AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Представительство АСИ в УрФО: программа Куйвашева – нацеленность в прошлое Интервью «Нового Региона» с руководителем филиала Даниилом Мазуровским

В течение двух последних недель в Екатеринбурге прошли два заметных экономических события. Первое – Всероссийский форум институтов развития. Следом за ним пленарную сессию провело представительство Агентства стратегических инициатив по УрФО. Того самого АСИ, которое на форуме «Иннопром» три года назад лично презентовал отец-основатель Владимир Путин. «Новый Регион» встретился с руководителем АСИ по УрФО Даниилом Мазуровским, чтобы узнать: почему у свердловских чиновников не работает кадровый резерв, что думает уральский бизнес о программной статье губернатора Куйвашева, как участвует в работе АСИ Путин, и ждет ли экономику России «железный занавес».

НР: Даниил, станут в Россию меньше инвестировать из-за внешней политики и санкций? Путин велел создать национальную рейтинговую систему, некоторые предлагают отказаться от расчетов в долларах, а глава минрегиона Слюняев публично назвал рейтинги международных агентств «мусорными». Какие вообще ожидания в деловом мире?

Д.М.: Ожидания разные. Но в нынешней ситуации неопределенности я бы не доверял ни одному экспертному мнению (сидящий тут же замдиректора филиала АСИ А. Василевский приводит пример: компания из Люксембурга заморозила сотрудничество «до лучших времен», а партнеры из Бельгии – продолжают налаживать связи). Тут важна наша (бизнес-сообщества) позиция. Тот, кто говорит о трендах – вольно или невольно врет. У нас должна быть позиция благоприятного отношения ко всем инвесторам – российским, иностранным. Коллеги, welcome.

Регионы между собой разнятся, а муниципалитеты и подавно. А инвесторы приходят именно туда. Во-первых, российская ментальность, поэтому многое зависит от первого лица. Режим ручной? Так это не всегда плохо. Многие вещи должны делать сами муниципалитеты. Иногда ручной режим – перспективно. Вы спросите у мэров – независимо друг от друга – каждый ответит свое, по-разному и на разных языках. Потом спросите: а зачем они выбирались? Очень часто такой вопрос возникает, зачем избирались, чего вы тут ждали, зачем? Далее: а как они выбираются? Откуда берут деньги на предвыборную кампанию – но не из бюджета точно. Ну а потом: кому они и что должны вернуть. Кому что пообещали. Это всё факторы, которые влияют на цель и мотивацию главы. И далее – если есть у него более-менее нормальные земельные участки, на которых возможны какие-то производства, а он их уже пообещал кому-то… То другого инвестора он туда всеми силами будет не пускать. Хотя, может быть, другой инвестор создаст более высокопроизводительное производство, и оно будет платить больше денег в бюджеты всех уровней, запустит экологические и социальные программы. Нет. И так далее.

НР: Вы читали программную статью губернатора Куйвашева о будущем свердловской экономики в «Областной газете»? Что думаете по поводу изложенного там?

Д.М.: Это концепция? А как ее тогда разрабатывать, чтобы она была принимаема сообществом? Принимаема за свою, чтобы была внутренняя мотивация ее реализовывать? Какие институции должны быть созданы, чтобы принималось нормальное стратегическое планирование и реализация, и как они должны работать?

Ведь в регионах это все разнится в зависимости от ситуации. Наш-то регион (Свердловская область) очень непростой. Исторически так сложилось – несколько этапов колонизации, несколько этапов развития. Поэтому у нас в регионе очень многогранная экономическая элита. Политическая, скорее. И они же все имеют вес в этой системе. Это не Татарстан, где главный есть главный.

Что касается статьи губернатора Свердловской области. Знаете, что хорошо? Хороший горизонт намечен – 20 лет. Хорошо, что есть попытка выделить приоритеты. Хорошо, что эти приоритеты есть попытка забазировать на исторически сложившихся компетенциях.

Что не очень хорошо? Ни с кем не обсудили. Что хотелось бы сейчас? Живого обсуждения. Так чтобы статья стала отправным пунктом дискуссии среди всех деловых сообществ области и способствовала созданию такой стратегии развития области, которая бы принималась всеми как «своя».

НР: Хорошо. Представительство АСИ отвечает за весь УрФО. Какой субъект в нашем округе самый активный и грамотный со стороны бизнеса?

Д.М.: Я бы выделил с точки зрения формирования инвестиционного климата – регионы сейчас включены в движение по улучшению. Если говорить про УрФО – не хочу никого обижать – выделять, назову тех, кто нравится. И кто на хорошем старте. Мне нравится Тюменская область – она активна в этом плане. Здравый конструктивный заместитель губернатора профильный, который отвечает за эту область. Соответственно, созданы структуры. Кроме того, у них реально работают обозначенные стандарты деятельности – единые по всем регионам, между прочим.

НР: Как проект может получить одобрение АСИ?

