AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

«В одном окопе» с Тунгусовым, Ройзманом, Якобом и Паслером – против «тюменских вахтовиков» Интервью с лидером фракции КПРФ в Заксо Нафиком Фамиевым

Конфронтация екатеринбургских властей и областного руководства, похоже, выходит на новый виток. Стороны не настроены на перемирие и готовят арсеналы к грядущим осенним сражениям, когда экономическая и политическая активность в уральской столице выйдет на нормальный рабочий уровень. По крайней мере, такой вывод можно сделать, пообщавшись с одним из самых ярких представителей так называемой городской команды, лидером фракции КПРФ в свердловском парламенте Нафиком Фамиевым. В интервью «Новому Региону» он рассказал об истоках противостояния «город – область» об эволюции этого противостояния, дал примерный расклад сил в каждом лагере, и призвал «все здоровые силы» в регионе объединиться и ускорить отставку губернатора Евгения Куйвашева.

Не оправдал доверия

НР: Нафик Ахнафович, два года назад вы голосовали за кандидатуру губернатора Евгения Куйвашева? Но в последний год выступаете одним из главных его оппонентов. Почему?

НФ: Действительно, я голосовал за его назначение. Более того, по партийной линии получил за это серьезное взыскание – персональное дело. Почему голосовал? Потому что голосовать против было нерационально. Во-первых, я не знал этого человека и не мог иметь к нему обоснованных претензий, хотя биография кандидата не вызывала доверия. Во-вторых, мое голосование против, как впрочем, и всей фракции, не имело смысла, голосов партии «Единая Россия» хватало для его назначения. В-третьих, жест доверия, пусть даже авансом, предполагает возможность выстраивания доверительных отношений, не обремененных заведомо неприязненными чувствами. Ну и, наконец, тот, кто поддержал человека в момент его назначения, по-моему, имеет моральное право в определенный момент спросить с него, как с человека, не оправдавшего оказанного доверия.

А то, что последний год выступаю его оппонентом, тоже объяснимо. Евгений Куйвашев не оправдал моего доверия. Он не состоялся как губернатор. Деятельность его вредна и представляет серьезную опасность для развития области. Более того, если в первый год его работы, еще были иллюзии, что ситуация исправимая, то впоследствии он доказал свою полную профессиональную непригодность. Вывод однозначен – чем раньше он покинет эту должность, тем меньший ущерб нанесет Свердловской области.

НР: Как прокомментируете инициативу вашей фракции в виде сбора подписей за отставку губернатора? Вы что всерьез рассчитывали провести эту процедуру через Законодательное Собрание?

НФ: Нет, конечно. При нынешнем составе Законодательного Собрания Свердловской области это невозможно. Даже, если область оставят без штанов, эти люди будут мило улыбаться начальнику – они конформисты. Они путают понятия «отечество» и «ваше превосходительство». Вот, если кто-то сверху снесет такого начальника – они шумно это одобрят. Рассчитывать на депутатов от «Единой России» сегодня бесполезно, хотя в кулуарах каждый из них в шоке от того, что творят с областью.

Почему я пошел на это? Тоже из рациональных соображений, из желания обратить на ситуацию внимание Москвы. Все решения сегодня принимаются там.

Чего я добился? Немалого: сегодня, если зайти в любой поисковик в Интернете, то слова «Куйвашев» и «отставка» – синонимы. Вы набираете «Куйвашев», компьютер выдает слово «отставка», и наоборот, вы набираете слово «отставка», компьютер выдает единственно верный ответ «Куйвашев».

НР: И вы считаете, это работает?

НФ: Безусловно. Москва отслеживает нашу полемику на местах. Есть набор местных СМИ, которые администрация президента сканирует и делает определенные выводы. То, что Евгений Куйвашев один из двух российских губернаторов, который не получил «добро» на участие в досрочных губернаторских выборах в сентябре этого года, во многом и наша «заслуга». Тем более, отставка – это не единичная наша акция. Именно наша фракция навязала обсуждение многих неприятных для губернатора тем, таких как рост госдолга области до 34-35 млрд. рублей с перспективой роста к концу года до 56 млрд. руб., рост дефицита бюджета в 21,4 раза (!) за год, падение инвестиций, переход области из категории региона-донора в дотационный регион. Только наша фракция подготовила альтернативный губернаторскому годовой отчет, показав реальную картину экономики области, чем ввергла Куйвашева в конфуз. Именно мы доказали и заставили признать минфин области, что в экономике Свердловской области никакая уже не стагнация, а полным цветом расцвела рецессия.

Все это работает – вода камень точит.

