Мария Сергеева: Вы знаете, как участники конкурса спорят о сварке и монтаже? Интервью «Нового Региона» с идеологом проекта «Славим человека труда» (ФОТО)
Не так давно у проекта «Славим человека труда» сменился идеолог и куратор. Им стала молодая, но уже широко известная столичный политтехнолог Мария Сергеева. Эта ротация вызвала неподдельный интерес у политической элиты УрФО, журналистов, пиарщиков и директоров уральских заводов. В общем, у тех, кто соприкасается с производством и проектом, направленным на формирование рабочего класса. В интервью «Новому Регину» Мария Сергеева рассказала о первых 100 днях работы, о том, как проект превращают в профессиональную олимпиаду, пояснила, что его отличает от World Skills, и почему в России нет быдла и ватников.
Новый Регион: Мария, чем вы заняты с тех пор, как стали куратором и новым идеологом проекта «Славим человека труда»?
М.С.: Я постаралась сосредоточиться на трех направлениях. Во-первых, в этом году проект впервые существенно расширил свою географию и вышел за пределы Уральского федерального округа. Для меня личным успехом представляются моменты, когда во время конкурса в Салехарде приходит СМС из Владивостока. Пишут: «Мария, срочно вышлите логотип, нам надо напечатать футболки к конкурсу». А я, понимаете, занята, у меня под рукой даже нет компьютера, – пытаюсь я объяснить. При этом я четко понимаю, что надо хоть разорваться, а все сделать и выслать. За это недолгое время, пусть пока не в полном составе, к нам присоединились четыре федеральных округа. Во многом это происходит благодаря активности отделений движения «В защиту человека труда».
Наряду с мастерами из разных регионов состязались ученики из Оренбурга, Самарской области, Ярославля, Иркутска, Новосибирска, Владивостока. И это мое второе направление – вовлечение в конкурс учащихся, юниоров. Ребята, выигрывающие в 15 лет, приезжают домой победителями. Болеть за своих приходят однокашники, плакаты рисуют. Они видят, как товарищи побеждают. Таких престижных конкурсов для молодежи в широком смысле нет. Тем более на уровне, когда они стоят на одной сцене лично с полпредом или губернатором, жмут им руку. Мы за это нашему полномочному представителю очень благодарны. На его энтузиазме и энергии многое держится.
И третье направление – увеличение шоу-составляющей, чтоб конкурс стал более привлекательным для зрителей, для прессы, для более широкой городской аудитории. Основная работа по этому направлению еще впереди, будем, в том числе и интернет-направление развивать. Но уже сейчас у нас на открытиях конкурса яркие номера, лазерное шоу, видеоряд. Последний окружной этап даже с открытием Олимпиады сравнили, было очень приятно.
НР: Зачем вообще нужен этот конкурс, в чем его цель?
М.С.: Есть задача, озвученная президентом России. В стране надо создать 25 млн новых, высокотехнологичных, высокоропроизводительных рабочих мест. Они обеспечат экономическую независимость России и увеличат промышленный потенциал. Мы идем от общего к частному – это такая большая амбициозная задача. Внутри нее есть другая, подзадача, если угодно: объяснять самим людям, зачем это надо. Потому что в первую очередь нам необходимо вовлечь людей в производственную сферу.
НР: Какова мотивация? Я так понимаю – это один из сложных моментов – аргументировать целевой аудитории эту необходимость?
М.С.: У нас, у страны в целом, нет образа рабочего человека. Родители, когда думают о том, куда отдать ребенка после школы, не совсем представляют современные рабочие профессии. Есть научно-технический прогресс, производство 30-летней давности и промышленное предприятие XXI века – несравнимы. Сейчас у тебя красивая, новая униформа, ты работаешь в современном цехе, где все соответствует стандартам. Сейчас оператор станков с ЧПУ – это, по сути, инженер-программист. Даже сварка в наше время выглядит иначе.
