AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

«Родители гонятся за деньгами, им некогда заняться детьми – и тогда они попадают к нам или следователям» Интервью с председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

NDNews.ru продолжает серию публикаций о детях, которые становятся жертвами интернет-педофилов. Чаще всего – это дети, предоставленные сами себе, пока мама и папа пытаются решить проблемы содержания семьи, либо какие-либо другие свои личные проблемы. Как повысить уровень безопасности наших детей от угроз в Сети, из-за чего школа не способна дать защиту и почему следователи травмируют маленьких жертв преступлений, – в интервью с председателем территориальной комиссии по делам несовершеннолетних по Железнодорожному району Екатеринбурга Ириной Антроповой.

NDNews.ru: Ирина Николаевна, какова роль комиссии по делам несовершеннолетних в работе с ребенком, который стал жертвой?

Ирина Антропова: Данные о нарушении прав детей, в том числе и о половой неприкосновенности, направляются органами и учреждениями системы профилактики в прокуратуру, нам и в органы внутренних дел. Мы запрашиваем у всех субъектов информацию о семье и ребенке, но мы не пишем, зачем нам нужны эти сведения. Мы сводим до минимума круг лиц, которые обладают этими сведениями. С детьми, ставшими жертвами преступлений, сначала работает психолог комплексного центра социального обслуживания населения района, а дальше мы детей и родителей уже направляем для корректировки эмоционально-волевой сферы, выстраивания детско-родительских отношений и для психологического сопровождения в центры психологической поддержки.

А если не удалось информацию удержать в тайне, есть какая-то правовая возможность защитить ребенка от неизбежной травли?

Это смена школы или переезд. Плюс время. Дети жестоки, они могут не только насмехаться, но и вовлекать в этот процесс других детей. В школе педагоги с ними работают, но дети выходят из школы – и им уже никто не запретит отпускать комментарии и насмешки в адрес жертвы. Еще и нужно уметь провести беседу с детьми, потому что если сказать: «не надо так делать, потому что вы причиняете Оле боль», дети поймут с точностью до наоборот. Тут задача психолога – объяснить детям правильно.

Много случаев было, когда из-за травли школьники совершали самоубийство. Нельзя с точки зрения уголовной ответственности к вопросу подойти? Донести до детей, что они занимаются доведением до суицида?

В тех случаях, с которыми мы сталкиваемся, дети не являлись субъектами уголовного права, поэтому привлечь их к уголовной ответственности нельзя. Они еще маленькие. И они прекрасно это знают. В случае со школьниками, которые организовывают травлю, если и будет заявление в полицию, последует отказ в возбуждении уголовного дела. Дальше мы обсудим проблему на комиссии, вынесем предупреждение подростку, родителям за невыполнение обязанностей по воспитанию ребенка. В зависимости от ситуации и дети, и родители могут быть поставлены на внутришкольный учет, на учет в органах внутренних дел, к нам в комиссию, и с ними будет организована профилактическая работа.

Мамы пострадавших девочек, с которыми мы беседовали, говорят – как одна – что дети страдали от постоянных походов к следователям, каждый раз они словно заново переживали свои травмы. Есть ли возможность ребенка защитить от этого – минимизировать контакты с правоохранителями?

Сейчас судьи не заслушивают потерпевших – для этого опрос ребенка следователем снимается на камеру. Но вообще надо следствию задавать вопрос, почему дети в таких дозах должны участвовать в следственных действиях. Это вряд ли способствует нормальному развитию ребенка, каждый раз пострадавшие дети возвращаются к воспоминаниям, которые вредны для них.

По вашему опыту, противоправных действий против детей, в том числе против половой неприкосновенности, стало больше?

Число подобных фактов увеличилось. Моя многолетняя практика это подтверждает. Да, у нас есть закон о защите детей от информации, наносящей вред здоровью, и мы серьезно с ним работаем, в школах организована комплексная безопасность, на компьютеры ставятся контент-фильтры, но когда ребенок пришел домой, включил компьютер – вся эта информация оказывается перед ним. Да ему даже домой идти не надо, все в гаджете, под рукой, и он все это получает. И это огромная проблема, как перекрыть этот доступ, потому что родители не всегда способны – в силу своих навыков, времени – контролировать, чем занимаются дети в Интернете.