В одном окопе

НР: Хорошо. Ваши опасения широко обсуждаются в обществе и даже поддерживаются. Но вы же подставляетесь… Ваши оппоненты парируют все ваши аргументы одним изящным, что вы «тунгусовские».

НФ: И что из этого? Во-первых, не надо демонизировать Владимира Тунгусова. Думаю, ему самому смешно порой читать «ужастики» о себе. Во-вторых, надо признать, что Тунгусов и команда Екатеринбурга в целом, стали тем единственным барьером, который оказался не по зубам действующему губернатору. Надо признать, что после ухода Эдуарда Росселя и Аркадия Чернецкого из активной региональной политики, политическая элита Свердловской области была полностью выкорчевана. Команда «железнодорожников» Мишарина, а затем «тюменцев» Куйвашева окончательно уничтожили региональную политику, либо использовали ее остатки в своих утилитарных целях. Можно по разному относиться к Тунгусову, но он в эту трудную для региона пору оказался единственным несгибаемым, кто противостоит «области», кто способен организовать отпор. Любого другого уже согнули бы и раздавили. И меня ничуть не смущает, если мы сегодня в отстаивании интересов города и области союзники. Мы в одном окопе.

НР: Но у команды Куйвашева по этому поводу совсем другой тезис. Она утверждает, что Тунгусов без соли третьего губернатора доедает. Не может же быть, что все губернаторы плохие?

НФ: Ну, ни одного еще не съели, все живы, а если серьезно, конфликт конфликту рознь. Если брать конфликт Россель-Чернецкий, то это скорее конфликт наивного периода становления областной и городской власти. Люди мерились амбициями – кто главнее, кто весомее. Это была конкуренция личностей, конкуренция команд, конкуренция идей, конкуренция за финансы. По большому счету, это шло на благо городу и области. Соперничество не мешало вести общие проекты, например, такие, как метро. Это была нормальная внутриобластная конкуренция двух сильных лидеров, порой слишком эмоциональная, но в рамках закона, без применения силового давления. А сейчас все по-другому.

Рейдерский захват

НР: Что значит по-другому?

НФ: Если честно, то сейчас не конкуренция, а попытка рейдерского захвата города чужими для города и области командами. Сначала такую атаку предпринимала команда «железнодорожников» Мишарина, но сошла с рельсов, ушла под откос. Теперь город атакует команда приезжих «тюменцев-вахтовиков» во главе с Куйвашевым. Их цели просты – завладеть основными стратегическими активами города – энергоснабжающими организациями, водоканалом, муниципальным транспортом, дорожными подрядами, мусоропереработкой, бюджетами здравоохранения и образования, землями. Они пытались это сделать, не входя в управление города, но потерпели фиаско. Поэтому пошли в лоб, на захват городской власти.

НР: Но почему именно Екатеринбург?

НФ: Все просто, Екатеринбург сегодня последний привлекательный «актив» Свердловской области. Это город, где 1,5 млн. достаточно обеспеченных потребителей услуг – воды, тепла, электроэнергии, медицинских и образовательных услуг, земельных ресурсов. Вся остальная область рейдерам не интересна, там запустение и вымирание.

НР: Вы можете подтвердить свою версию попыток рейдерского захвата стратегических активов Екатеринбурга?

НФ: Конечно, могу. Что сделал первым делом Мишарин, помните? Создал коммунальные предприятия типа облводоканал, единый областной расчетный центр, якобы для аккумулирования всех энергетических объектов под единое управление. Думаете, ему была нужна рухлядь Артемовского, Таборов, Тавды? Конечно, нет. Хотелось задарма получить МУП «Горводоканал», МУП «Екатеринбургэнерго» и другие активы в этот общий котел, чтобы по-тихому все это акционировать и прикарманить.

Эту же стратегию продолжил Куйвашев. Именно для этого ему был нужен Багаряков, наработавший опыт еще в команде Мишарина. Начались те же процессы, только уже в более силовом варианте. Вы еще не забыли регулярные обыски и аресты руководителей этих предприятий, а позднее руководителей транспортных предприятий?

А чем объяснить захват неразграниченных земель Екатеринбурга, который даже Госдума сегодня признала незаконным? Или регулярные попытки подчинить себе горздрав и городское управление образования, бюджет которых составляет более половины городского бюджета? А помните, как заводил на дорожное строительство Мишарин свою карманную фирму «Форатек»? То же самое сейчас делает Куйвашев. Так, фирмы, аффилированные с его «патроном» Собяниным, получили на территории области дорожных заказов на 10 млрд. рублей, но они только считают прибыль, а работу ведут на рабских условиях местные подрядчики, которым не позволяют выигрывать тендеры.

