Леонид Генин: Иногда продать памятник за рубль – единственный способ спасти его
Накануне Дня Екатеринбурга принято вспоминать его прошлое, рассказывать о памятниках истории и культуры, которыми гордится столица Урала. Редакция NDNews.ru решила пойти немного по другому пути и выяснить, какие опасности угрожают сегодня старинным зданиям нашего города и какие меры принимаются городскими властями для их сохранения. О том, чем опасна замена печного отопления на центральное и почему старинный госпиталь Верх-Исетского завода был продан всего за один рубль, нам рассказал директор МКУ «Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» Леонид Генин.
NDNews.ru: Леонид Васильевич, Екатеринбургский центр по охране и использованию исторического и культурного наследия – единственное подобное муниципальное учреждение в России. Когда, кем и с какой целью оно было создано?
Л.Г.: МКУ «Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» был создан в 1999 году по инициативе ЕКУГИ (сейчас – Департамент по управлению муниципальным имуществом). В рамках полномочий центра, согласно федеральному законодательству, – сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (ОКН), находящихся в муниципальной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Сколько объектов культурного наследия в Екатеринбурге сейчас?
Л.Г: Всего на территории муниципального образования «город Екатеринбург» расположено 480 объектов культурного наследия (724 здания и сооружения и 50 памятников археологического наследия). В муниципальной собственности находится 126 объектов культурного наследия федерального, регионального, местного значения. Среди них, например, ДК ВИЗ, ДК Эльмаш, здание администрации города, здание Музея истории Екатеринбурга, Музея Метенкова, кинотеатр «Октябрь».
Каким именно образом реализуются функции по охране ОКН? Какие опасности угрожают старинным зданиям Екатеринбурга?
Л.Г: Любые строительные и ремонтные работы на таких объектах должны вестись подрядчиком, имеющим лицензию на этот вид деятельности, по каждому проекту проводится государственная экспертиза. Но по факту в большинстве старинных зданий, находящихся в муниципальной собственности, расположены различные учреждения – школы, библиотеки, больницы, в штате которых нет собственных экспертов по сохранению ОКН. Поэтому наш центр ведет с пользователями объектов активную методическую работу по сопровождению таких процессов. Работы бывают четырех основных видов – противоаварийные, когда необходимо законсервировать памятник в существующем виде, спасти его от дальнейшего разрушения; работы по приспособлению памятника к использованию в современных условиях; реставрационные работы и ремонтные работы.
К сожалению, на старинные здания ежедневно воздействуют десятки неблагоприятных факторов, которые, если не принимать мер, ведут к его разрушению. Например, здание стояло на бутовом фундаменте, стояло сто лет, а потом в этом месте, внизу, проложили метро, началась вибрация, на которую объект не был рассчитан. Транспортная вибрация вызывает резкое ухудшение состояния ряда памятников истории и культуры, пример – массовое образование трещин на старинных зданиях по улице 8 Марта.
Влияют на памятники и изменения в технологии эксплуатации зданий. Взять, например, такой момент, как отопление. После того, как печи в старинных зданиях были заменены на радиаторы, в помещениях, как правило, повысилась температура, изменились воздушные потоки, больше тепла стало попадать в подкровельное пространство, после чего мгновенно начала образовываться наледь на кровлях – это один из главных бичей зимнего времени. Причём если здание не эксплуатируется – отключено от отопления, то наледи на кровле нет.
Другая проблема – агрессивная химическая среда, которая образуется вследствие загрязнения атмосферы промышленными выбросами и автотранспортом, что ведет к деградации памятников деревянного зодчества, кирпичной кладки, покрасочных слоев, штукатурки, декора. Лошадки, которые раньше бегали по нашим улицам, не загрязняли атмосферу улиц, но, наверное, когда-нибудь в городе будет только электрический транспорт, и это, несомненно, скажется на улучшении экологической обстановки в городе, в том числе и на сохранности объектов культурного наследия.
Таких факторов много, и, следовательно, все это требует очень вдумчивой позиции и реставраторов, и проектировщиков. Особенно с учетом того, что аутентичных строительных и отделочных материалов не найти. Технологии сильно изменились не только по сравнению с XIX веком, но и с серединой ХХ века. Большинство материалов, использованных при строительстве и отделке наших памятников, уже вообще не производятся нигде в мире. Это касается не только собственно материалов, но и фурнитуры, светильников, элементов отделки. Очень хотелось бы получить от федерального центра хоть какие-то рекомендации по тому, чем их можно заменить, но, к сожалению, у нас в стране не развита научная составляющая этого процесса. Некоторые иностранные компании, например, в Германии, пытаются производить нечто подобное, но нам это помогает мало, так как климатические условия сильно различаются, и мы не уверены, что их продукция применима для наших памятников.
А как обстоят дела со вторым направлением – приспособлением ОКН для современных условий?
Л.Г: К сожалению, некоторые объекты приспособить очень сложно из-за особенностей строительства того или иного исторического периода. В ХХ веке история нашей страны во многом двигалась за счет утопических идей. Это получило отражение в некоторых памятниках конструктивизма. Например, квартиры в Городке Чекистов были спланированы под определенную идеологию, максимальную социализацию жильцов, в них не было кухонь и ванных, так как предполагалось, что питаться жильцы будут в столовой, стирать – в прачечной, а мыться – в бане. Но жизнь внесла свои коррективы, и надо приспосабливать объекты к современным условиям.
