AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Борис Кириллов: «северные проекты» первого десятилетия XXI века войдут в новейшую историю России Интервью «Нового Региона» с председателем Набсовета «Корпорация Развития»

Проект, некогда известный под названием «Урал промышленный – Урал полярный», а ныне ОАО «Корпорация Развития» – по-прежнему интегрирован в структуру исполнительной власти. В марте Наблюдательный совет «КР» возглавил помощник уральского полпреда Борис Кириллов. Это событие можно назвать в какой-то мере символичным – ранее г-н Кириллов уже трудился заместителем гендиректора «УП-УП». «Новый Регион» встретился с главой Набсовета ОАО «КР» и расспросил его о планах корпорации, текущем состоянии проектов и уровне господдержки, которая им оказывается.

– Н.Р. Борис Анатольевич, в марте прошло внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Корпорация Развития». Вы стали Председателем Наблюдательного совета компании. Чем были вызваны кадровые перестановки?

– Б.К. В этом нет ничего сенсационного. Смена состава Наблюдательного совета Корпорации – мероприятие плановое. Раз в год, в соответствии с действующим законодательством, обновляется совет директоров, в нашем случае Наблюдательный совет. Было принято решение о том, что аппарат полномочного представителя президента буду представлять я. По сложившейся практике, такой представитель становится председателем Наблюдательного совета.

– Н.Р. Известно, что «Корпорация Развития» – преемница проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Целью было возведение дороги вдоль восточного склона Уральских гор, чтобы соединить богатый полезными ископаемыми Север и промышленный Урал. Что сегодня представляет «Корпорация Развития»?

– Б.К. Сегодня Корпорация продолжает проекты, начатые в 2005 году. «Корпорация Развития», как и раньше, реализует главную задачу: обеспечение комплексного развития Уральского федерального округа путем создания транспортной и трубопроводной инфраструктуры, реализации целой серии инновационных проектов в разных сферах, в том, числе и в геологии.

Сегодня Российская Федерация находится на этапе перехода к инновационной экономике, и опыт, накопленный Корпорацией Развития за предыдущие годы, ляжет в основу ее работы.

– Н.Р. Какие проекты реализует сейчас «Корпорация Развития»?

– Б.К. Без сомнения, Северный широтный ход является приоритетной задачей. Его возведение – это вопрос национальной безопасности. Мы обеспечим строительство Северного широтного хода, состыковав его со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД», и, благодаря этому, обеспечим транспортную доступность полуострова Ямал. Состыковав Северный широтный ход с железной дорогой «Газпрома», обеспечим подходы к возводимому порту Сабетта.

По инициативе и поручению президента РФ порт Сабетта станет базой для развития ледокольного и танкерного флота в самом сложном регионе мира. Сегодня вокруг Арктики ведутся достаточно серьезные дискуссии. Существуют державы, которые настаивают на нейтральном статусе российской территории.

– Н.Р. Что представляет собой Северный широтный ход?

– Б.К. Это железнодорожная магистраль от города Салехард до Надыма. На этой территории железной дороги нет, и никогда не было, хотя попытки ее возводить были. Сегодня, благодаря деятельности и усилиям руководства Корпорации, смоделирована эффективная форма возведения Северного широтного хода, обеспечено сокращение капитальных затрат на строительство этой дороги и, самое главное, предусмотрены новые проектные решения, которые позволят возвести дорогу в достаточно короткие сроки. Мы планируем завершить строительство ориентировочно к 2017 году. Строительство началось в сентябре 2011 года с возведения моста через реку Надым и ведется достаточно эффективно.

– Н.Р. Предполагается, что Северный широтный ход будет состыкован с портом Сабетта. Известно ли, кто будет строить ветку от Бованенковского месторождения до Сабетты?

– Б.К. Этот вопрос будет решаться во взаимодействии с инициатором проекта компанией «Новатек» и во взаимодействии с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.

– Н.Р. Расскажите, пожалуйста, о крупных инвесторах и партнерах в тех проектах, которые сейчас ведет «Корпорация Развития».

– Б.К. В конце 2012 года в наш проект вошла одна из известнейших инжиниринговых компаний в Европе – Deutsche Bahn International GmbH. Она получила небольшой процент акций и стала акционером Корпорации Развития. Сотрудничество с DB International GmbH с 2011 года в рамках проекта Северный широтный ход обеспечивает высокий уровень качества при строительстве.

Кроме того, в строительстве Северного широтного хода участвует компания «Газпром». Дело в том, что для его возведения создана специальная проектная компания на базе Ямальской железнодорожной компании при участии РЖД и Газпрома, а также Ямало-Ненецкого автономного округа и Федерального агентства железнодорожного транспорта. Это достаточно серьезный консорциум. На сегодняшний день все основные вопросы, в том числе и технологического порядка, решены, поэтому у нас есть все возможности начинать эту работу.