Но все эти «потуги» худо-бедно пока отбиваются городской командой, в том числе Тунгусовым, как бы его не клеймили.

НР: Именно поэтому «тюменцы» решили брать город через выборы?

НФ: Конечно. Для этого подобрали марионетку из местных по фамилии Силин и начали «надувать» его до размеров будущего главы города. Но просчитались, выборы выиграл Евгений Ройзман. Они так его поливали грязью, что горожане в знак протеста поддержали Ройзмана, хотя какой-либо полноценной избирательной кампании Евгений не вел. Он, по большому счету, и на выборы не собирался и, по моему мнению, пошел на них из-за того, что столкнулся с беспрецедентным давлением на себя, на фонд, на своих коллег. Давление родило противодействие, и город получил главу города Ройзмана.

Теперь ему не дают работать, каждый день на него идет «силовое» давление. Давят и на главу администрации Александра Якоба, пытаясь принудить его к отставке. Все эти хороводы типа «Якоб, уходи!» организуются губернаторской командой.

Городская команда

НР: Но к Ройзману предъявляют серьезные претензии и его сторонники, мол, изменился и полностью лег под Тунгусова.

НФ: Все это чушь. Ни под кого Ройзман не лег. Просто, оказавшись внутри этой «войны», он понял, что его единственные союзники сегодня – это городская команда. Или вы хотите, чтобы Ройзман воевал со всеми? Евгений проявил мудрость. Он прекрасно разобрался, от кого сегодня исходит наибольшая опасность для города. То, что Ройзман стал главой города, пусть и с усеченными полномочиями, это большое благо, которое город до конца еще не осознал.

НР: Вы говорите постоянно «городская команда». Как она вам представляется?

НФ: Еще Аристотель говорил, что «город – это единство непохожих». Все мы непохожие: Ройзман, Якоб, Тунгусов, Фамиев и другие. Более того, не исключаю, что в более мирных условиях, нашли бы повод рвать друг другу глотки. Но сегодня мы должны быть едины в интересах города, его будущего, в интересах области. Нам, в отличие от прикомандированных тюменцев, здесь жить. Нам смотреть людям в глаза. Здесь живут наши дети. Да, мы разные, у нас различные моральные и идеологические ценности, но сегодня мы должны быть едины. Есть такая мудрость, что «если кошка с собакой начинают дружить, то это не иначе, как союз против плохого повара». А в области сегодня плохие и чужие области «повара». Наша общая задача – консолидировать всю политически активную часть населения области – политиков, бизнесменов, гражданских активистов, простых граждан. Мы не должны сдать город «варягам», не должны позволить обанкротить область приезжим безответственным управленцам.

Нашествие

НР: Вы называете их «варягами». Сколько их и насколько они сильны?

НФ: После ухода Росселя, так случилось, что местная политическая элита была фактически устранена от власти. По сути, область отдали под «внешнее управление». Сначала к нам завезли целый «состав» железнодорожников, которые поураганили здесь 2,5 года. Теперь те же 2,5 года область «оккупирована» так называемыми тюменскими «кризисными» управляющими. Много их или мало, судите сами – первый вице-премьер Орлов, вице-премьер Грипас, министр финансов Кулаченко и ее заместители, министр культуры Креков, руководитель аппарата правительства Салихов, министр здравоохранения Белявский, руководитель «Свердловскавтодора» Рыбин, руководитель областной жилинспекции Рассолов, директор центра развития туризма Туканова и многие, многие другие, кто посажен на финансовые потоки области. Они даже своего председателя облизбиркома Чайникова привезли. Понятно для чего. По-сути, это нашествие. Вслед за ними массово потянулись аффилированные с ними карманные структуры.

Ситуация просто унизительная для такой кузницы кадров, как Свердловская область. Из местных в руководстве, по сути, остаются только те, кто готов присягнуть этой команде варягов в ущерб Свердловской области, либо не связывает свое будущее со Средним Уралом.

НР: А как позиционируется в этой ситуации председатель правительства Свердловской области Денис Паслер?

НФ: В моем представлении, он человек местный и патриот области. Но он одинок и ограничен в правах. По-сути, за два года ему не позволили даже сформировать своё правительство. Мне кажется, его назначение было в свое время неким компромиссом, но сегодня он им не нужен. Они сознательно подставляют его, принуждают его к отставке, формируют в подконтрольных СМИ негативный имидж, не стесняются влезать в его личную жизнь. Ему по-настоящему трудно, он работает на износ и пока держится. Я бы очень не хотел, чтобы они его сломали. Ему нужна серьезная поддержка, но даже его коллеги по «Единой России» не способны на это, не способны на открытую поддержку, и, по сути, обслуживают команду варягов.