Большие сложности возникли и с гостиницей «Исеть», аналогичная ситуация по «Мадриду» на Уралмаше – на мой взгляд, из-за недальновидной политики Федерального агентства по использованию памятников. Они подняли арендную плату, арендаторы съехали, в результате здания стоят пустые и разрушается. Подсчитано, что за каждый год, что объект культурного наследия стоит пустым, он разрушается в 10 раз сильнее, чем когда у него есть пользователь.
Очень проблематично приспособить к современным условиям водонапорную башню или фабрику-кухню. Хотя есть и положительные примеры, например, водонапорная башня на Московской. Там занимаются ребята скалолазанием из детской спортивной школы.
Также я считаю большим упущением законодательства, что штрафы за ненадлежащее содержание памятника есть, и весьма значительные (в последние годы), а вот поощрительных мер нет вовсе. У инвесторов нет интереса идти в памятники, сохранять их, использовать максимально в историческом виде. Как правило, интерес к особнячку в 150 метров – это пристроить нависающую «громаду» в несколько десятков тысяч метров. Это можно увидеть на улице Тургенева, сейчас готовятся такие проекты на Хохрякова и Почтовом. Есть собственники, которые приобретают памятники, а потом не знают, что с ними делать, или начинаются проблемы с бизнесом. В результате они отделываются штрафами (если их находят), а здание ветшает и разрушаются. За примерами далеко ходить и не надо: это 8 Марта, 30, Розы Люксембург, 3, Банковский, 11, Шейнкмана, 18. К сожалению, в Екатеринбурге вообще очень высок риск утрат и повреждений объектов культурного наследия в отношении памятников, попадающих в зоны экономических интересов организаций-застройщиков, и памятников, не имеющих эффективного собственника или пользователя.
Какой же из этой ситуации выход?
Л.Г: Главное любить свой город и не успокаиваться, пока в каждом памятнике не поселится хозяин, который будет о нём заботиться. И не надо быть «собакой на сене», самому не нужно и сохранять не могу, но никому не отдам. Иногда единственный способ сохранить памятник – это продать его задешево. Новая норма федерального законодательства позволяет инвестору купить объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии, за символическую цену 1 рубль с принятием на себя обязательств по его реставрации. В этом году мы впервые поступили так с комплексом зданий, находящихся по адресу: Верх-Исетский бульвар, 15а (бывший госпиталь Верх-Исетского завода). Постройка длительное время пустовала и начала разрушаться. К сожалению, в бюджете города сумма средств для реставрации памятников существенно ограничена, поэтому было принято решение выставить объект на продажу по минимальной цене. Стоимость земельного участка под госпиталем, по результатам независимой оценки, – 21 млн 890 тыс. руб. Таким образом, общая стартовая цена объекта составила 21 млн 890 тыс. 001 руб. Согласно условиям конкурса, победитель обязан до середины 2018 года восстановить объект с учетом всех обременений и ограничений. Владельцем стал один из крупных банков. Все работы будут проводиться под постоянным контролем департамента и городского центра по охране памятников.
Сколько объектов культурного наследия сейчас находятся на грани разрушения, и какими все-таки суммами на работы по сохранению ОКН располагает сам муниципалитет?
Л.Г: Техническое состояние объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности на территории города Екатеринбурга, можно оценить в следующей пропорции: 81 % в удовлетворительном состоянии, а 19% требуют проведения ремонтно-реставрационных работ. Состояние «наших» памятников в два раза лучше, чем состояние других памятников на территории города. Но это не повод расслабляться. Приближается 300-летие Екатеринбурга, и мы должны все памятники привести в хорошее состояние. Ежегодно муниципалитет выделяет средства на реализацию программы по сохранению объектов культурного наследия. 159 миллионов рублей было выделено только в последние три года. Это позволило провести ремонтно-реставрационные работы на 14 памятниках, в том числе – в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, фабрике-кухне УЗТМ, доме Блохиной, доме горсовета № 5, ДК ВИЗа и разработать проектно-сметную документацию для проведения работ на 36 объектах.
В 2016 году будут продолжены работы по следующим объектам: дом Г.С. Кудрина (ул. Розы Люксембург, 18) – планируется проведение капитального ремонта внутренних помещений с заменой инженерных сетей и оборудования; дом Петровых 1910-х гг. (ул. Февральской революции, 11) – начало ремонтных работ на объекте под клуб «Каравелла», первый этап – капитальный ремонт кровли.
Кроме того, в настоящее время также осуществляется разработка научно-проектной документации по 18 объектам культурного наследия, необходимая для получения разрешения на производство работ по сохранению объектов культурного наследия, расположенных на маршруте движения клиентских групп FIFA, находящихся в муниципальной собственности и не входящих в состав жилищного фонда.
Екатеринбург, Евгения Вирачева
© 2016, РИА «Новый День»