Но сразу вовлечь молодежь посылом «иди работать на завод, там хорошо» – не получится. На мой взгляд, людям рабочих профессий в первую очередь самим надо понять, что то, чем они занимаются – это престижно и почетно. Если мы сейчас просто включим ТВ и будем щелкать каналы, мы не увидим ничего о рабочем человеке. Сериалы, которые показывают, – это все про Рублевку, бизнесменов или криминал. Новости – тоже не про рабочих. По идее, 25 лет про это вообще ничего не снималось, и из повестки они были исключены. Если же будут просто приходить чиновники и говорить, как важно привлекать молодежь в производственную сферу, – это не сработает.
НР: Мария, сейчас складывается сложная геополитическая и макроэкономическая ситуация в мире и России. Пять лет, даже еще три года назад, общество жило глянцем, гламуром. Затем произошло преломление – заговорили о противостоянии «креаклов» и пролетариата. Как ситуация обстоит теперь, можно считать, что положение дел поможет становлению рабочего класса в России?
М.С.: Хороший вопрос, глубокий… Недавно посмотрела ролик в интернете, где только что избранный президент Владимир Путин в 12-м часу ночи принимает журналистов. Это двухтысячный год. Президент показывает свое рабочее место и говорит: тут несколько вариантов развития экономики России. Сколько я ни слушала выступлений Путина, он неустанно говорил, что мы должны увеличивать ВВП, производственную мощь, слезать с нефтяной иглы и бороться за место на мировом рынке. Заявление о создании к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, это тяжелая задача для выполнения, но я думаю, мы с ней справимся.
К чему это я? К тому, что у руководства страны всегда было и есть четкое понимание необходимости укрепления инженерно-рабочих кадров. Хотя если спуститься на уровень потребителей, там пока иное видение. У государственной пропагандистской машины, (которую московские оппозиционеры так демонизируют) мало инструментов влияния, на самом-то деле. Даже если мы круглые сутки в новостях будем говорить, как важно становиться инженером или получать рабочую специальность, в перерывах мы будем смотреть рекламу и голливудские фильмы. Там нет рабочего и инженера. Там исключительно культ потребления. Естественно, это влияет на наше сознание…
НР: Кстати, как рабочие воспринимают эту сторону внепроизводственного бытия – глянец и «сникерсы»?
М.С.: Вы же понимаете, что рабочий, инженер, юрист или экономист не отличаются друг от друга. Все хотят счастья, здоровья и достатка себе и близким, мирного неба над головой. Да, моя задача привлечь внимание к проекту «Славим человека труда!». Вывести проект на федеральный уровень. Но это будет невозможно, если сами участники проекта не почувствуют себя героями. Начиная с того, как они приезжают на мероприятие и готовятся к нему. Знаете, как они увлеченно рассказывают о сварке и монтаже? После состязания они разгорячено спорят, кто и как выполнил задание, справедливо или нет жюри начислило баллы. Каждый раз они должны себя чувствовать героями нашего времени. И все это проходит при большом круге лидеров общественного мнения.
Вот почему мы говорим, что у нас своего рода олимпиада. Только среди рабочих. В старом, античном смысле – когда соревнуются не профессиональные спортсмены, а реальные производственники. Я изучала опыт конкурса World Skills. Меня все время спрашивают – конкуренты они нам или нет? Нет, не конкуренты, а друзья. Мы же преследуем совсем разные цели. «Славим человека труда!» – про повышение престижа рабочих профессий внутри страны. World Skills – это проект по повышению престижа наших рабочих на мировом уровне. Опять же, как там все устроено? Там люди, которые тренируются на протяжении года, как спортсмены. Чтобы выступить на соревнованиях по сварке. А у нас проект про реальных рабочих, которые ходят на работу по заводскому гудку. Так что это просто несравнимые категории. Оба конкурса хороши.
НР: Скажите, сейчас рабочим чаще дают правительственные награды, чем 10-15 лет назад?
М.С.: Во-первых, надо сказать про инициативу полпреда президента в УрФО Игоря Холманских о восстановлении звания Героя труда РФ. Президент поддержал. Это существенная победа и правильное решение. Был герой соцтруда в СССР, значит, должен быть сейчас. Между прочим, председатель правления нашей некоммерческой организации Константин Чуманов – первый Герой труда РФ в УрФО новой формации. Он из закрытого атомного города Трехгорного в Челябинской области.