Реформа ради реформы

НР: Поговорим о реформе местного самоуправления. Ее резкий старт под руководством Куйвашева пока захлебнулся. Чем была обусловлена спешка?

НФ: Действительно, активная позиция Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского и государственная позиция полпреда президента РФ по УрФО Игоря Холманских, остановили «блицкриг» тюменцев по реформе местного самоуправления. Не знаю, надолго ли.

А суть простая – разделяй и властвуй. Если не удалось заполучить город в лобовой атаке, почему не попытаться раздробить его на части и не взять частями. При этом «зуд реформаторства» не позволяет им оценить даже ближайшие перспективы. Если вы не смогли под своим контролем провести выборы 36 городских депутатов, как вы собираетесь проконтролировать выборы 200 районных депутатов?

НР: Зачем тогда они идут на это?

НФ: Помните у Салтыкова-Щедрина: «Чего-то хотелось – то ли конституции, то ли севрюжины с хреном, то ли ободрать кого-нибудь…» Так и здесь – чего-то хотелось. Все это не от большого ума, скорее из желания нагадить. Любой, кто решается на реформы, должен мысленно задать себе три вопроса: «Что это даст городу? Что это даст людям? Что это даст тебе, как инициатору?». Если хотя бы на один вопрос нет ответа, либо он отрицательный – стоит задуматься. Реформа ради реформ – нет более бессмысленного занятия. Какой прок менять модель правления, если люди и их нравы не меняются? Какой прок разделять, если более мудрое решение – это объединять и направлять?

Это еще раз подчеркивает непрофессионализм команды, ее нацеленность на войну со всеми. Нет ничего опаснее власти в неумелых руках.

Свита делает короля

НР: В самом деле, есть ощущение постоянной нацеленности на войну ради войны. Чем это объясняется? Характером губернатора?

НФ: Вряд ли. В жизни у него вполне нормальный характер. Но он не управленец, он не на своем месте, у него нет позитивных целей и задач. Этим пользуется часто так называемая «партия войны» в окружении губернатора, а точнее, администрация губернатора. Этот орган численностью более 170 человек ничего не производит, живет параллельно с правительством и сам себе находит работу. Он перенасыщен разной масти политтехнологами, в том числе привозными. В отсутствие реальной региональной политики, эта армия политтехнологов постоянно подстрекает губернатора на различные авантюры. Любая новая авантюра – это показатель востребованности этих бездельников, это серые «военные» бюджеты на очернение очередных «противников», это корочка хлеба. Свита делает короля, и об уме правителя судят по его окружению. Окружение губернатора никуда не годное, лукавое, и работает во вред руководителю. Вот вы говорили, что Тунгусов доедает третьего губернатора. Это не так. Третьего губернатора доедает именно эта армия бездельников в администрации губернатора.

НР: Вы постоянно подчеркиваете, что Куйвашев не состоялся как управленец. Что значит плохой управленец?

НФ: Это долгий разговор, отдельный разговор. Если коротко, есть законы управления, их лучше знать, ну хотя бы чувствовать. Есть азы. Любое управленческое решение начинается с постановки цели. Только после этого начинается сам управленческий процесс, его планирование, организация, мотивация участников и контроль, контроль, еще раз контроль на всех этапах реализации.

Приведу простейший пример. Вы водитель и вам необходимо оказаться в таком-то месте. Прежде, чем сесть за руль, вы анализируете ситуацию, рассматриваете альтернативы вашей поездке и только после этого решаете – надо ехать. Без нужды, без цели, без решения за руль садится только пьяный отморозок, несовершеннолетний угонщик либо романтик. Прежде, чем начать движение, вы проверяете техническое состояние транспортного средства, готовите автомобиль, заправляете его, проверяете наличие прав, продумываете оптимальный маршрут – это и есть организация управления. Немаловажна мотивация – когда выехать, чтобы не опоздать, чтобы не попасть в пробки, где дешевле заправиться, где перекусить, не взять ли попутчика. А дальше контроль на всех этапах – где-то сбавить скорость, где-то объехать препятствие, где-то изменить маршрут, а где-то лучше отказаться от поездки и вовремя развернуться. Для этого у водителя есть управленческие навыки, а для экстренных случаев – тормоза.

В нашем же случае есть ощущение, что еду, куда хочу. Бог бы с ним водителем, но в нашем случае он отвечает за 4,3 млн. пассажиров-жителей Свердловской области.

Вот, как-то так, если коротко.

