Грюнберг: нужен такой памятник Сталину, чтобы у кого-то одно место сжималось
Пока администрация Екатеринбурга готовит ответ на обращение коммунистов, предложивших установить в городе памятник Иосифу Сталину, на NDNews.ru завершается читательское голосование по тому же вопросу. Одновременно о том, каким бы мог быть этот монумент, редакции NDNews.ru рассказал известный уральский скульптор, автор памятника маршалу Жукову и монумента «Черный тюльпан» Константин Грюнберг. По предварительным данным, в случае одобрительного решения мэрии, изваять Сталина могут поручить именно ему.
NDNews.ru: Константин Васильевич, отношение к Сталину в обществе неоднозначное. Почему вы встали на сторону тех, кто считает, что памятник Сталину в Екатеринбурге нужен?
К.Г. Я рожден под именем Сталина. Я родился в 1944 году, и свой первый скульптурный портрет я вылепил в клубе имени Сталина. Я почти всю жизнь прожил в Орджоникидзевском районе, и я вам скажу – в цехах Уралмаша среди рабочих имя Сталина всегда пользовалось авторитетом. Это историческая личность. А те, кто кричат и обижаются, – это обиженные. Когда говорят о репрессиях, я говорю: ну покажите, кого невинно репрессировали? Из моих родных, знакомых никто не пострадал. Ни один человек. Честно работали, честно воевали, честно проливали кровь на фронтах. Что сделал Сталин? Сталин был верховным главнокомандующим, генералиссимусом нашей армии. Когда его сын попал в плен, он сказал «я рядового на маршала не меняю». И при этом он, как Леня Брежнев, орденов на себя не навешивал. Носил постоянно только одну звезду – Героя соцтруда. И, кстати, бомжей при нем на улицах тоже не было. Порядок был.
NDNews.ru: Тем не менее, сейчас довольно много публичных людей, которые называют советский период нашей истории преступным и призывают снести вообще все памятники правителям того времени.
К.Г. Да кто призывает-то?.. Покажите мне этих людей. Кто они такие? Ломать – не строить. Они сами-то что создали? Я бы, может быть, прислушался к мнению, например, исследователя северного полюса, или великого ученого… А вот эти запретители – они кто такие вообще? Возьмите вечный город, Рим. Сколько там стоит памятников великим злодеям! И Калигула, и Нерон. И никого это не смущает. Это – история!
NDNews.ru: А есть какой-нибудь исторический персонаж, которому вы бы ни за что не стали делать памятник?
К.Г. Бажову.
NDNews.ru: За что вы на него сердитесь?
К.Г. Он входил в комиссию, которая приняла решение о взрыве Екатерининского храма, который стоял на площади 1905 года. Он подписал это решение. Вот за это и не стал бы. Хотя его персонажей – возможно. Вот Хозяйку Медной горы, например, я бы с удовольствием сделал, если бы был заказчик.
NDNews.ru: А Путина – стали бы?
К.Г. Нет, зачем заниматься лизоблюдством? Я старый человек, мне этого не нужно. Хотя, как и многие, в прошлом году я был в восторге, как у него с Крымом все получилось.
NDNews.ru: Над чем вы сейчас работаете?
К.Г. Сейчас работаю над монументом очень известного ученого, имени пока называть не буду. Но это не екатеринбургский заказ, он будет стоять в другом городе. Слава богу, Россия велика, одним городом я не ограничиваюсь. Пожалуй, закончу академика – возьмусь за модель памятника товарищу Сталину.
NDNews.ru: Но ведь администрация города пока не дала ответ на обращение коммунистов?
К.Г. Так понятно же, что запретят. Понятно же, что никогда этого не будет. Хотя… Вы знаете, когда я начинал лепить маршала Жукова, у меня на руках даже договора не было. И еще один момент. Я много общаюсь с военными, в том числе – с высокопоставленными, и вы знаете… Отношение к Сталину начинает меняться в лучшую сторону. Об этом говорят сами люди. Как говорили древние римляне? Vox populi – vox Dei, глас народа – глас Божий. Глас народа, а не кучки обиженных, которые сами в своей жизни ничего не создали.
NDNews.ru: Каким вы видите этот памятник?
К.Г. Он должен стоять на Уралмаше, на бульваре Культуры, с лицом, обращенным на юг. Материал – полированный гранит, черный или красный. Лучше красный карельский, есть такой сорт. У нас на Урале есть свой мрамор, но он розовый, тот, из которого Малышева сделали. Не то. Памятник Сталину должен выглядеть так, чтобы у некоторых товарищей одно место сжималось при взгляде на него. Как напоминание: на то и щука в озере, чтобы карась не дремал. Пусть ходят, поглядывают и думают. Реалистичным он должен быть, чтобы все четко и ясно. Хотя умом понимаю, конечно, это вопрос политический – не будет этого… Если более реалистично, то я хотел бы поставить памятник государыне Екатерине на том месте, где раньше стояла Краснознаменная группа. Изобразить ее в виде красивой, летящей над городом богини, чтобы мужикам нравилась.
NDNews.ru: Вас называют одним из последних представителей реализма в свердловском искусстве, вы согласны с такой оценкой?
К.Г. Так это же хорошо. Я, кстати, единственный в нашем союзе художников, кто закончил Ленинградскую академию художеств имени Репина. Я знаю, что делаю. И я никому не собираюсь по-собачьи преданно заглядывать в глаза, бегать за заказчиком: «Donnez-moi, donnez-moi, s'il vous plait!». Мне 70 лет, и это мне уже не нужно. Я имею право на собственное мнение. Помните, как там сказал классик? «У советских – собственная гордость, на буржуев смотрим свысока».
Справка NDNews.ru: Константин Грюнберг родился в 1944 году в Свердловске в семье уралмашевского кузнеца. В школьные годы он посещал студию лепки в местном Доме культуры. Учился в Ленинградской академии художеств имени Репина, которую окончил в 1968 году. Его наставниками были такие признанные советские скульпторы, как Крестовский, Керзин, Аникушин. Дипломной работой Грюнберга стала скульптурная композиция «Выход партизан из боя». Член Союза художников России с 1998 года. Практически вся творческая деятельность Грюнберга связана с родным городом. Он – автор таких знаковых монументов, как памятник маршалу Жукову, который был воздвигнут на народные пожертвования в 1995 году в честь 50-летия Великой Победы, мемориал участникам локальных военных конфликтов «Черный тюльпан» (1995), памятник уральским воинам-спортсменам «Лыжный батальон» (1996).
На сайте NDNews.ru с 6 мая шло голосование, связанное с инициативой коммунистов об установке памятника Сталину в Екатеринбурге. Почти за месяц свое мнение высказали 26 690 человек. За установку памятника высказались 74,45% респондентов. Резко против этой затеи – 22,39% принявших участие в голосовании. 2,61% признают Сталина исторической личностью, но установку памятника считают неуместно. 0,37% респондентов в принципе не против этого монумента, поскольку в городе увековечена память самых разных деятелей истории. Менее процента тех, кто выбрал вариант «Мне все равно».
Результаты голосования можно посмотреть здесь.
Екатеринбург, Евгения Вирачева
© 2015, РИА «Новый День»