайности.
– Н.Р. Не ставить ремни безопасности и не устанавливать системы ГЛОНАСС?
– А.С. И это тоже, хотя это мелкие моменты. Есть более глобальные вопросы: безопасность движения, организация перевозок. Мы это раз в неделю анализируем. Но нужен постоянный контроль. Нам (Минтрансу и связи, прим. НР), к примеру, отдали сферу такси. В министерстве создан специальный ревизионный отдел. Это у нас теперь получают разрешение, мы ведем проверки, есть их график. И штрафы у нас же теперь выписываются.
– Н.Р. О транспорте и дорогах мы поговорили. Есть еще связь, за которую также отвечает Министерство – как идут дела в этом направлении?
– А.С. Все, что касается зон покрытия, мы стараемся отрабатывать. В первую очередь мотивировать самих операторов на развитие и введение новых мощностей. Но мы понимаем, что это абсолютно коммерческая отрасль – никоим образом она к бюджету не привязана. Конечно, есть механизмы сотрудничества. Но тем не менее, если в той или иной территории не хватает абонентов, а затраты по установке оборудования серьезны, то оператор живет по своему бизнес-плану. Мы же его не субсидируем.
Хотя, мы собираемся и основной посыл такой: главные автомобильные трассы в Свердловской области должны быть полностью покрыты мобильной связью и интернетом. Пока все «раскачиваются», есть сложности (есть территории, где попросту не подключиться к электричеству), а все остальное надо просто делать. Мобильность населения сейчас большая – надо, чтобы связь была везде.
Ссылки по теме:
«Когда нет денег – нет … ничего»/Министр транспорта Геннадий Маренков рассказал «Новому Региону», что можно было бы сделать в области, имея средства >>>
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».