У нас был случай с мальчиком, отличником, олимпиадником, который в группе с другими ребятами совершил убийство на националистской почве. Помимо прочего по результатам уголовного дела в отношении матери было возбуждено дело об административном правонарушении – в вину матери было вменено, что она не проверяла жесткий диск, не контролировала ребенка, не знала, что он проявляет внимание к сценам насилия в Интернете. Но я не согласна с этим – тогда еще Интернет только-только появился в широком доступе, и мама просто не владела навыками работы с компьютером и не могла его контролировать, тем более подросток выходил в Сеть по ночам.

Но сейчас родители более продвинутые. Все знают, что такое Интернет.

Но не все понимают, что еще с детского сада надо воспитывать культуру поведения в Интернете. Да плюс к тому нынешний кризис – родители заняты своими взрослыми проблемами, находятся в погоне за деньгами, и они не знают, чем их ребенок живет. Когда у нас проходят заседания комиссии, и детей спрашивают, чем они занимаются в свободное время, то даже ответа не требуется. Они стоят все – бледно-зеленые, потому что сутками сидят за компьютером. В отдельных случаях они оставляют школы, у них нет мотивации к обучению, они живут в виртуальном мире. А родители уже не могут ничего сделать – потому что ребенок уже вырос, а мама с папой вовремя не поинтересовались, чем он живет, вовремя не заняли его спортом и культурой. Родители удивляются, когда я спрашиваю у них: «А сколько раз вы были в театре с ребенком? Сколько раз на коньках покатались, сколько на лыжах?». Ведь ребенок бы лишний раз не сел за компьютер, если бы мама и папа ездили с ним в отпуск вместе, если бы проводили с ним выходные, если бы 20 минут вечером посвятили тому, чтобы узнать, что интересно ребенку. Основной массе родителей недосуг, у нас с 2-3 лет детей уже сажают за компьютер, чтобы «маме не мешать». И вот результат. Большинство детей, ставших жертвами насилия в интернете, ничем не заняты.

А школа? Ведь профилактику безопасности в Интернете можно проводить и там?

Профилактика должна начинаться с дошкольных учреждений, а не со школы. И не с детьми, а с родителями. Эту мою позицию наши дошкольные учреждения услышали, они ведут наблюдение за определенной категорией родителей, которых можно отнести к группе риска, где родители ведут асоциальный образ жизни. Заведующие и воспитатели к ним проявляют особое внимание, проводят беседы, собрания. Иногда приглашают психологов, инспекторов ПДН.

И еще я делаю ставку на работу с родителями в начальной школе. Нужно понимать, что ребенок не вдруг открывает для себя Интернет в среднем или старшем звене. Поэтому до того времени, как это случится, должна идти усиленная работа с родителями, а потом уже с детьми.

Но тут есть нюанс – раньше в школах была анатомия, классные часы, где детей готовили к осознанному родительству, объясняли про отношения полов. А теперь дети это в рамках биологии изучают. Но чтобы дети адекватно воспринимали эту информацию, все должно быть донесено так, чтобы они не смеялись над этим, чтобы этим занимались специалисты. А сейчас дети все это получают из Интернета – и далеко не в той форме, которая им нужна, а в грязной, грубой и извращенной.

А где взять специалистов, которые должны детям объяснять все это? Может, какие-то внеклассные уроки проводить со сторонними психологами, например?

Если сами родители бдительные и хотят, чтобы их детям провели какое-то такое занятие, они должны обратиться к руководству школы, а оно уже решат вопрос. Но тут тоже есть проблема – допустим часть родителей продвинутые, а остальные могут быть и против таких занятий. По аналогии с тестированием на наркотики. Некоторые родители отказываются от тестирования, они просто не хотят знать, что их дети пробовали наркотики, или надеются, что дети не пробовали, и уверены в этом. Не все мамы и папы даже на лекцию нарколога согласны – боятся, что детей на мысль попробовать наведет такой урок. И тут, я думаю, будет то же самое. Наверно, пора выделить безопасное поведение в Интернете как отдельную требующую повышенного внимания и отдельного преподавания тему, пора научить наших детей безопасности в Сети.

Фото – megapoisk.com

Ссылки по теме:

Изнасилованные в Сети: рассказы родителей детей, пострадавших от педофилов >>>

Изнасилованные в Сети: «А потом ему стало нужно видео. Порнография» / Рассказы родителей детей, пострадавших от педофилов >>>

«Не доешь – получишь!» – как поведение родителей может сделать из ребенка идеальную жертву для педофила / Интервью NDNews.ru с психотерапевтом >>>

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Урал, Интервью, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,