Кроме того, «Корпорация Развития» и ОАО «АК «Транснефть» подписали Соглашение о сотрудничестве. Это уже второй этап сотрудничества с «Транснефтью». В прошлом году Корпорация выполнила все взятые на себя обязательства. Были построены жилые дома в ряде муниципальных образований Ямала и Югры, построено современное пожарное депо, которое также станет учебной базой для личного состава пожарных подразделений региона, сеть линий электропередачи – порядка 57 километров, и электроподстанции. То есть, трубопроводная система Пурпе-Самотлор полностью обеспечена инфраструктурой, необходимой для ее своевременного ввода в эксплуатацию и дальнейшей бесперебойной работы.

В этом году начинается работа по формированию соответствующей инфраструктуры трубопровода Заполярье-Пурпе. Это будет ряд социальных объектов, таких как детский сад и жилые дома для сотрудников, обслуживающих трубопровод, объекты вспомогательной инфраструктуры – три пожарных депо, полигон для утилизации отходов, автомобильная дорога вдоль трубопровода Заполярье-Пурпе. Это очень амбициозная задача, которую Корпорация, вне всяких сомнений, выполнит. Эта работа уже началась.

– Н.Р. Объекты энергетики также входят в сферу деятельности компании?

– Б.К. Корпорация Развития вошла в целый ряд объектов сетевого хозяйства. Например, достроила и ввела в эксплуатацию теплоэлектростанцию в поселке Харп в Ямало-Ненецком автономном округе. Она небольшая, но достаточно эффективная. С запуском станции Корпорации удалось добиться снижения тарифа для населения на два рубля. Результат получен за счет энергосберегающих технологий, наладки и совершенствования всех технологических процессов. Обеспечена работа станции в когенерационном режиме с выдачей не только электроэнергии, но и тепла. Устойчивая работа станции привлекла новых потребителей, за счет которых увеличился общий объем отпускаемой энергии. То есть валовая выручка распределяется сегодня на больший объем отпускаемой энергии. Соответственно, на каждый кВт в час энергии приходится меньше затрат. Все это в итоге позволило руководству Корпорации принять решение о снижении тарифа более чем на 25%.

В свою очередь в Челябинской области успешно реализуется еще один энергетический проект, связанный с повышением энергоэффективности объектов малой генерации. Корпорация завершила там «пилотный» проект, в рамках которого модернизировала 12 котельных, установив новейшее оборудование, погодозависимую автоматику, которая обеспечивает работу котельной без постоянного обслуживающего персонала.

– Н.Р. То есть жителям Челябинской области можно обещать снижение тарифов?

– Б.К. Я напомню, что существует поручение президента РФ о стабилизации тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Рост тарифов не должен превышать 6%. Корпорация своей работой, безусловно, будет способствовать выполнению этой задачи. В 2012 году Корпорация получила прибыль более 200 миллионов рублей, в этом году задача ставится еще более амбициозная.

Вообще, Корпорация является акционерным обществом, значит ее главной задачей, по закону об акционерных обществах, является получение прибыли, но учитывая то, что акционерами Корпорации Развития являются пять субъектов РФ – по сути это государственная компания. Социальная нагрузка и ответственность тоже являются приоритетами деятельности. Это учитывается и при проектировании железных дорог, и в рамках энергопроектов, и в любой другой сфере.

– Н.Р. Борис Анатольевич, расскажите подробнее про еще один проект корпорации – «Полярный кварц».

– Б.К. Это предприятие одноименного завода в Нягани в ХМАО. Введено в эксплуатацию в прошлом году. Было принято решение, что этот завод начинает переработку кварца, но работать будет не на рынок, а в режиме, что называется «на склад». Хотелось понять, насколько интересна эта продукция, насколько будет востребована для российского и международного торгового обмена. Мы выяснили, что она более чем актуальна, и сегодня принято решение, что первая очередь завода по обогащению кварцевого концентрата начинает работать на рынок.

Мы полагаем, что к 2013 году «Полярный кварц» сможет занять свою нишу на рынке данной продукции, и в течение ближайших двух лет будет завершено строительство второй очереди. Это позволит выйти на мировой рынок кварцевых концентратов, где, по подсчетам экспертов «Полярный кварц» займет порядка 10 % доли мировой торговли. В этом и заключалась идея основателя проекта – бывшего губернатора Александра Филиппенко.

Напомню только, что этот проект реализовывался достаточно непросто. Были проблемы с бывшим руководством предприятия, серьезные вопросы с технологиями, которые прежнее руководство предлагало. После того, как «Корпорация Развития» взяла «Полярный кварц» под свой контроль и начала его реализацию, пришлось провести полное технологическое переосмысление и запустить производство на новой технологической базе.

– Н.Р. Какие все-таки сейчас глобальные задачи стоят перед «Корпорацией Развития»?

– Б.К. Главная задача – это формирование Северного широтного хода. Этот проект станет вкладом в современное развитие российской истории. Это будет вклад Корпорации Развития, УФО, полпреда в дело обеспечения глобальной национальной безопасности России. Все проекты «Корпорации Развития» очень важны, но историческое значение будет иметь именно возведение Северного широтного хода.

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Ямал, Урал, Интервью, Россия,