Д.М.: Если грубо, но просто разделить направления деятельности АСИ, то первое – это работа с системными инициативами, второе – с системными проектами. Проекты, в свою очередь, делятся на три направления: бизнес-проекты, образовательные и социальные. Внимание обращается на два аспекта – наличие лидера – человека, который реализует этот проект вне зависимости от поддержки АСИ. Если есть сильная личность во главе проекта, он будет реализован. АСИ просто может чуть-чуть поднаправить, может убрать барьеры. А второе – это системность проекта. Масштабность, масштабируемость, инновационность, импортозамещение. Даже если сам проект не очень масштабен, у него должна быть возможность тиражирования (Мазуровский приводит в пример свердловскую технологию надстройки дополнительного этажа на типовое здание детсада, – прим. НР).

НР: Помнится, нельзя было надстраивать – еще Мишарин просил президента Медведева поменять САНпины для зданий детсадов… Выходит, получилось пролоббировать?

Д.М.: Поменяли. Вот это как раз роль в снятии административного барьера. Такое же с проектами в бизнесе. Например, газовые баллоны из композитных материалов придумали делать, а выпускать нельзя. Старые технологии ушли, а ГОСТы остались. В общем, меняется все, в том числе стандарты. Естественно, должна быть серьезная экспертиза – целостная и комплексная – перед тем, как это все ввести и сделать.

НР: Про «сделать»: на прошедшем в Екатеринбурге Форуме институтов развития участники фактически констатировали – Роснано, Ростех, подобные корпорации себя пока мало оправдывают, нет в стране прорывов и инноваций. Когда же стали искать ответ на вопрос, – не нашли…

Д.М.: Хороший, широкий такой вопрос… Конечно, институтов много. Наверное, это и хорошо – каждый нишу занимает – Роснано, «Сколково». Что касается банкиров, – есть деньги. Но банкирам тяжело дать деньги на негарантированные штуки. Очень тяжело, исходя их нашего регулирования банковской системы и требовании ЦБ – я же с банкирами общаюсь… Пока не подтвердят 150 тысяч раз, что это все нормально и вернется, не дадут.

Но ведь невозможно по инновационному проекту подтвердить, что все вернется. Нет там маркетинга – нет самого продукта, все это пока только фантазии. И никто не хочет идти на такой риск…

А вот наши американские партнеры, как сейчас модно говорить (смеется), когда создавали систему DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency – Управления перспективных исследовательских проектов, – прим. НР), наоборот – инвестировали в самые безумные штучки. Если из десяти одна выстреливала – она покрывала затраты. Все остальные проваливались.

НР: Для такого подхода нужна другая ментальность – не такая, как у нас. Не находите?

Д.М.: Да. И подходы к финансированию другие (смеется).

НР: А какая от правительства Свердловской области может быть помощь? На днях в Екатеринбурге обсудили итоги работы АСИ в УрФО. Выступали там как раз свердловские министры…

Д.М.: То, что не нужно строить иллюзий, что они будут драйверами, – это точно. Но помощниками быть могут. Драйвер должен быть другой. Ну а если нет в регионе драйвера, значит, незачем на него и проект тиражировать.

НР: В числе прочего АСИ ищет лидеров. Может быть, в агентстве объяснят, почему не работают кадровые резервы, которые создавались правительством? В Свердловской области не могут найти министра промышленности, в прошлом году не могли найти для минстроя главу. Резервы не востребованы, кадры плохие?

Д.М.: Употреблю плохой термин, он дурацкий, но точный. Проблема использования человеческого материала для заполнения позиций – т.е. набора функций и взаимодействий. Так вот – материал должен не только эти функции потянуть. Это же не деталь, это человек со своими представлениями и картиной мира. А если он еще и состоявшийся – он не может жить без цели. В общем, учитывается это в подборе кадров современных, тогда как прошлые методы подбора кадров – устарели. Ну как набирались эти кадровые резервы? Там миллион народа, который пишет какой-то тест и их включают. Что там за тест? А тема очень важная и нужная. В общем, должны быть люди, которые проявили себя в деятельности.

НР: Сохраняется кураторство АСИ со стороны Владимира Путина? Он все еще участвует в деятельности АСИ?

Д.М.: Он лично ведет каждый наблюдательный совет, который проходит раз в квартал. И проекты, прошедшие экспертизу, рассматривают также в его присутствии.

НР: На сайте АСИ запущена горячая линия для предпринимателей Крыма. Чем им могут помочь, какие перемены ждут бизнесменов из Крыма и Севастополя? Там ведь сейчас заблокированы все сделки с недвижимостью…

Д.М.: Очень сложная тема. Я не был еще в Крыму, но хочу попасть в нашу следующую делегацию. Мои коллеги уже там два раза были – АСИ два раза туда ездило. Но сейчас запущен сложный процесс – адаптация российского законодательства в Республике Крым. Представьте, как все предприятия перерегистрировать? Или как с ними поступать? При этом Украина заблокировала весь реестр юридических лиц. И тут многие факторы важны. Я вот не возьмусь делать экспертное суждение, пока не оценю все сам.

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Урал, Интервью, Общество, Политика, Россия, Экономика,