Постепенно придет осознание, что человек с профессией, всегда найдет работу. Строится порт Сабетта, реализуются другие крупные проекты. Везде нужны рабочие руки, за которые платят реальные деньги. Высококвалифицированный специалист может получать на производстве 70-80 тысяч рублей в месяц в среднем.
НР: Мария, а рабочие из разных регионов чем-то отличаются? Профессионально или по образу мышления?
М.С.: Ты сейчас говоришь как настоящий хипстер и креакл, который в жизни не видел рабочего. Будто один с рогами, второй с копытами, а третий с красными глазами и хвостом. Скажите, а чем вообще люди в регионах отличаются?
Я могу привести в пример моего папу, который был мастером холодильных установок. Он научил меня читать в два года, писал стихи, рассказы и пьесы. Он ставил на заводе спектакли. Папа тратил средства на книги для дочери, а ведь в СССР книги были, ну как сейчас золото… Доставал книги, абонементы в театр. И это рабочий с восемью классами образования. Кроме того, он играл на гитаре и великолепно пел, руками мастерил много.
Поэтому, когда я слышу про какое-то «быдло» и «ватников», я вспоминаю папу. Думаю, что он был, наверное, культурней иного современного человека с высшим образованием… Но в массовом образе, в том числе благодаря недоработке СМИ, проскальзывает образ «рабочего быдла». Замалчивать это неправильно…
НР: На выездном заседании «Изборского клуба» в Нижнем Тагиле обсуждался вопрос – как сделать, чтобы стали снимать фильмы о рабочих. А разве не заинтересованы ФПГ в выпуске таких кинолент, готовы их финансировать?
М.С.: В Челябинске 16-18 апреля пройдет фестиваль документальных фильмов «Человек труда». Идея принадлежит полпреду президента РФ в УрФО Игорю Рюриковичу Холманских и поддержана челябинским губернатором Борисом Дубровским. Партнером фестиваля выступает концерн Росатом, инициативу поддержал Сергей Владиленович Кириенко. Это будет первый в России фестиваль документального кино о рабочих людях. Мы надеемся, что первый блин получится не комом. Будут показаны снятые телематериалы и представлены корпоративные работы. На сегодняшний момент поступило больше 200 заявок и материалов, сейчас идет их отбор. Показы будут идти три дня, посмотреть работы можно будет также в интернете. В идеале хотелось бы от документалистики перейти к созданию художественного кино о рабочих.
НР: Выходит, стараетесь править ситуацию комплексно – сразу по нескольким направлениям? А какое к этому имеет отношение проект «Лаборатория профессий»?
М.С.: Существует так называемая проблема вторых городов или моногородов. Она в том, что столичные центры оттягивают на себя рабочие и молодые кадры. Люди уезжают и потом не возвращаются в свои города. «Лаборатория профессий» заключается во внедрении методики ранней профориентации. Следует развивать в ребенке инженерно-техническое мышление, давать навыки профессии. Для этого мы подключим к сотрудничеству управления образования муниципалитетов и работодателей – ММК, УВЗ, НТМК и так далее. Они заинтересованы в этом проекте.
НР: Уже ясно, как это будет выглядеть и в каком формате работать?
М.С.: Сейчас на базе Нижнего Тагила мы делаем учебно-методический центр. В нем будем собран опыт всех регионов УрФО, он уже есть. На этой основе будет созданы уникальные методические материалы. Это первый этап. Далее мы хотим создать детский технопарк (сейчас ищем инвесторов), где дети могли бы проводить время и заодно определяться с интересами и профессией. Такие технопарки есть в Германии, что-то похожее существует в Санкт-Петербурге. А вот на уровне областных центров или вторых городов таких центров нет. Наша уникальность в том, что мы делаем это там, где это действительно нужно. Учить ребенка в столице или в Питере рабочим азам бессмысленно. А вот внедрять такие методики на Урале – более чем актуально.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».