Вообще, управлять – это значит предвидеть, стимулировать активность других, организовывать, контролировать и, самое главное, уметь ОТВЕЧАТЬ. И, наконец, чтобы вести людей, надо идти за ними, а не давить их по поводу или без повода.

Область жалко

НР: А не боитесь попасть под эту «машину»? Что-что, а давить она умеет.

НФ: Боюсь, за близких боюсь, за коллег. Я не сумасшедший, я нормальный человек. Но … область жалко… На моих глазах «опорный край державы» превращают в территорию-банкрот. Кто-то этого не понимает, кому-то это не интересно и безразлично, кто-то с этого имеет свой навар, кто-то боится об этом говорить, но кому-то приходится. Фракция КПРФ в Заксобрании сегодня в роли некоего набата, предупреждающего, что область сознательно разваливают.

НР: Ну вроде бы во всей стране кризис…

НФ: Если в стране кризис, то в области полный развал. Ей никто не занимается, вся возня идет вокруг власти и активов Екатеринбурга. Периферия области заброшена.

Я уже говорил, что за год дефицит бюджета увеличился в 21,4 раза (!) и достиг 26 млрд. рублей, а госдолг по этому году достигнет 56 млрд. рублей при собственных доходах областного бюджета 134-135 млрд. рублей. Дальше хуже, на 2015 год госдолг запланирован около 78 млрд. рублей, а на 2016 год – 112 млрд. руб. По-сути, это банкротство территории. «Вахтовики» разбегутся, а мы еще многие годы будем работать на взятые кредиты и проценты по ним. Социальных обязательств у области на те же 134-135 млрд. руб., что мы зарабатываем, т.е. бюджета развития нет. Чтобы развиваться, нужны инвестиции, или новые кредиты, или помощь Москвы. По бюджетной обеспеченности на одного человека область скатилась на 48 место, уступая даже Чечне, где 70% безработица. Доля муниципалитетов в консолидированном бюджете области сократилась с 24% до 19%, что ставит их на грань выживания. Но и это не самое страшное. Бюджет области дырявый, а дырявый кувшин не наполнишь водой, сколько не заливай.

У нас бесследно исчезают акции аэропорта «Кольцово» на 2 млрд. рублей, мы тратим миллиарды рублей на строительство Центра Ельцина и одноименного теннисного центра. Мы тратим 500 млн. рублей на выкуп своей же телебашни. Раньше она стояла бесплатно, теперь за полмиллиарда. Мы строим в кредит, закладывая областное имущество, ангары на болотах стоимостью 7 млрд. рублей для проведения ежегодных выставок тщеславия под названием «Иннопром». Только ежегодное содержание их обходится в 600-800 млн. рублей. Мы вкладываем миллиарды рублей в Корпорацию развития Среднего Урала, все проекты которой в состоянии банкротства. Мы обманываем себя и закапываем миллиарды рублей в мертвую «Титановую долину» и бесчисленное количество модных, но никому не нужных технопарков. Единственное, что объединяет все эти «проекты» – возможность разворовывать бюджетные средства. При этом правоохранительные органы демонстрируют полную близорукость. Еще год такой политики и экономики, и от былой мощи области останутся руины.

НР: Что предлагаете, Нафик Ахнафович?

НФ: Спасать область. Мобилизовать все здоровые силы, чтобы ускорить отставку губернатора Евгения Куйвашева и его «гастрольной» команды. Хватит молчать. Надо объединяться и бить во все колокола. Непрошеным гостям рады, когда они уходят.

Справка НР:

Нафик Ахнафович Фамиев – депутат Законодательного Собрания Свердловской области по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга, заместитель председателя комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления, руководитель фракции КПРФ в высшем законодательном органе Свердловской области.

Это один из самых опытных уральских политиков. Впервые был избран депутатом городского Совета народных депутатов города Свердловска еще в советские годы. Позже трижды избирался депутатом Екатеринбургской городской Думы. В 2011 году победил на выборах в Законодательное Собрание области, как по одномандатному округу, так и по партспискам. Один из мандатов уступил своему коллеге – председателю Союза писателей Свердловской области Евгению Касимову.

На выборах в городскую Думу в сентябре 2013 года возглавлял общепартийный список кандидатов, уступив мандат своим коллегам. Дважды (1999, 2003 г.г.) участвовал в выборах главы Екатеринбурга альтернативно Аркадию Чернецкому, в 2009 г. был альтернативным кандидатом Евгению Порунову на выборах главы города – председателя городской Думы. Сегодня он и возглавляемая им фракция КПРФ – главные оппоненты действующего губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.

Екатеринбург, Святослав Булгарин

© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Урал, Интервью, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,